Пока казахстанцы отходят от впечатлений лондонской Олимпиады, и вяло ждут кадровых изменений в высших эшелонах власти, немного южнее нашей границы начинаются весьма интересные изменения. Точнее сказать, начались то они давно, но их последствия видны только сейчас. Замешаны в этом Россия, Китай и США, а наш регион выступает в качестве большой шахматной доски для их игр.
Марат Шибутов, Vласть
Пока казахстанцы отходят от впечатлений лондонской Олимпиады, и вяло ждут кадровых изменений в высших эшелонах власти, немного южнее нашей границы начинаются весьма интересные изменения. Точнее сказать, начались то они давно, но их последствия видны только сейчас. Замешаны в этом Россия, Китай и США, а наш регион выступает в качестве большой шахматной доски для их игр.
Начнем с Китая. Китай строит железную дорогу из СУАР в Иран через Кыргызстан и Узбекистан (вариант с трассой через Таджикистан, на мой взгляд, малореален). Железная дорога будет подсоединяться в Узбекистане к местной сети, а до этого будет иметь узкую колею. Наряду с газопроводом и шоссе в Таджикистане данная железная дорога будет позволять Китаю играть роль арбитра во взаимоотношениях между странами и всячески наращивать свое влияние. Этому послужит и схема финансирования строительства железной дороги – «инвестиции взамен на месторождения полезных ископаемых». А как данный проект может расширить китайское влияние, есть хороший пример с газопроводом - в прошлом году Узбекистан в одностороннем порядке снизил квоту по поставки газа в Южный Казахстан и чтобы не остаться без газа Казахстан просил китайскую компанию купить газ в Туркменистане и поставить по новому газопроводу в Казахстан. Получается, чтобы взаимодействовать друг с другом, наши страны должны прибегать к помощи китайского посредника и он может помочь. А может и не помочь. В общем, Китай своими транспортными региональными проектами формирует новую политическую реальность, где он является в регионе крайне важной силой, так как содержит систему, в которой заинтересованы все страны региона в той или иной мере. Кроме того, поставки нефти из Ирана и газа из Туркменистана повышает энергетическую безопасность Китая.
У России, как всегда, есть ассиметричный ответ на китайские старания. Они хотят взять под контроль водные ресурсы и создать энергетическую линию на юг. Как известно, Средняя и Южная Азии являются вододефицитными и энергодефицитными регионами, поэтому строительство и эксплуатация гидроэлектростанций создает политическое влияние даже большее, чем дороги и трубопроводы. 14-15 августа правительственные делегации России и Кыргызстана окончательно договорились строить Камбар-Атинскую ГЭС-1 и Верхне-Нарынский каскад ГЭС. Река Нарын формирует около 45% стока Сырдарьи, а значит, оказывает решающее влияние на половину Узбекистана и 2 казахстанские области (Южно-Казахстанскую и Кызылординскую). Пуская или не пуская воду, можно держать под контролем продовольственную и экономическую ситуацию в данных регионах, кстати, весьма густонаселенных и с социальными проблемами. Электроэнергия с ГЭС в рамках проекта CASA-1000 будет поставляться на юг – возможно в Афганистан и Пакистан, то есть, распространяя влияние России в Южную Азию.
Наиболее масштабные планы, как всегда у США. В прошлом году была обнародована стратегия профессора Фредерика Старра «Новый Шелковый путь», являющаяся подпроектом проекта более высокого уровня «Большая Центральная Азия». Суть его в том, чтобы соединить транспортными магистралями через Афганистан Среднюю Азию с Южной Азией (Афганистан и Пакистан, без Ирана) и Индией. В него входит газопровод ТАПИ – из Туркменистана в Индию; проект поставки электроэнергии CASA-1000; железные дороги через Казахстан, Туркменистан, Афганистан; а также строительство автодорог, аэропортов и т.д. Суть в том, чтобы за счет платы за транзит и развития местной инфраструктуры поддерживать экономику Афганистана после ухода оттуда войск международной коалиции, а заодно вовлечение Средней Азии в дела Южной. Помимо этого, происходит изоляция Ирана и снижение влияния в большей степени Китая и в меньшей степени России. При этом надо учесть, что в настоящее время таких экономических связей нет, и особо никогда и не было. В том случае, если данный план удастся, США сможет решить свои проблемы в Афганистане и Пакистане, обеспечив там рост экономики, снизить зависимость Индии от поставок нефти и газа из Персидского залива и Ирана, убрать Китай из региона, изолировать Иран и все это сделать за счет Казахстана и стран Средней Азии. И теперь перед США стоит задача убедить страны региона участвовать в этом.
Недавно, 14 августа помощник госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Роберт Блейк должен был в Алматы представить как раз новое видение стратегии «Новый Шелковый путь». Однако он отменил данную презентацию, как и презентацию в Астане и 15 числа был уже в Ташкенте. Там он провел встречу с Исламом Каримовым и, по слухам, именно ему представил эту стратегию. Учитывая напряженные отношения Узбекистана с другими странами и личные отношения Каримова с Назарбаевым – это определенный сигнал казахстанской элите. Правда, сила американцев позволяет им игнорировать недовольство маленьких стран.
Незадолго до этого Ташкент в срочном порядке принял «Концепцию внешнеполитической деятельности», где одним из основных пунктов является запрет на размещение на территории Узбекистана военных баз. Так скажем, данное условие существенно повысило позиции Узбекистана в том случае, если американцам военная база в Узбекистане нужна. Тем не менее, из шагов США ясно, что основная ставка в будущем будет сделана в центрально-азиатском регионе все же на Узбекистан, как на страну, обладающую наиболее сильной армией, самым большим населением и наиболее способной к мобилизации экономикой.
Что же могли предложить США Узбекистану? В принципе список довольно большой:
Прощение всех преступлений перед демократическими ценностями
Обеспечение легитимности передачи власти в стране
Обеспечение легитимности и международного одобрения по завоеванию Узбекистаном регионального лидерства
Передача Узбекистану военного имущества после ухода международных сил из Афганистана, что сразу повысит боеготовность узбекской армии в несколько раз
Инвестиции
Особого желания отказываться от предложений США у Узбекистана нет – действительно, проблема передачи власти не за горами, проблему границ, земельного и водного дефицита надо решать, да и в целом много денег и покровительство США никому не помешало. Дело только в том, чтобы получить побольше всего этого, а сделать поменьше. Как всем уже понятно, соседям Узбекистана от этих перспектив становится не по себе.
Россия и Китай, насколько думается, возражать против этого не будут. Китай старается лишний раз США и ЕС не тревожить и с ними не конфликтовать, предпочитая просто сделать новую попытку расширить свое влияние – в другом месте, в другое время. Россия же ждет, что США сможет убрать Китай из региона, а испуганные усилением Узбекистана Таджикистан и Кыргызстан быстрее попросятся в Единое Экономическое пространство. Против слишком уж агрессивного поведения Узбекистана у России есть мощное оружие – несколько миллионов трудовых мигрантов, которые при депортации взорвут ситуацию в стране.
Почему же США не выбрали Казахстан в качестве регионального лидера – можно задать такой вопрос сейчас? Наверное, дело в том, что лидер должен нести ответственность и должен уметь заставлять других соглашаться со своими требованиями. Ну а казахстанские ритуальные фразы о «стране, отказавшейся от ядерного оружия» смотрятся хорошо только на канале «Хабар» (на самом деле для иностранцев и на бытовом уровне это звучит как «у меня на участке был кусок золота, я отдал его соседям забесплатно и еще радовался при этом»). Для тех, кто работает с реальной политикой видно, что за 20 лет Казахстан не смог конвертировать свои экономические преимущества в какую-либо внешнеполитическую и военную мощь. А самое главное, идеология Казахстана и казахстанцев не позволяет вообще претендовать на лидерство – ягненок не сможет управлять не то чтобы волками, а даже собаками и соседской козой.
В общем, в целом понятно, нас всех ждут довольно интересные и нелегкие времена. «Зима близко».