В субботу стало известно, что совет Ассамблеи народа Казахстана инициировал внеочередную электоральную кампанию по избранию президента. Опрошенные Vластью эксперты комментируют возможные сроки президентских выборов и объясняют, чем вызвана их необходимость за полтора года до официально установленного срока.
Данияр Ашимбаев, главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть Кто в Казахстане»:
Что касается досрочных президентских выборов, то разговоры об этом ведутся достаточно давно, определенные предпосылки для этого есть.
Во-первых, население достаточно негативно относится к разговорам о смене власти и разговорам о потенциальном преемнике. С президентом связывают, как правило, стабильность, согласие и гарантированные достижения независимости. В данном случае, фигура президента в общественном сознании – безальтернативна. Исходя из этого, надо понимать, что новый выборный цикл, который в Казахстане назначен на 2016 год, вызывает определенные нездоровые ожидания. Учитывая достаточно сложную экономическую конъюнктуру, проведение досрочных выборов сейчас во многом снимет напряженность в обществе и обеспечит наибольшую консолидацию и общества и власти на период, пока нынешняя экономическая ситуация, не будет урегулирована.
Во-вторых, как мы знаем, президентские выборы имеют позитивное влияние для самочувствия общества, а последние девальвационные ожидания в достаточной степени подпортили эту картину. Тем более президент объявил, что власти уверенно держат ситуацию под контролем, и хотя понятно, есть определенные проблемы, в целом, проведение выборной кампании способно повысить градус социального самочувствия. Что я имею в виду? Будет ужесточен контроль над выполнением социальных программ. Скорее всего, будет проведена определенная чистка аппарата, акимов и членов правительства, которые не вполне справляются со своими обязанностями. Власть в период выборов мобилизуется, и многие проблемы, которые откладывались в долгий ящик, или не решались, сейчас быстро решатся. Конечно, это должна быть повседневная работа, но будем реалистами, именно выборный период способствует такого рода решению проблем.
В-третьих, проведение выборов в этом году – дань традиции внеочередным выборам в Казахстане. С одной стороны, можно было бы сказать, что это - неожиданно для политических противников, но с другой стороны, давайте будем откровенны, политических противников у президента, нет.
В-четвертых, учитывая внешние поползновения и спекуляции на теме сепаратизма в Казахстане, а также попытки разжечь всевозможные конфликты на территории страны, проведение выборов будет однозначным ответом на это все.
Я думаю, что все технические процедуры это займут не больше недели, а сами выборы, скорее всего, будут назначены на 20-ые числа апреля, что совпадает с 25-летием первых президентских выборов.
Досым Сатпаев, Директор Группы оценки рисков:
В прошлом году я уже писал в Forbes, что вопрос о досрочных выборах надо увязывать с вопросом о проведении девальвации. Для меня это было главным индикатором. Если откажутся от жесткой и непопулярной девальвационной модели 2014 года, значит доводы администрации президента о проведении досрочных выборов будут убедительнее, чем доводы Национального банка. Так и получилось. Расширенное заседание правительства подтвердило ставку на плавную девальвацию тенге, что теперь не будет мешать избирательному процессу. В случае одномоментной девальвации пришлось бы все делать в прежние сроки. Но все это политтехнологии. Самый главный вопрос - не когда будут сами президентские выборы, а что будет после них с точки зрения преемственности власти. Вполне возможно, что эти выборы будут уже последние для главы государства и этим они будут сильно отличаться от прежних выборов. После них статус "лидера нации", как надсистемной фигуры будет, скорее всего, активно раскручиваться. Хотя я думаю, что это надо было делать еще с 2010 года. В любом случае, главное сохранить политическую стабильность в условиях роста негативных внутренних и внешних факторов. Это самая сложная задача. Так как долгосрочную стабильность в элите уже давно путают с конъюнктурным застоем. С конца прошлого года в окружении президента существовали разные предложения по поводу времени и формы проведения досрочных выборов. Судя по всему, победу одержал проект, направленный на поддержание легитимности власти, а не только на продление пребывания президента на своем посту. По сути, девальвация доверия в обществе - сейчас самый серьезный противник элиты.
Эдуард Полетаев, политолог
Я думаю, что раз 2015 год объявлен годом АНК, то, безусловно, от этой организации будет много инициатив, эта инициатива – достаточно громкая, и раз она возникла в День влюбленных, то можно назвать его и днем влюбленных в Назарбаева. А эта организация создана благодаря инициативе президента и живет его духом. Я не думаю, что сейчас ситуация настолько катастрофична, чтобы объявлять выборы. Казахстан держится, и держится прилично, и те волны, которые затронули Россию – падение рубля, санкции, они в принципе косвенно повлияли на Казахстан, но страна пока не просела – есть золотовалютный фонд, есть Национальный фонд, и мы можем продержаться достаточно долго, какой бы кризис не бушевал. Но о выборах все равно придется говорить, если не в этом году, то в следующем. Здесь главный вопрос в том, насколько наша политическая элита чувствует себя уверенно. Много задач было выполнено – создан Евразийский союз, бюджет перевели в режим экономии, я думаю, что выборы – не столь актуальное мероприятие, которое необходимо проводить быстро и срочно, я не думаю, что инициатива не будет реализована оперативно. Могут еще и отыграть. Тем не менее, настроения электората не поменялись – и даже если проведут выборы, кажется, они не будут сильно отличаться по результатам от последних.
Айдос Сарым, политолог:
Ассамблея народа Казахстана – не тот орган, который любит у нас экспромты, и надо полагать, что все эти вопросы не рождаются просто так, а появляются после некоторой проработки. Надо понимать, что наша культура и в целом политическая традиция таковы, что у нас чураются каких-то экспериментов, новизны, и если мы обратим внимание на нашу историю, то все подходы, которые сопровождают наши политические компании, опираются на какие-то уже действующие прецеденты. Судя по всему, мы подходим к ситуации 98-99 годов: такой же кризис, так же падала цена на нефть. К тому же, сейчас можно актуализировать 20-летие Ассамблеи. Если будет необходимый контекст, фон, то, наверное, президент, может вспомнить и сказать, что его она его поддержала 20 лет назад и не отказаться и в этот раз. Возможен такой сценарий, и я думаю, что он с большей вероятностью реализуем.
Движение – лучше чем недвижение. Движение лучше, чем ситуация серости и непредсказуемости. Если за это время общество сумеет сформулировать свои цели и ценности, то, наверное, на следующие парламентские выборы можно подойти более подготовленными, с более целостным видением ситуации и перспектив. В обществе уже раздавались достаточно интересные предложения, как надо реформировать общественно-политическую систему, которая отстает от реалий и вызовов. Необходимы структурные реформы, модернизация экономики, это не делается в отрыве от политической системы. Если сейчас в обществе будут правильные дискуссии, если президентские выборы проведут в этом году, то к парламентским можно подойти уже с реформированной политической системой, которая будет отвечать новым задачам.
Справка Vласти: Последние внеочередные президентские выборы состоялись в Казахстане 3 апреля 2011 года. Импульсом электоральной компании послужила инициатива Ерлана Садыкова, ректора Семипалатинского госуниверситета, который 23 декабря 2010 года возглавил группу, предложившую продлить полномочия первого президента страны Нурсултана Назарбаева до 2020 года путем референдума. Участниками собрания в Усть-Каменогорске стали более 850 человек из 14 областей и двух городов Казахстана. 29 декабря мажилис единогласно принял обращение к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву о внесении изменений в Конституцию о назначении референдума по продлению его президентских полномочий до декабря 2020 года. По данным итогового протокола ЦИК о результатах проверки достоверности подписей граждан страны, имеющих право участвовать в республиканском референдуме, было собрано более 5 миллионов 16 тысяч подписей или 55,2 % от общего числа граждан страны, имеющих право голоса.
6 января Нурсултан Назарбаев подписал указ «Об отклонении предложения Парламента Республики Казахстан о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». 31 января Конституционный совет Казахстана признал закон о замене выборов на референдум неконституционным. В этот же день, выступая с обращением к народу страны, президент предложил провести досрочные президентские выборы. 2 февраля на совместном заседании палат парламента была принята поправка в конституцию, наделяющая президента страны правом объявления досрочных президентских выборов.
В выборах 3 апреля, помимо Назарбаева, участвовали секретарь центрального комитета Коммунистической народной партии Казахстана Жамбыл Ахметбеков, председатель Партии патриотов Казахстана, депутат сената парламента Гани Касымов и лидер «Табигат» Мэлс Елеусизов.
5 апреля ЦИК объявила окончательные итоги выборов, согласно которым действующий президент Нурсултан Назарбаев набрал 95,55 % голосов избирателей, Гани Касымов — 1,94 % голосов, Жамбыл Ахметбеков — 1,36 %, Мэлс Елеусизов — 1,15 %.
В 2007 году парламент проголосовал за поправку в Конституцию, согласно которой первый президент страны Нурсултан Назарбаев может баллотироваться на пост главы государства неограниченное количество раз.
Согласно Конституции Казахстана, пункт 5, статьи 42 "одно и то же лицо не может быть избрано президентом Республики Казахстан более двух раз подряд".
Выборы президента в истории независимого Казахстана проходили в 1991, 1999, 2005, 2011 годах. В 1995-м в результате состоявшегося референдума президентские полномочия Назарбаева были продлены до 2000-го года.
Год назад Нурсултан Назарбаев публично заявил, что может продлить свое правление, баллотируясь на пятый срок в 2016 году. “Я был избран до декабря 2016 года. Придет время, когда мы можем говорить об этом”, - сказал он тогда.
Согласно Конституции, избрание 98 депутатов мажилиса осуществляется не позднее чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва парламента. Еще 9 депутатов избираются АНК. Согласно п.5 статьи 50 Конституции, срок полномочий сената – 6 лет, мажилиса – 5. Последние внеочередные парламентские выборы в мажилис состоялись 15 и 16 января 2012 года, срок действия полномочий депутатов истекает в 2017 году.