2462
10 июня 2024
Фото автора.

«Мы работаем больше на внешний мир, чем для себя»

Более 180 млн человек проголосовали на выборах в Европарламент

«Мы работаем больше на внешний мир, чем для себя»

Бейімбет Молдағали, Брюссель, Власть.

Read this article in English.

В воскресенье в странах Европейского Союза закончились выборы 720 депутатов в Европейский парламент. Выборы, проходившие в условиях роста правых и ультраправых сил, определят будущую траекторию политики Евросоюза по важнейшим вопросам: война в Украине, миграция и зеленый переход.

Корреспондент Власти отправился в Брюссель, чтобы осветить выборы и поговорить с избирателями об их ожиданиях, сложном политическом ландшафте и компромиссах, на которые приходится идти.

Небольшие дома, тесно расположившиеся на узких улицах, составляют привычный вид Брюсселя. Их сменяют старые дворцы и храмы, купола которых можно заметить из разных частей города. Чуть южнее исторического центра выделяется район с серыми и стеклянными зданиями.

Здесь находятся главные здания важнейших институтов Евросоюза – Европарламента и Европейской комиссии. Несмотря на то, что Брюссель считается столицей Евросоюза, здесь тяжело прочувствовать разгар политической борьбы. Большинство плакатов находятся у ресторанов и кафе, однако все они связаны не с выборами в Европарламент, а с местными региональными выборами и выборами в коммуны.

Схарбек. Изменение климата, налоги для богатых и фашизм

Коммуна Схарбек находится в северо-восточной части Брюсселя. Большинство жителей здесь говорят на французском. Один из участков рядом с администрацией комунны заметно оживлен. В Бельгии традиционно высокая явка на выборах в Европарламент. На прошлых выборах в 2019 году она составила 88,47%, тогда как средняя явка по Европе составила чуть больше 50%. Объясняется это в том числе и тем, что в Бельгии участие в выборах обязательно — для тех, кто не голосует, предусмотрен штраф.

Полиция отказывается пускать журналистов внутрь участка, потому что требуется разрешение местной администрации. Многие жители, выходящие с участка с неохотой соглашаются на разговор. «Я бы с удовольствием ответил на ваши вопросы, но я простоял в очереди два часа и теперь у меня болят колени», – жалуется мужчина.

22-летняя местная жительница Морген – специалистка по маркетингу, впервые в жизни участвовала в голосовании. Она признается, что выбор дался ей сложно, особенно из-за того, что голосование в Европарламент совмещено с местными выборами. Ей было непросто выбрать партию из-за низкого уровня осведомленности.

«Если честно, я не так много знаю об этом. Я также не пыталась узнать больше, потому что все происходящее выглядит немного как война. Все это маркетинг в конце концов, – говорит Морген. – Я не могла понять, где информация объективная, а где субъективная. Я проголосовала судя по тому, что я слышала вокруг себя, что я видела в СМИ. Но в любом случае я думаю, что среди молодежи не было достаточного объяснения, что от нас требуется и как вещи работают в Бельгии или в Европе».

Морген.

Морген не верит политикам. И в целом в политике, на ее взгляд, «больше разговоров, чем настоящих действий». Важнейшим вопросом для нее на этих выборах стала экология и изменение климата. Морген говорит, что ее поколение хорошо осведомлено о проблемах экологии и заботится об окружающей среде. Она проголосовала с надеждой на то, что работа по экологической повестке станет стабильной.

«Я думаю, что люди хотят меняться, но они не готовы к уступкам и выходить из зоны комфорта. Так что для меня важно иметь какие-то возможности, которые заставят людей измениться без чрезмерных мер, например, запретом на путешествия. Например, сделать путешествия на поездах более доступными, а на самолетах менее, чтобы мы выбирали больше поезда», – говорит Морген.

Для 24-летнего студента Тео Шифлерса из Бельгии эти выборы стали вторыми. На этот раз он не проголосовал за партию, которую выбрал пять лет назад. Он объясняет это взрослением и «переосмыслением некоторых вещей». На этих выборах для него важной темой стало также изменение климата.

«Для меня либеральный взгляд на изменение климата лучше, потому что это более стратегическое и долгосрочное планирование обеспечения Европы топливом. Это главное, что рационально заставило меня задуматься. Знаете, когда вы сравниваете ваши ценности с конкретными последствиями ваших действий, это дает совсем иной взгляд на вещи. Пять лет назад эта тема была также важной для меня, но тогда я не задумывался как я буду жить, покупать дом и планировать карьеру», – говорит Тео.

По его словам, Евросоюз также должен быть «более реалистичным».

«Евросоюз должен принять, что мир не обязательно такой, каким мы его хотим видеть. Это можно заметить по войне в Украине, влиянию Китая и России на Африку», – говорит Тео.

Тео.

60-летняя Вероник Декранейер в этом году поменяла партию, за которую обычно голосует.

«Я бы хотела, чтобы очень богатые люди платили больше налогов. Они получают выгоду от Евросоюза, поэтому пусть платят больше. За последние пять лет не было ничего такого и я хотела сделать электрошок», – говорит женщина.

Она говорит, что это должно быть не только на уровне отдельных стран, а на уровне всего Евросоюза. По ее словам, в Европе долгое время существует Европейский социальный фонд, в котором собраны большие деньги.

«Я думаю, что то же должно быть сделано в отношении самых богатых людей. Они воспользовались системой, которая связана с Европейским социальным фондом, и обогатились за счет него», – говорит Вероник.

Уроженцу Брюсселя Мохаммеду Цайсу 55 лет и в этом году он впервые отдал свой голос. Он не голосовал на выборах до этого, потому что он не соглашался ни с одной из партий.

«Сейчас у меня есть дети, появилась ответственность. Я вижу, что правительство, которое мы имеем, мягко говоря, идет к чертям», – говорит он.

Мохаммед приводит в пример развитие коммуны: он не согласен с некоторыми планами развития местного района, например, планированием парковок. Сейчас он видит в бюллетенях имена людей из этой коммуны, которые могут что-то изменить.

Что касается европейских выборов, Мохаммед считает, что коалиции должны начать понимать друг друга. Он не доволен работой президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, особенно из-за вопроса, касающегося Палестины.

«Она должна взять ответственность за то, что происходит. Черт, мы же из Европы, центра мира. Наша экономика сильнее доллара, но нас контролируют деньги и мировое оружие. Мы также работаем больше на внешний мир, чем для себя. Перед тем как убрать во дворе соседа, сначала нужно убраться в своем дворе. Давайте иметь хорошие города, систему общественного транспорта. Мы просим обычных вещей, таких, как еда и вода. Как права человека», – говорит Мохаммед.

Мохаммед.

Он не видит противоречия между поддержкой Палестины и призывом обращать больше внимания на внутренние проблемы Европы, потому что эти вещи связывает расизм. По его словам, расизм — это до сих пор проблема Европы, особенно Италии.

«Мелони — фашистка. Я вижу как фашизм начинает подниматься в Европе. Это видно и в спорте. Также очень много шума вокруг кандидатов в администрацию коммуны, потому что среди них много арабов и турков. И есть люди, которые против этого», – говорит он.

«Тебе просто остается приоритизировать вещи, с которыми ты больше всего согласен»

Во время выборов в Европарламент приезжают журналисты со всего мира. Им предоставляют четырехэтажное здание со специальными местами для репортеров телевидения. Снаружи здания собираются не только журналисты, но и политики, их помощники и активисты. Некоторые из них протестуют против ультраправых, а некоторые призывают Евросоюз больше финансировать сексуальное образование. Мимо них идут обычные граждане.

«Я голосую с тех пор, как мне исполнилось 20 лет», – уверенно говорит пенсионерка Кристина, отвечая на вопрос о выборе в Европарламент. Она из Греции, но проживает в Брюсселе. Она всегда голосовала за одну партию и этот год не стал исключением.

Она ожидает, что после этих выборов Европа останется объединенной, но голоса ультраправых будут доминировать.

«Я хочу, чтобы голос Евросоюза звучал громче, когда дело касается войны Израиля и Палестины. Я не хочу судить, кто прав, а кто нет, но я хочу, чтобы люди, которые знают правду, были более проактивны. Я не хочу, чтобы люди убивали людей. Так же и с Украиной», – говорит Кристина.

Она считает, что Евросоюз полезен, потому что помогает экономически слабым странам становиться сильнее. По ее словам, если не поддерживать слабых, то проблема будет у всего мира.

Студентам из Германии Свенье Баумгес и Денису Муичу по 20 и 21 году соответственно, но голосуют на выборах они уже во второй раз, потому что в Германии разрешено голосовать с 16 лет. Свенья отдала голос за новую для себя партию — в отличие от первых выборов, потому что изменения претерпела и она, и партия. Денис отдал свой голос тем же политикам.

«Я не доволен ими, но они — партия большинства. В Германии, когда ты не знаешь за кого голосовать, ты голосуешь за умеренных, они особо никогда не меняются. В Германии есть Wahl-O-Mat [специальный предвыборный портал, помогающий избирателям ответить на вопросы– В.], который появляется на каждых выборах. Ты голосуешь за важные обсуждаемые вещи, например, ограничение скорости, и он выдает тебе твою партию. Некоторые читают брошюры или сайты, но многие пользуются Wahl-O-Mat или голосуют за те партии, которые выбирают родители. Сам я больше отношусь к левым, но они разочаровали меня после всех скандалов в Германии», – говорит Денис.

Он замечает, что положительно относится к поддержке Восточной Европы Евросоюзом, отмечая, что и сам иммигрировал в Германию оттуда. Он также поддерживает открытые границы и исследования, позволяющее ученым обмениваться знаниями.

«Что касается того, что мне не нравится… это то, что один член Евросоюза может наложить вето на те решения, которые должны быть приняты. Например, Румыния и Болгария не могут войти в Шенгенскую зону из-за Австрии. Или Орбан и его вето на многие санкции против России», – говорит Денис.

Студенты также считают, что ценности партии, за которые они голосуют, и ценности тех коалиций, где состоят эти партии, не всегда соответствуют друг другу.

«Это компромисс. В Германии все — компромисс. Никто не получает то, что хочет. Но я думаю, что компромисс сейчас нормален. Люди в Германии недовольны: санкции, война в Украине, война в Израиле. Зарплаты людей в Германии становятся меньше, цены растут, становится сложнее финансово, но на мой взгляд, сейчас голосовать за умеренных – это решение», – говорит Денис.

«Многие партии не делают хорошую работу. Всегда есть вещи, с которыми ты не согласен. Поэтому тебе просто остается приоритизировать вещи, с которыми ты больше всего согласен», – добавляет Свенья.

Денис и Свенья.

Денис и Свенья верят в будущее Евросоюза, а Денис признается, что мечтает когда-нибудь работать на Евросоюз в Брюсселе, потому что «Евросоюз – это самое лучшее, что мы создали».

Женна и Анель – студентки из Бельгии и Франции. Они признаются, что им было легко выбрать партии, так как они изучают международные отношения и имеют представление о происходящем. Они не согласны с партиями по всем вопросам. По словам Анель, вопрос изменения климата и экологии должен быть в повестке всех партии.

«В моем идеальном мире мне не приходится голосовать за экологическую партию. Я бы хотела голосовать за партию, которая по дефолту за экологию и еще за социальные изменения, например. Но сейчас во Франции экология отделена, и приходится голосовать за партию, которая поднимает этот вопрос», – говорит она.

Женна считает, что Евросоюз отлично справляется экономически, но должен изменить подход к миграции и «экстернализации» границ.

«Это не лучшая идея, мы выиграем больше от прогрессивного подхода. Экстернализация границ – это выставление воображаемых границ у берегов Африки, Турции и Ливии, чтобы эти страны удерживали нелегальных мигрантов у себя. ЕС платит этим странам, чтобы они удерживали людей, но без уважения к правам человека. Нужно создать безопасные пути для этих людей», – говорит Женна.

Анель хотела бы видеть в политике больше молодежи. Девушки рады, что в этом году еще несколько стран разрешили голосовать с 16 лет и считают, что больше стран должны последовать этому примеру. Они также добавляют, что выборы должны быть обязательными.

Филиппо.

32-летний IT консультант из Италии Филиппо говорит, что не голосовал бы за свою партию, если бы не был согласен с ее позицией хотя бы по одному вопросу.

«Я не вижу ничего такого, что совсем далеко от моих убеждений», – говорит он.

Филиппо верит в будущее Евросоюза и хотел бы видеть больше единства, сильную связь между странами и людьми разного происхождения.

«Лучше больше Европы, чем меньше Европы! Если честно, я бы хотел видеть Объединенные Нации Европы. Наверное, я не увижу это в своей жизни, но я хочу чтобы мои внуки жили в одной стране», – говорит Филиппо.