В минувшую пятницу в Казахстане фактически завершилась эпоха, которую условно можно назвать «эпохой Мусина». В стране, где должность руководителя администрации президента воспринимается по своей значимости как второй пост после президентского, произошло то, чего давно ждали и так упорно предсказывали - влиятельный Аслан Мусин, проработавший главой администрации президента почти четыре года, был отправлен в отставку. Vласть вспоминает основные успехи и неудачи Мусина.
Редакция Vласти
В минувшую пятницу в Казахстане фактически завершилась эпоха, которую условно можно назвать «эпохой Мусина». В стране, где должность руководителя администрации президента воспринимается по своей значимости как второй пост после президентского, произошло то, чего давно ждали и так упорно предсказывали - влиятельный Аслан Мусин, проработавший главой администрации президента почти четыре года, был отправлен в отставку. Vласть вспоминает основные успехи и неудачи Мусина.
Хотя в пятницу советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев поспешил заявить о том, что новый пост Аслана Мусина — председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета является чрезвычайно ответственным и назначение не стоит расценивать как понижение, ясно, что именно им перестановка и является.
Два поста - руководителя администрации президента и председателя Счетного комитета - трудно сравнивать. Глава АП контролирует вопросы внутренней политики, различные программы, отвечает за информирование президента о текущей ситуации, влияет на назначения, председатель Счетного комитета контролирует работу правительства и акиматов «без особых последствий». Опыт работы прежних руководителей ведомства показал - какие бы масштабные неосвоения бюджета или просчеты правительства комитет не находил, чиновники ответственности не несут.
Так что, очевидно, Мусин впервые за очень долгое время сделал передвижение по карьерной лестнице вниз. До этого долгие годы он двигался только в обратном направлении.
Еще в середине 1990-х Мусин получил первое серьезное назначение: он стал акимом своего родного региона - Актюбинской области. После долгих лет работы на этом посту он переехал в соседнюю Атыраускую область. Ходила легенда, что вместе с ним из Актобе в Атырау переехало почти 200 человек - его команда. Стилем Мусина впоследствии стало передвижение вместе с командой, правда, уже не такое масштабное.
В середине 2000-х Аслан Мусин переехал в Астану, получив назначение в правительство. Он был вице-премьером, министром экономики, прежде чем в 2007 году неожиданно для многих вошел в партийный список партии «Нур Отан» на выборах в мажилис, первых, когда палата формировалась только по партспискам. Еще более неожиданным для многих оказалось, когда Мусин стал депутатом, но никто не удивился, когда он был избран спикером мажилиса.
Спустя год Мусин оставил свой пост, перейдя на работу в администрацию президента. С 2008 года Мусина винили и хвалили за все просчеты и успехи во внутренней и внешней политике и постепенно демонизировали, считая главным в группы «серых кардиналов» казахстанской политической сцены.
Люди, работающие с Мусиным продолжительное время, отмечают, что он очень жесткий руководитель, который привык следить за всем, что происходит в его ведомствах, знать все о своих сотрудниках и принимать абсолютно все решения.
Главные успехи
Основные достижения Мусина большинство наблюдателей связывают с имиджевыми внешнеполитическими проектами. Во время работы Мусина Казахстан с успехом руководил двумя крупными межгосударственными объединениями — Организацией по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и Организацией Исламского Сотрудничества (Организация Исламская конференция до 2011 года).
Казахстан укрепил свою роль как одного из ведущих борцов за нераспространение ядерного оружия и смог получить пост заместителя генсека ООН.
Успехи внутри страны связаны прежде всего с относительно спокойным преодолением финансового кризиса, но эту заслугу приписывают в основном премьеру Кариму Масимову. Внутриполитических достижений у Мусина так и не появилось, если не считать выборы президента в 2011 году, когда Назарбаев получил 95% голосов избирателей, однако о высоком уровне популярности главы Казахстана было известно всегда и вряд ли можно считать заслугой Мусина сохранение этого показателя.
Ключевые провалы
Мусину в вину ставят фактически провал антитеррористической борьбы - с прошлого года в стране произошли десятки инцидентов, которые заставили аналитиков говорить о том, что Казахстан вступает в полномасштабную войну с терроризмом. Информационную войну государство несколько раз проигрывало - результаты опросов свидетельствуют о высоком уровне недоверия к правоохранительным органам и неверии в их способность защитить граждан.
Важнейшим провалом Мусина и его команды можно считать события в Жанаозене, которые без сомнений отложат отпечаток на внутриполитическую жизнь страны на долгие годы. Семимесячная забастовка нефтяников, завершившаяся беспорядками, стрельбой по их участникам и гибелью 14 человек, показала неспособность и нежелание властей договариваться и успешно разрешать кризисы. Судя по всему, администрация Мусина не ожидала, как может завершиться протест нефтяников.
Несмотря на то, что события в Жанаозене не привели к глубокому внутриполитическому кризису, ясно, что они еще долго будут оказывать влияние на страну и общество.
Наконец Мусина и его администрацию винят в неэффективной борьбе с коррупцией в стране. Более того, несколько членов команды Мусина или его протеже в последние годы стали жертвами этой борьбы — три года назад в центре скандала оказался выходец из Актобе, министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев, а в конце августа началось масштабное расследование хищений бюджета в Атырауской области, которой после Мусина руководил его ставленник Бергей Рыскалиев. Итог этого расследования, очевидно, еще окажет влияние на расклад сил в элите.
Оппозиционная пресса не раз писала, что Мусину за последние годы удалось расставить своих людей во многих сферах — от силовой до нефтегазовой. Ясно, что «люди Мусина» входят теперь в «зону турбулентности». Вряд ли их ждут немедленные отставки: если бы Аслана Мусина хотели лишить влияния жестко и сразу, он бы не получил назначения в день отставки, но понятно, что многих из них ждет судьба их покровителя — понижение, либо и вовсе отстранение от рычагов управления.
Судьба же самого Мусина не кажется окончательно решенной. Казахстан уже не раз наблюдал как после серьезных падений отдельные представители республиканской элиты не только восстанавливали, но и существенно наращивали свое влияние через какое-то время. Однако нынешняя эпоха Мусина уже завершена.