В среду мажилисмены на пленарном заседании рассматривали отчет правительства об исполнении республиканского бюджета за 2013 год. Традиционно депутаты высказали свое недовольство действиями кабинета министров по целому ряду направлений. Но — без каких-либо последствий для собственно Кабмина.
Так, Мейрам Бегентаев поинтересовался, какова отдача от 30,4 млрд тенге, выделенных недавно созданному холдингу «Байтерек», и когда, собственно, выделенные из госказны средства окупятся. В ответ вице-премьер — министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев напомнил, что эти средства распределились так: 30 млрд получил Банк развития Казахстана, 400 млн — «Казына капитал менеджмент». «Эта программа помогла расширить кредитование приоритетных отраслей промышленности, в первую очередь, увеличить возможности для финансирования приоритетных проектов для наших предприятий», — заверил Исекешев, тактично умолчав о сроках окупаемости.
Немногим больше рассказал глава холдинга «Байтерек» Куандык Бишимбаев. Он проинформировал, что из 30 млрд, которые через БРК были предоставлены банкам второго уровня для кредитования проектов, «в настоящий момент 6,1 млрд уже освоено, 22 млрд будут освоены в течение этого года». «мы банкам дали срок освоения до 6 месяцев, сегодня прошло 4 месяца, в течение оставшихся двух месяцев они одобренные проекты будут продолжать финансировать, — оптимистично заверил Бишимбаев.
— Что касается 400 млн, которые были предоставлены „Казына капитал менеджмент“, на эти средства нами в этом году в июле месяце и при дополнительной капитализации в 2014 году, будет создан фонд инфраструктурных проектов для финансирования проектов в рамках государственно-частного партнерства».
Судьбой отечественной промышленности интересовались многие депутаты. Мажилисмен Розакул Халмурадов напомнил о легкой промышленности, которую правительство не раз обещало развивать, однако результатов как не было, так и нет. Ответ Асета Исекешева был лаконичен: «Будет разрабатываться специальная программа, до конца года мы внесем предложения в правительство и по результатам мы вам доложим».
Елена Тарасенко вспомнила об объявленной президентом еще в 2007 году программе по строительству 100 школ и 100 больниц, и упрекнула министерство здравоохранения за невыполнение поручения президента — на сегодняшний день построено лишь 90 больниц.
В ответ глава минздрава Салидат Каирбекова напомнила, что не достроены эти объекты не по вине министерства: «Была произведена секвестрация средств и проект активно реализуется последние три года, — напомнила министр то, что депутатам уже известно (поскольку пересмотр бюджетных программ проводится через парламент). — На сегодняшний день у нас есть ряд объектов, которые мы сдадим включительно 2015 год. На 1 января 2016 года данный проект будет реализован. И сразу я бы хотела ответить на вопросы, которые могут возникнуть по поводу качества стройки. У нас на сегодняшний день по только 2013 году по строящимся 20 объектам есть судебные разбирательства с генеральными подрядчиками, местные исполнительные органы разбираются и подают в суд. Это тоже имеет место при задерживании сроков сдачи объектов».
У Ерболата Досаева мажилисмены интересовались перспективами поступлений в бюджет с учетом того, что добыча нефти на Кашагане отложена на год. Глава министерства экономики и бюджетного планирования ничего нового депутатам не сообщил: «Сегодня министерство нефти и газа совместно с национальной компанией Казмунайгаз изыскивает дополнительные источники увеличения добычи на других месторождениях, чтобы компенсировать ту потерю объемов, которая получилась сегодня на кашагане в результате тех проблем, который решает сегодня сам консорциум».
Мухтар Тиникеев обнаружил в отчете об исполнении бюджета нереализованную программу «Строительство и реконструкция систем водоснабжения и гидротехнических сооружений», с суммой неосвоенных средств в 3,5 млрд тенге. И это — на фоне трагедий с прорывами плотин.
«Получается, что на реконструкцию средства выделяются, но они не осваиваются, — возмутился мажилисмен. — Кто несет ответственность за неисполнение данной программы и понес ли кто наказание?».
«Действительно, к сожалению в работе нашего министерства в части освоения средств было допущено неправильное планирование, и 3,5 млрд в 2013 году не были освоены на реконструкцию систем водоснабжения и строительства гидротехнических сооружений, — признался министр окружающей среды и водных ресурсов Нурлан Каппаров. — Но мы приняли меры, мы во-первых освободили заместителя председателя комитета водных ресурсов за это, и также привлекли к дисциплинарной ответственности шесть человек. Вы правильно говорите, что имеет место неправильная организация, нам надо что-то менять. Поэтому мы не снимаем с себя ответственности. Поэтому — что мы начали делать: как вы знаете, наше министерство было переименовано, это первое было решение. Второе — недавно было принята госпрограмма по управлению водными ресурсами. Поэтому мы приняли решение, что мы будем менять систему управления в водном секторе».
Мажилисмен Егор Каппель напомнил о низком качестве строящихся в стране дорог при весьма высокой стоимости строительства. Министр транспорта и коммуникаций Женис Касымбек рассказал, что 65-70 процентов стоимость строительных работ составляет стоимость строительных материалов, и в первую очередь — битум и цемент, в настоящее время — импортного производства.
«В этом году в эксплуатацию вошли новые заводы „Актау-битум“, Шымкентский завод. Мы планируем, что в течение года эти заводы выйдут на проектную мощность, и мы полностью покроем потребность Казахстана в битуме. Сегодня мы уже вводим ограничения на ввоз битума в страну», — заверил он депутатов.
Мажилисмен Нурлан Абдиров обратил внимание на систематическую проблему неосвоения выделяемых бюджетных средств. И спросил у главы Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина — каковы пути решения. Главный бюджетный контролер словно ждал этого вопроса, и с готовностью ответил:
«Проблемы в сфере освоения бюджетных средств, если систематизировать, можно свести в несколько групп. Это проблемы в доходной части бюджета, это проблемы, возникающие в ходе реализации стратегических планов, государственных отраслевых программ, это проблемы в отсутствии единых подходов к определению сумм неосвоенных средств, это проблемы в деятельности квазигосударственного сектора. Но самая большая проблема — это то, что нарушения и недостатки, выявляемые счетным комитетом, к сожалению, из года в год повторяются. Я считаю, что нужен, видимо, либо план совместный, или рабочую группу создать, и наметить некую программу по решению этих из года в год повторяющихся проблем. Либо нам надо сказать, что эти проблемы носят постоянный характер и постоянно будут возникать. Наличие разногласий между правительством и счетным комитетом о методике — эта проблема решается легко, надо в бюджетном кодексе четко определить, что надо относить к неосвоенным средствам. И на этот счет у нас есть четкая договоренность с правительством, в частности, с министерством финансов, что в этом году надо в бюджетный кодекс эти изменения внести и эту проблему закрыть. Таким же образом надо четкие программы, алгоритмы решения других проблем выработать».
Итоговое решение депутаты будут принимать на совместном заседании палат парламента. Согласно конституции, парламент может не утвердить отчет правительства, тем самым выразив недоверие кабинету министров. Однако за все годы существования двухпалатного парламента такого не случалось. Депутаты ограничивались лишь дачей рекомендаций и высказыванием своего недовольства, но итоговое решение всегда быдо одинаковым — отчет правительства утверждался.