Что не удалось правительству в 2013 году?

Дмитрий Мазоренко, Vласть

В уходящем году у правительства было множество задач, часть из которых была реализована успешно, а другая часть - нет. Vласть определила 10 незавершенных и неудавшихся правительственных проектов в 2013 году.

Первая часть ФИИР

С началом нового года закончится первый этап программы форсированного индустриально-инновационного развития. Несмотря на общее положительное восприятие программы и вывод о безусловной пользе для экономики, сказать, что она реализована удачно - сложно.

Согласно заявлениям аналитиков более 60% бюджета ГПФИИР на 2010-2014 годы не были связаны с реализацией промышленной политики напрямую. Её значительную долю составили проекты развития транспортной инфраструктуры, тоже важного направления, но не важной частью самого промпроизводства. Около 10% бюджета было затрачено на мероприятия даже формально не соответствующие целям и задачам ГПФИИР и отраслевых программ.

Кроме того, министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев в ноябре раскритиковал её исполнение, выделив среди причин слабую работу региональных акиматов, плохое качество отобранных проектов. Отмечены были и провальные примеры предприятий - проекты по производству планшетных компьютеров и самолетов.

Не освоено 150 млрд тенге из госбюджета

Скандал вокруг неосвоения бюджетных средств произошел после расширенного заседания правительства в октябре этого года. Позже, премьер-министр Серик Ахметов объявил ряд выговоров чиновникам из различных министерств. После, министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев призвал министерства сосредоточиться и решить поставленные задачи, в противном случае суммы не будут восстановлены в 2014 году.

Несмотря на это, к концу года прогноз неосвоенных средств из госбюджета подтвердился и составил 150 млрд. тенге. Значительная доля неосвоенных средств пришлась на сферы медицины, сельского хозяйства, инновационного развития, образования и ЖКХ. Кроме того, на заседании глава государства поручил направить неосвоенные средства на сокращение дефицита бюджета или в Национальный фонд. Но о том, что это было сделано в СМИ не сообщалось.

Дорожная Карта Бизнеса - 2020

Исполнение программы было также раскритиковано президентом на расширенном заседании правительства в октябре. По его утверждению, программа слабо реализуется в Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Мангистауской и Карагандинской областях.

Кроме того, предприниматели Акмолинской, Алматинской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей не получили ни одного гранта. В 10 районах и городах областного значения не выдано ни одного микрокредита для начинающих предпринимателей.

Есть и еще одна проблема программы, ряд регионов сталкивается с дефицитом средств. По уже одобренным региональными комиссиями 155 проектам дефицит составил 1,5 млрд. тенге.

Доступное Жилье - 2020

Доступное жилье 2020 – еще одна программа, которую критически оценил президент в октябре. Одна из главных проблем – дороговизна жилья, но есть и другие проблемы.

К примеру, в Астане осенью было сдано несколько домов без газа, воды и канализации. А в Алматы было не вовремя профинансировано строительство микрорайонов Мамыр - 5 и 6. Об устранении проблем сообщено не было.

На расширенном заседании правительства глава государства особо отметил скандал с участием Жилстройсбербанка, когда топ-менеджмент банка приобретал квартиры для себя и своих родственников по льготным ценам. Однако позже квартиры начали возвращать, а представители компании отказались от участия в программе Доступное жилье 2020.

ЕНПФ и НПФ

23 января 2013 года был анонсирован закон о создании единого пенсионного фонда. К 1 июля планировалось перевести все средства из действующих 11 пенсионных фондов в ЕНПФ. К положенному сроку перевода не было осуществлено. Нынешний председатель Нацбанка Кайрат Келимбетов заверил, что перевод активов произойдет до 1 апреля.

Кроме того не удалось решить и дальнейшую судьбу частных пенсионных фондов. Ранее правительство предлагало НПФ принять участие в конкурсах, которые позволили бы стать компаниями по управлению активами. Однако результаты, как и проведение этого конкурса не афишировались.

Кредиты

Проблема потребительского кредитования долгое время была обделена вниманием до октября этого года, когда о ней заговорил президент. Опасения были не напрасны, в текущем году объем выданных потребительских кредитов составил 42% от республиканского фонда заработной платы. В первом полугодии текущего года потребительский долг на одного человека составил 107,3 тыс тенге.

Малую часть проблему решил фонд проблемных кредитов, который выкупил всего 500 млн. тенге долгов. Но президент поручил Нацбанку найти иные решения проблемы и не откладывая заняться им. Однако разработанные меры будут реализованы только в 2014 году.

Предпринимательский кодекс

В начале сентября Нурсултан Назарбаев в очередной раз напомнил о необходимости создания предпринимательского кодекса. Разговоры о его важности идут уже более двух лет, проекты кодекса создавали и переписывали, однако финального проекта разработано не было.

В кодексе должны быть закреплены принципы казахстанского предпринимательства и его взаимодействия с государством. Он должен создать правовую среду, которая бы помогла бизнесу чувствовать себя уверенно и эффективно развиваться.

В сентябре президент дал поручение к концу года разработать его и направить на рассмотрение в мажилис. Однако сделано этого, вероятно, не было. Последняя версия кодекса датирована маем 2013 года, которая не была одобрена президентом.

Балхашская ТЭС

Строительство этого объекта было запланировано в 2007 году, строительство первого модуля на 1320 МВт должно было начаться в 2008 году и завершиться в 2013 году. После сроки начала строительства переносились, а целесообразность затеи не раз ставилась под сомнение.

Тем не менее, в апреле этого года Нурсултан Назарбаев подписал закон о ратификации соглашения между Казахстаном и Кореей о проектировании и строительстве Балхашской ТЭС и потребовал ускорить её строительство. Однако к концу года была просчитана только примерная стоимость проекта и определены собственники проекта.

Коммерческая добыча нефти на Кашагане

Добыча на нефтяном месторождении Кашаган должна была начаться в 2005 году, но по техническим причинам была перенесена на конец 2012 – начало 2013 года. С наступлением начала 2013 года была отсрочена вновь – до середины июля. А с середины июля до 11 сентября, тогда добыча первых баррелей все-таки состоялась.

Но, потом все вновь пошло не так. 24 сентября, при плановой проверке одного из газопроводов была замечена утечка газа, что в очередной раз отсрочило коммерческую добычу. Министерство нефти и газа говорили, что добыча может быть возобновлена к середине декабря, но возобновления не произошло.

Создание компании по управлению аэропортами

Создание компании по управлению аэропортами было запланировано еще в 2012 году. Изначально предполагалось, что она будет управлять 12 аэропортами, однако позже было решено, в холдинг войдет 11 аэропортов и создан он будет при фонде "Самрук-Казына".

К 4 мая 2013 года национальному мультимодальному оператору на базе АО "НК "Казакстан темир жолы" было передано в управление четыре аэропорта, передачу остальных семи планировалось завершить к концу июня этого года. Однако к нынешнему моменту передача аэропортов нигде не была анонсирована, а компания еще не была создана.

Свежее из этой рубрики