Казахстанская оппозиция готовит очередную несанкционированную акцию протеста в Алматы 28 апреля, используя новые методы. На этот раз на митинг приглашают не только политики, но, прежде всего, общественные деятели. Эксперты, несмотря на активизацию казахстанских несогласных, не ожидают на митинге большого числа протестующих.
Асылбек Омирханов, Маргарита Бочарова, Vласть
Казахстанская оппозиция готовит очередную несанкционированную акцию протеста в Алматы 28 апреля, используя новые методы. На этот раз на митинг приглашают не только политики, но, прежде всего, общественные деятели. Эксперты, несмотря на активизацию казахстанских несогласных, не ожидают на митинге большого числа протестующих.
С начала апреля несколько общественных организаций и инициативных групп заявили о присоединении к митингу в Алматы. На акцию протеста собираются дольщики, социалисты, пенсионеры и молодежь.
Все они, выступая перед журналистами в Алматы, говорили о готовности своих сторонников и активистов присоединится к протесту. На митинг направляется и небольшая группа работников предприятий из Жезказгана, недовольных уровнем зарплаты и социальными условиями.
Сколько в итоге участников может быть на митинге? Все присоединившиеся к политикам группы в реальности малочисленны. Многие их активисты и так уже посещали акции протеста, проходившие в Алматы четырежды с начала года. Несмотря на заявления каждого объединения о том, что оно направит на митинг «несколько десятком и сотен» человек, вряд ли стоит ожидать, что акция станет массовой.
Пока самым масштабным был протест в конце января – тогда на митинг в Алматы вышло около тысячи человек. Еще одна акция протеста – в конце февраля – прошли в плотном полицейском оцеплении. Вероятный разгон митинга - причина, которая может отпугнуть некоторых участников и в этот раз.
Оппозиция почти не изменила требования к властям, настаивая на справедливом расследовании событий в Жанаозене (новым будет требование прекращения судебного процесса над обвиняемыми в организации и участии в беспорядках) и изменение в целом политической повестки дня в Казахстане. За время митинга у участников могла возникнуть некоторая усталость от повторяющихся лозунгов, как это происходило в России. И это также может уменьшить число протестующих.
Еще одной причиной может стать недоверие к нынешней оппозиции, ее неготовность к объединению даже в важнейшие моменты и достаточно слабая информационная работа, которая почти не изменилась с прошлых акций – на митинг зовут прежде всего через социальные сети, группы несогласных собирают несколько тысяч участников, которые потом игнорируют сами акции.
Марат Шибутов, аналитик Ассоциации приграничного сотрудничества в Республике Казахстан, считает, что предстоящий митинг соберет «всего около 300-500 человек».
Он отмечает, что среди тем, которые будут подниматься на митинге, новыми станут только события вокруг нападения на журналиста «Уральской недели» Лукпана Ахмедьярова и судебный процесс в Актау. Обращая внимание на традиционную риторику казахстанских оппозиционеров, он говорит: «На самом деле, чтобы собралось большое количество людей, это как-то немножко по-другому надо действовать – должен быть порыв большой».
Оценивая в целом влияния протестных акций на власти Казахстана, Марат Шибутов отмечает, то митинги сейчас «влияют только на чиновников в акимате, это их головная боль – больше ничего!».
Чтобы говорить о влиянии на политику, оппозиции и присоединившимся к ней группам необходимо вывести на митинг около пяти тысяч человек, считает аналитик.