• 11293
Чем странам Центральной Азии грозит присоединение ИДУ к «Исламскому государству»?

Андрей Мырзаев, Бишкек, специально для Vласти

В конце сентября главарь Исламского движения Узбекистана (ИДУ) Усмон Гози заявил о присоединении  террористической организации к боевикам "Исламского государства". 

В своем обращении от 26 сентября Гози поздравляет соратников с созданием «халифата» в Ираке и Сирии и отмечает, что Исламское движение Узбекистана поддерживает это решение. Эксперты опасаются, что получив финансовые ресурсы и боевиков, прошедших подготовку в Сирии, террористы могут активизироваться во всем регионе.

Тем временем, что особенно актуально для центральноазиатского региона, руководство уже всего пакистанского крыла "Талибана" заявило о поддержке "Исламского государства" и готовности предоставить своих бойцов для борьбы за установление мирового халифата.

Исламское движение Узбекистана было основано в 1996 году. По классификации госдепартамента США, оно находится в списке наиболее опасных международных террористических организаций. Основана организация Тахиром Юлдашевым и Джумой Намангани - этническими узбеками, уроженцами Ферганской долины, участвовавшими в гражданских войнах в Таджикистане и Афганистане. Первоначальной целью организации было провозглашено создание исламского государства на территории Ферганской долины. В период правления "Талибана" штаб-квартира находилась в Кандагаре, сейчас предположительно в одном из городов Вазиристана (Пакистан). Руководство ИДУ тесно сотрудничает с рядом международных и региональных исламистских организаций и движений, в первую очередь, с "Аль-Каида", Талибан, "Хизб ут-Тахрир", "Ихван аль-Муслимун" и другими.

"От имени всех и каждого члена нашего Исламского движения, я при этом объявляю всему миру, что мы присоединяемся к исламскому Халифату - что это обязанность всех нас в исламе - в этой продолжающейся войне между исламом и неверием. Исламское движение Узбекистана воспринимает поддержку этого молодого исламского государства как свои обязательства и ответственность в вере" - такое сообщение было подписано "Амир Исламского движения Узбекистана Муджахид Усман Гази Хорасан".

Из первой части текста обращения к халифу понятно, что положение Пакистанского "Талибон", ИДУ и других исламистских группировок, крайне незавидное: "Как вы знаете, что в результате помощи от стран куфра, таких как США, Саудовской Аравия, Китая и Узбекистана, отступническое правительство Пакистана начали свои масштабные атаки с воздуха на наши земли для того, чтобы уничтожить Мухаджир-моджахедов в Вазиристане раз и навсегда. В бомбардировках погибают не только мухаджирами, но и их семьи - женщины и дети, сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Вазиристан окружен; интернет и телефонная связь практически не работают. Так что многие муджахеды вынуждены были свернуть боевые действия и покинуть поля сражения. Наш Джамаат, который вел активные боевые действия против кяфиров, был осажден со всех сторон" - говорится в сообщение.

Надо отметить и тот момент, что в последние несколько лет финансовые потоки ИДУ изменились - произошло сокращение группировки до нескольких сотен боевиков, обремененных семьями, финансовыми проблемами, отсутствием современных видов вооружения, обмундирования, медикаментов.

Эффектное для крайних исламистов появление Исламского Государства, позволило лидерам ИДУ надеяться на возрождение былых возможностей.

"Проведённое вместе с афганскими экспертами исследование показало, что у движений - выходцев из стран Центральной Азии и Северного Кавказа база находится в городе Мирали (центр Северного Вазиристана, Пакистан) - территория, неконтролируемая правительством Пакистана. Северный Вазиристан известен, тем, что в одной только небольшой провинции находится более 20 тысяч медресе. Это - место концентрации некоего исламистского духа сопротивления. Стоит отметить, что выходцев из стран СНГ - около четырёх тысяч. Все они хорошо подготовлены, вооружены и идеологически подкованы. Часть из них в прошлом году передвинулась на север, в провинцию Талукан – ближе к Таджикистану. Есть подобные отряды в Кундузе, несмотря на то, что там стоят германские войска, и в афганской провинции Бадахшан. Значительная этническая группа сосредоточена в провинции Фарьяб – на границе с Туркменистаном. И если мы в Кундузе, Толукане и Бадахшане имеем только стратегическое нависание и угрозу границам, то в провинции Фарьяб идут постоянные столкновения. Полтора месяца назад подобные вылазки боевиков завершились тем, что отряд прикрытия туркменской милиции был полностью разгромлен. Пограничный посёлок Шах оказался в руках экстремистов. Базируясь в этом населённом пункте, отряды талибов - так их можно назвать - уже способны атаковать территорию Туркменистана", - такими данными поделился Президент Центра перспективных исследований, представитель Российского института стратегических исследований в Киргизии Сергей Масаулов.

Можно говорить о том, что возникла реальная угроза для газонефтеразработок, особенно для месторождения Галкыныш, откуда Китай строит к себе гигантский газопровод, который пройдёт и по территории Киргизии, через Алай. На встрече ШОС в Душанбе не случайно лично появился президент Бердымухамедов. Учитывая, что транзит пойдет по территории нескольких стран, это не исключает угроз на протяжении всего пути газопровода.

Стоит упомянуть и тот факт, что немалое количество выходцев из ЦА в настоящее время получили и получают боевой опыт на Ближнем Востоке, отследить этих людей крайне не просто, эксперты не исключают варианта попытки подрыва ситуации в Центральной Азии изнутри в связке с обозначенными коридорами возможных угроз обрисованных экспертом РИСИ.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики