Дмитрий Мазоренко, фото dw.com

​Что происходит в Армении?

Оппозиция требует отставки премьер-министра Пашиняна, но широкой поддержки общества у нее нет

​Что происходит в Армении?

С начала мая в Армении проходят протесты, формальным поводом для которых стала уступка Азербайджану четырех сел близ Нагорного Карабаха. Однако протестующие выдвигают более широкое требование полной остановки передачи спорных земель.

В начале этой недели лидером протеста, претендующим на пост премьер-министра страны, стал предстоятель Тавушской епархии Армянской апостольской церкви Баграт Галстанян. От лица вышедших на улицы граждан он требует отставки премьер-министра Никола Пашиняна и его правительства.

Галстаняна связывают со вторым президентом Армении Робертом Кочаряном, считая нынешние протесты попыткой реставрации политического режима, который несколько лет назад во время массовых протестов сверг сам Пашинян. Однако сам архиепископ называет эту версию «мифом».

Что не дает оппозиции мобилизовать население?

Несмотря на то, что на пике митинги собирали несколько тысяч человек, Галстаняну не удается расположить к себе армянское общество. Всего 6,7% участников недавнего опроса общественного мнения говорили, что видят его на посту главы переходного правительства.

Низкая поддержка архиепископа объясняется тем, что он и оппозиционный блок «Тавуш во имя родины» не может предложить последовательного плана действий на период потенциального транзита власти.

фото dw.com

Их идеи исчерпываются требованием возврата земель Армении и налаживанием отношений с Россией. Но как возможен этот возврат в ситуации, когда весь государственный бюджет Армении лишь на $3,3 млрд больше военных расходов Азербайджана ($3,8 млрд)? Так же абстрактны и обещания наладить отношения с Москвой, еще несколько лет назад воспринимавшейся гарантом безопасности Еревана.

Из-за этого у Галстаняна не получается мобилизовать граждан против Пашиняна. В результате число участников протеста снижается, хотя общий градус недовольства действиями нынешнего руководства страны постоянно растет.

Почему элиты Армении не готовы продолжать борьбу за спорные территории?

Пашинян — первый премьер с момента обретения Арменией независимости, который решился на болезненное решение конфликта с Азербайджаном. Некоторые аналитики считают выбранный им сценарий неизбежным.

В реальности большинство представителей элит Армении заинтересованы в том, чтобы остановить территориальный спор. Прежде всего потому, что в случае отчуждения земель Армения перестанет тратить большие суммы на их жизнеобеспечение.

Другая причина в том, что крупные бизнесмены страны могут найти себе место в проекте «Среднего коридора», из-за которого Азербайджан, вероятнее всего, и пошел на эскалацию давнего конфликта с Арменией.

Почему Армению никто не поддерживает?

Война России в Украине поставила вопрос о создании торгово-логистических путей, способных соединить Европу и Китай в обход России. Благодаря этому новый виток интереса получил проект «Среднего коридора», в котором особенно заинтересованы Турция и Азербайджан.

После возвращения Азербайджаном Нагорного Карабаха, «Средний коридор» открывает для России путь к Ирану и Южной Азии.

Из-за переориентации своей экономики с западных стран на азиатские рынки Россия сделала парадоксальный выбор: участвовать в проекте, нацеленном против нее.

В результате Россия отказалась от поддержки Армении, хотя около 30 лет выступала гарантом ее безопасности. Армения была вынуждена уступить спорные территории, поскольку никто из более сильных в военном плане стран не посчитал необходимым занять ее сторону.

Даже Евросоюз, о развороте к которому во внешней политике все чаще говорит Пашинян, не стал предпринимать что-либо кроме дежурных, хотя и жестких дипломатических заявлений в адрес Азербайджана. Это, в том числе, вызвано лоббистскими инициативами Азербайджана в Европе, на которые режим Ильхама Алиева направил несколько миллиардов долларов.

Проблема для Армении также состоит в том, что несмотря на кризис в ее политических отношениях с Россией, она не может отказаться от двустороннего экономического партнерства. Прошлый год стал рекордным по объемам двусторонней торговли между странами, чему способствовал реэкспорт санкционной продукции.