В Актау прошла международная конференция «Парадигмы международного сотрудничества на Каспии: военно-политический аспект». Эксперты определили риски и угрозы, а так же поделились своим виденьем решения проблем безопасности.
Конференция «Парадигмы международного сотрудничества на Каспии» проводится в Актау четвертый год. В 2011 году ее содержание носило общий характер, были сформулированы основные проблемы Каспийского региона. Конференция 2012 года носила название «Парадигмы международного сотрудничества на Каспии: энергетика, экология, модернизация, безопасность», конкретизировав направления экспертной работы. Конференция 2013 года — «Энергетическое сотрудничество и безопасность в Центральной Азии: ШОС и Евразийский экономический союз» — в значительной степени была связана с обсуждением вопросов энергетики и межпарламентским сотрудничество РК и РФ в регионе.
В 2014году главным аспектом обсуждения стал вопрос военно-политической безопасности. В частности, на тему обсуждения повлияла и современная геополитическая обстановка. Крымско-украинский кризис фактически показал окончание транзитного периода в глобальной системе международных отношений. В связи с этим вопрос развития Прикаспия и граничащих с ним регионов — Центральной Азии, Кавказа, Среднего Востока, юга России — является чрезвычайно актуальной задачей экспертного сообщества.
Хотелось бы отметить, что международная встреча экспертов прошла в преддверии саммита глав государств «каспийской пятерки», который пройдет 29 сентября в Астрахани, где распространен немалый оптимизм по поводу нахождения решения о правовом статусе Каспия.
В тоже время эксперты отмечают, что в нынешней ситуации на первый план выходит другой вопрос — механизмы взаимного военного контроля.
«Решение вопроса о статусе Каспия, безусловно, актуально, хотя вовсе не факт, что найдено оно будет так быстро. Может быть, это и не так плохо, поскольку для сохранения стабильности в этом регионе необходимо решение и других проблем в сфере безопасности. Правовая база Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море, подписанного в Баку в ноябре 2010-го года, известная как „Бакинская декларация“ позволяет сконцентрировать усилия в этом направлении, но требует серьезного наполнения. Присутствие же внерегиональных акторов, таких как США, НАТО и ЕС, Китай должно подчиняться тем схемам и алгоритмам взаимодействия, которые будут выработаны самими каспийскими странами.
В Баку, а возможно и не только там, существует мнение о некоем временном характере Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности 2010 года, а принятие решения о статусе Каспия позволит каждой стране в пределах своей территориальной зоны названное соглашение просто игнорировать, ставя под угрозу общую безопасность, допуская на свою территорию военный контингент какой угодно некаспийской страны. В первую очередь, необходимо выработать критерии того, что является „некаспийским военным присутствием“ для стран Каспия и организовать взаимные инспекции. Здесь не нужно придумывать ничего нового, подобные механизмы имеют много аналогов в мировой практике» — поделился на полях конференции с Властью известный востоковед, Доктор исторических наук, профессор, действительный член РГО Александр Князев.
Российский эксперт, Кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин в своем докладе на конференции выделил ряд вызовов для региона.
«Потенциально взрывоопасная ситуация вокруг Афганистана (по скупым сведениям можно говорить о зарегистрированных инцидентах на афгано-туркменской границе). Стремительное появления Исламского государства Ирака и Сирии и его военные и идеологические успехи создают совершенно новую ситуацию в регионах, примыкающих к Ближнему Востоку и требует от стран максимальной координации усилий по противодействию исламского экстремизма, тем более в Каспийском субрегионе отмечается наличие террористических угроз (связи экстремистов в Дагестане, Казахстане)» — рассказал Притчин.
Кроме того, эксперт из Азербайджан, обозреватель Агентства Международной Информации «Новости-Азербайджан», кандидат наук Фуад Ализаде так же выделяет влияние внешних факторов, только в другом контексте.
«Внимание ведущих держав Каспийскому региону, в начале текущего века стало наличие богатых углеводородных ресурсов в прикаспийских странах. Конечно, в первую очередь речь идет о стремление США и Европейского Союза установить контроль над богатыми углеводородными ресурсами странами получивших независимость Азербайджана, Туркменистана и Казахстана, образованных после развала Советского Союза независимость» — сказал в ходе своего выступления на международной встрече эксперт.
Казахстанский эксперт, политолог, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев поделился своим виденьем основных тенденций, характеризующих действия внешних игроков в Каспийском регионе.
«Во-первых, это рост уровня экономического присутствия Китая, особенно в нефтегазовых проектах. Так, в Казахстане Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) вошла в сентябре 2013 года в проект освоения месторождения Кашаган посредством приобретения 8,33% акций, которыми ранее владела вышедшая из него американская компания «ConocoPhilips».
Туркменистану в апреле 2011 года Китай предоставил кредит в 4,1 млрд. долларов США на реализацию второго этапа промышленного освоения крупнейшего в стране газового месторождения Южный Иолотань.
В Иране Китай проявляет интерес к освоению нефтяного месторождения «Сардар Джангал» в Каспийском море, которое Тегеран считает своим.
Во-вторых, реализация с 2011 года США стратегии «Новый шелковый путь», призванной интегрировать между собой такие два региона, как Центральная и Южная Азия. Составной частью данной стратегии является образование единого регионального энергетического рынка, предполагающего поставки энергоресурсов из Центральной Азии в южноазиатские страны через Афганистан. Данный проект также включает планы по строительству высоковольтных линий электропередач из Таджикистана и Кыргызстана в Афганистан и Пакистан.
Еще один момент — лоббировании ЕС строительства Транскаспийского (с участием Азербайджана и Туркменистана), Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) газопроводов, призванных обеспечить поставки главным образом азербайджанского газа в Европу в обход России. Все они входят в так называемый «Южный газовый коридор» — отметил в своем докладе казахстанский специалист.
В тоже время, говоря об угрозах внешнего вмешательства в Каспийский регион российский эксперт, доктор исторических наук, член-корреспондент РАЕН, действительный член РГО, профессор Института международных отношений Московского государственного лингвистического университета, представитель Российского института стратегических исследований в Турции Александр Колесников отмечает, увеличение роли Турции в контексте интересов НАТО на Каспии.
«Сегодня нельзя однозначно определить роль Турции на Каспии. Здесь следовало бы разграничивать два существенных вопроса: какое значение отводят в НАТО участию Турции в каспийских делах, и какой видит себя сама Турция на Каспии сообразно своим национальным интересам. Совершенно очевидно, что Турция не считает себя здесь внерегиональным игроком. К этому ее, прежде всего, побуждает закрепившаяся за ней роль „старшего брата“ в тюркском мире, который, как известно, объединяет не только Азербайджан, Туркмению, Казахстан, но и тюркоязычные регионы России.
Между тем, складывается впечатление, что по военно-политической ситуации на Каспии в зонах пересечения российских и евроатлантических интересов, Турция будет в большей степени солидаризироваться с Западом, чем с Россией. Надо сказать, что, по мнению российских военных аналитиков, позиция США и Турции по Каспийскому региону легко вписывается в концепцию наличия „передовых операционных баз“, которая предполагает режим неполной загрузки с ограниченным американским военным контингентом, сменяемым на ротационной основе, и минимальным комплектом оборудования. Приоритетной задачей является проведение учений и подготовка вооруженных сил союзников. Как известно, для этих целей США планируют привлечь 3-ю воздушно-десантную группу специального назначения, дислоцированную в Форте Брэгг (Северная Каролина), которая уже много лет участвует в военных операциях в Афганистане» — считает член-корреспондент РАЕН, действительный член РГО Александр Колесников.
Делая выводы, можно однозначно сказать, что в настоящее время интерес к Каспийскому региону невероятно возрос и в тоже время в нем соприкасаются интересы фактически всех мировых держав, от чего одновременно и возрастают риски и угрозы. Между тем, на основании сказанного экспертами приходит один вывод — безопасностью Каспия должны заниматься только правительства 5 стран прикаспийского бассейна и в форме общих усилий и задачей, если сказать иначе назрела необходимость создания пятисторонних механизмов контроля и обеспечения взаимного доверия.