Первый в новой парламентский сессии «правительственный час» с участием министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова принципиально отличался от других подобных мероприятий. Причем отличался он именно депутатским настроем: ни одного доброго слова в свой адрес глава аграрного ведомства не услышал. Хотя обычно депутаты совмещают кнут и пряник. Даже после скандального ЕНТ министру образования, прежде чем задать критический вопрос, говорили: мол, вы, конечно, сделали много, но…
Софья Пашкова, Астана, Vласть
Первый в новой парламентский сессии «правительственный час» с участием министра сельского хозяйства Асылжана Мамытбекова принципиально отличался от других подобных мероприятий. Причем отличался он именно депутатским настроем: ни одного доброго слова в свой адрес глава аграрного ведомства не услышал. Хотя обычно депутаты совмещают кнут и пряник. Даже после скандального ЕНТ министру образования, прежде чем задать критический вопрос, говорили: мол, вы, конечно, сделали много, но…
Асылжану Мамытбекову комплиментов не досталось. Наоборот, депутаты фактически обвинили его во всех бедах и проблемах отечественного сельского хозяйства. И ответов министра словно не слышали. Хотя он очень старался объяснить депутатам истинную картину дел в аграрном секторе. К примеру, на обвинение в сокращении поголовья крупного рогатого скота глава Минсельхоза подробно объяснял: стадо не сократилось, просто цифры на бумаге стали отражать реальную картину.
«Проведенная идентификация показала, что отсутствовало около 800 тысяч голов КРС. Естественно, как считает статистика производство мяса? Она же у каждого весы не поставила, если убой идет в подворьях. Естественно, это поголовье, которое сократилось, сказалось и на статистике. А реально продукция выросла, в качестве улучшилась. На бумаге мы пока этого не видим», - парировал министр.
Проще говоря, если верить словам Мамытбекова, министерство провело борьбу с приписками. Кстати, именно этим регулярно объясняет изменение ситуации МВД: в ответ на претензии в росте преступности, руководство полицейского ведомства заявляет, что этот рост – результат борьбы с укрывательством преступлений. Для МВД «отмазка» всякий раз оказывается идеальной. Минсельхозу не повезло.
Обвинили депутаты министра и в срыве программы по развитию экспортного потенциала КРС. Мол, президент поручил развивать экспорт мяса, вы обещали к 2016 году экспортировать до 60 тысяч тонн мяса в год, а на деле – поголовье уменьшилось, экспорта не видно… И тут у главы Минсельхоза нашлись вполне логичные объяснения:
«Программа стартовала в прошлом году. Чудес не бывает. Это же очень инерционный процесс. Чисто из биологии – корова 9 месяцев беременная, 18 месяцев бычок растет, мясо будет давать через 27 месяцев. Просто математика. Поэтому сейчас закладывается огромный фундамент, завозится племенной скот, который будет работать. Если раньше не все фермеры понимали, сейчас идет понимание. Быки, которые раньше, племенные быки шли под нож, сейчас они идут нарасхват. И улучшают, и делают свое дело в товарном стаде. Дело сейчас не видно, они делают это обычно по ночам, под утро, но скоро этот результат будет виден», - отмечал Мамытбеков.
Но и биолого-математическое объяснение главу Минсельхоза не спасло. Ведомство коррумпированное, программы не реализуются, субсидии фермеры получают очень поздно… Кто виноват? Конечно, глава Минсельхоза. Кстати, министр признался: проблемы со сроками получения субсидий действительно есть. Только вот выдает их на руки сельчанам вовсе не Минсельхоз, а местные исполнительные органы: министерство является лишь оператором выделяемых из республиканского бюджета средств, и фактически только переправляет деньги из центра в регионы. Выдачей же занимаются на местах, и Минсельхоз (равно как и любое другое министерство) не может повлиять на работу акимов. Хотя бы по той причине, что акимы министерствам не подчиняются.
К слову, в свое время именно парламент настаивал на том, чтобы именно акиматам было предоставлено как можно больше полномочий – в рамках децентрализации власти. С тех пор то и дело звучали жалобы «из центра»: глава Минздрава никак не мог повлиять на акима, назначившего начальником территориального департамента здравоохранения человека, весьма далекого от этой сферы, Минобразования не может контролировать, кого в регионах ставят не только руководителями департаментов, но и директорами школ. А тот же Минсельхоз ежегодно упрашивает акиматы выделить-таки деньги для борьбы с нестадными саранчовыми вредителями – хотя бы потому, что если саранча расплодится – последствия стране обойдутся гораздо дороже… Но на этот «момент» депутаты тоже решили не обращать внимания.
Похоже, депутатов не слишком волновало, что в действительности может делать Минсельхоз (и чего не делает – в рамках своей компетенции). К примеру, реакция министерства на обращение Союза фермеров с просьбой объявить ЧС в регионах, пострадавших от засухи, нашло лишь одно решение: министерство обратилось в правительство с просьбой выделить 1,8 млрд. тенге из резерва – для оказания помощи пострадавшим сельчанам, чьи посевы попросту сгорели. Объявить ЧС из-за засухи Минсельхоз не может – поскольку в законе такой возможности попросту нет. Судя по реакции депутатского зала, наши законотворцы услышали об этом впервые. И – не поверили.
Между тем из-за отсутствия законодательных полномочий Минсельхоз не может и контролировать качество поступающей на прилавки магазинов пищевой продукции. Почему? Потому что пищевая промышленность, ее регламентирование и контроль находятся в компетенции другого министерства – индустрии и новых технологий. «Мы прийти туда не вправе, нас сразу же ударят, - жаловался министр, и прямо заявил: - Мы сейчас системно должны это решить, подняли этот вопрос, что орган, который этим занимается, мало занимается, так как не заинтересован в поднятии пищевой промышленности».
Но эта фактически просьба к законотворцам осталась неуслышанной. Депутаты без устали критиковали его два часа кряду. И никто из них не предложил – давайте мы законодательно исправим то, что нужно – для нормального развития отрасли.