После нескольких лет гражданского брака оппозиционные партии ОСДП и Азат заявили разводе. На неделе политсовет ОСДП выпустил заявление, в котором отметил, что больше эти неоформленные отношения в таком ключе проистекать не могут. Интересно, что случилось это спустя почти два года после отказа Минюста зарегистрировать объединенную партию. Органы юстиции отказали ОСДП в перерегистрации в апреле 2011 года.

 

Зарина Ахматова, Vласть

 

После нескольких лет гражданского брака оппозиционные партии ОСДП и Азат заявили разводе. На неделе политсовет ОСДП выпустил заявление, в котором отметил, что больше эти неоформленные отношения в таком ключе проистекать не могут. Интересно, что случилось это спустя почти два года после отказа Минюста зарегистрировать объединенную партию. Органы юстиции отказали ОСДП в перерегистрации в апреле 2011 года. 


В каждой строчке заявления ОСДП  сквозит неявный упрек в адрес бывших сожителей. «В условиях запрета властей формировать предвыборные блоки и создания других законодательных препятствий мы продолжали искать возможности по решению этих задач. Так, 24 октября 2009 года 6-й съезд ОСДП поддержал инициативу ДПК «Азат» о ее присоединении к Общенациональной социал-демократической партии, приняв решение об изменении Устава партии, в частности, об изменении названия партии и введении должностей сопредседателей и генерального секретаря». Но, как следует дальше из заявления, даже это не помогло  плодотворному сотрудничеству оппозиционных политобъединений. А ОСДП, по их собственному заверению, испытывали все больше и больше проблем: «Со своей стороны наша партия в полной мере испытала издержки системы сопредседательства, снижающие эффективность работы в существующих сложных политических условиях. Для сведения, ни одна из 160 партий - членов Социалистического Интернационала, в который наша партия вступила в 2012 году, не имеет института сопредседателей».


Как ни стараются стороны, соблюсти процедуру цивилизованного развода, но именно этот пассаж из заявления выдает возможные причины размолвки. В доме может быть только один хозяин, и с его кандидатурой объединенная оппозиция так и не смогла определиться. Как рассказал Vласти Амирбек Тогусов, вице-министр обороны Республики Казахстан в 1997-2000 годах, член политсовета партии ОСДП, теперь партии пойдут каждая своей политической тропинкой, как делали то в период до попыток объединить силы:

 

- Власть всячески помешала нашему объединению, причем делалось это грубо: были придирки, вплоть до грамматических ошибок в тексте  заявления. Мы получили отказ, и наступила реальная жизнь.  Мы обязаны соблюдать законы, а если партия официально не оформлена, но продолжает свою деятельность, то к ней начинают применяться штрафные санкции вплоть до закрытия и прекращения деятельности.  К тому же, были различные обсуждения внутри объединения. Допустим, небольшая группа людей хотела внесения изменений в Устав ОСДП, давайте, дескать, введем институт сопредседателей, чтобы их было несколько. Другая группа говорила: "Милые, мы уже 15-20 лет в оппозиционном поле, пора взрослеть!" Когда впервые зарождался в Казахстане институт политпартий, они все управлялись сопредседателями. Возможно тогда – на заре независимости, среди разношерстной публики, по сути, идеологически разных людей такой институт и работал. Но потом все партии пришли к единому лидеру. И даже тот же «Азат» перед самым слиянием  избрал в лидеры одного человека – Булата Абилова. Сегодня нет ни одной политпартии, где есть институт сопредседателей. И это правильно: мы сами на практике с этим сталкивались. Пытаемся принять документ на полстраницы, а сидим несколько дней. Кто-нибудь обязательно сто раз меняет решение. По-моему, Булат Абилов это и был, раз 50 заходил-выходил, менял тезисы, в итоге это превращалось вообще в непонятное решение. ОСДП изначально в уставе утверждали институт председателя и его заместителей. И в заявлении сказано, что мы придерживается устава. Здесь абсолютно никакой крамолы нет, процесс нормальный –  процесс  становления политических объединений.  Что касается самой процедуры этого «развода», то тут ничего придумывать не надо. «Азат» не ликвидировали, ОСДП продолжает работу дальше. Съезд у нас намечается, но по другому поводу – мы больше года работали над новой программой, на съезде мы собираемся ее принять. Булат Абилов в числе других председателей политобъединений будет на съезд приглашен, - отметил генерал-майор запаса.

 

Надо отметить, что ситуация прогрессировала уже не первый год, оппозиционные лидеры, несмотря на попытки публично сохранить статус-кво, все-таки не смогли  продемонстрировать сплоченность действий. Даже прорабатывавшаяся весь прошлый год инициатива ОСДП по проведению всеказахстанского Курултая, была исключительно прерогативой социал-демократов. Пока лидеры «Азата» отбывали административный арест по печально известному адресу – Лобаческого, 10 (за участие в митингах НЕсогласных), активисты ОСДП проводили круглые столы.  Проводили, отметим, в дорогом алматинском  отеле. Может, в том числе и поэтому попытки консолидировать электорат никак не могли увенчаться местами в парламенте.


- Распад ОСДП "Азат" был неизбежен. Просто удивительно, что этот процесс занял столько времени. Скорее всего, объясняется тем, что никто из "лидеров" вообще не занимался партийными делами. А актив ОСДП, основу которого составляет неформальный список ветеранов ГСК, прокуратуры и МВД, неизбежно воспринимал "азатовцев" как мажоров, неформалов и спекулянтов, с которыми они боролись в годы своей юности. Соответственно, для "Азата" объединенные социал-демократы являлись ментами, играющими в политику, - констатирует  Данияр Ашимбаев, главный редактор биографической энциклопедии «Кто есть кто в Казахстане».

Для бывшего Генерального прокурора Жармахана Туякбая, который на этой неделе, по заверениям коллег, находится в отъезде, диагноз может прозвучать  трагично. Для лидера «Азата» Булата Абилова, который от комментариев отказался, отметив, что пока комментировать здесь нечего, наверняка в словах политолога, тоже найдется частичка мрачной реальности. Но, как ни крути, отказ в официальной регистрации, лишь подпалил бикфордов шнур, на  который оппозиционеры давно  уже заглядывались. Максим Казначеев, руководитель сектора внутренней политики Института политических решений, только подтверждает эти предположения:


- На самом деле причиной раскола партии является конкуренция лидеров. Начиная с предвыборной ситуации 2011-12 годов, когда проходили досрочные парламентские выборы, было очевидно, что партия де-факто не имеет единой идеологической линии по подготовке предстоящей кампании. Скажем, Булат Абилов и его крыло выступали за максимальную радикализацию партийных заявлений. Крыло Туякбая стремилось сохранять умеренную критику в отношении власти и пыталось работать с умеренно оппозиционным электоратом. Понятно, что есть еще и несовпадения в идеологии политического планирования власти. Я бы отметил еще один фактор: спонсорство в партиях. И конфликт интересов возник именно на этом уровне.  Моя позиция заключается в том, что любые партийные структуры в нашей стране -  не состоят из политиков,– это своеобразные верхушки айсбергов олигархических групп, которые работают в публичном пространстве, и они не самостоятельны в принятии решений, - отмечает эксперт.

 

Таким образом, партийные сожители вновь  разъезжаются, не исключая при этом еще одной попытки сближения в среднесрочной перспективе. А пока остается только  ждать, будут  ли истребованы какой-либо из сторон политические алименты.

Свежее из этой рубрики