Борьба за власть в партийной верхушке КНР не приведет к форсированной политической модернизации страны. Консервативные руководители КНР, подчеркивая необходимость демократических реформ, не спешат с ними. КПК тем временем продолжает удерживать за собой позиции единственной реальной политической силы.
Маргарита Бочарова, Vласть
Борьба за власть в партийной верхушке КНР не приведет к форсированной политической модернизации страны. Консервативные руководители КНР, подчеркивая необходимость демократических реформ, не спешат с ними. КПК тем временем продолжает удерживать за собой позиции единственной реальной политической силы.
Vласть обратилась к трем известным казахстанским китаеведам, чтобы выяснить, насколько к современному Китаю применим сценарий советской «перестройки». Эксперты выразили единое мнение о том, что либерализация политической системы КНР возможна лишь в долгосрочной перспективе, а развитие событий по примеру последних лет существования СССР невозможно.
Константин Сыроежкин, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК, доктор политических наук, профессор:
…политической либерализации в Китае по типу «перестройки» в СССР я представить себе не могу. Этого не будет. Тем более, что КПК в свое время дала негативную оценку урокам «перестройки», и «наступать на эти грабли» она не будет.
Адиль Каукенов, политолог, эксперт Агентства по исследованию инвестиций (АИРИ):
На сегодняшний день никакой явственной тенденции в сторону либерализации политического строя Китая не наблюдается. <…> Китайская элита довольно консервативна, что объясняется рядом факторов, не последними из которых являются события на площади Тяньаньмэнь и развал Советского Союза.
Клара Хафизова, доктор исторических наук:
В Китае возможна управляемая политическая либерализация. Китайцы извлекли для себя большой урок из «перестройки»: они видели, что можно провести много аналогий с СССР. Для них в целом характерно то, что они не переходят какие-то пределы…
Однако китаеведы расходятся во мнении о том, в какой степени руководство Китая готово к изменению собственной политики и каким образом это скажется на ситуации в Центральной Азии.
Демократия грозит Китаю внутренней нестабильностью
По мнению Константина Сыроежкина, руководство Китая четко осознает необходимость демократизации, о чем явно свидетельствует официальная риторика. Несмотря на это, очевидно, что КПК не определилась с окончательным вариантом таких реформ, опасаясь «внутриполитической дестабилизации» и утраты своего монопольного положения в политическом поле, поясняет он.
Эксперт также обращает внимание на то, что процесс либерализации политического строя в Китае продолжается достаточно давно. Он особо подчеркивает, что данный процесс находится под контролем руководителей Коммунистической партии Китая и «не выходит за рамки», определенные политикой партии.
Китаевед перечисляет основные направления политических реформ в КНР, суть которых в течение последних лет остается неизменной:
низовая и внутрипартийная демократия;
расширение поля власти закона;
воспитание ответственного избирателя;
повышение роли профсоюзов и местных собраний народных представителей;
приглашение во власть, на министерские посты, не членов КПК и т.д.
Компартия отходит от репрессивных методов решения внутриполитических проблем
Адиль Каукенов отмечает, что политика КПК претерпевает определенные изменения, вызванные необходимостью приспосабливаться к меняющимся условиям. Примером этого является приведенный политологом пример, когда волнения в одной из китайских провинций продемонстрировали готовность руководства Китая действовать не силовыми, а дипломатическими методами. «Это говорит об определенной эволюции взглядов», - считает он.
Вместе с тем Каукенов считает безосновательным полагать, что Компартия Китая теряет свою «устойчивость» в стране: несмотря на критику в глазах общественности власть КПК все еще остается абсолютно легитимной. Партийные лидеры уверенно сохраняют преемственность в отношении основных принципов управления Китаем: сохранение баланса сил в верхних эшелонах власти и «традиционность курса развития», дополняет он.
Наряду с укреплением позиций Китая на внешнеполитической арене, в отношении Центральной Азии эксперт прогнозирует «определенное ужесточение риторики». Он считает, решающую роль здесь сыграют «ожидания нового китайского поколения» руководителей. Таким образом, КНР в характерной для нее «осторожной» манере все же пойдет навстречу этим ожиданиям мирового сообщества, предполагает Каукенов.
Партии Китая пока не способны стать сильными игроками на политическом поле
Клара Хафизова считает, что политическая либерализация Китая должна начаться с реформирования партийного поля страны, в котором кроме Компартии присутствуют еще шесть партий. На данный момент они не представляют собой реальной политической силы, так как «полностью поддерживают КПК во всех делах», говорит историк.
Партии вряд ли сразу смогут получить «больше свободы» в политической плоскости, поэтому целесообразно будет начать с таких сфер, как образование, культура или национальная политика, высказывает предположение Хафизова.
Она убеждена, что характерной чертой китайского руководства является «умеренность» во всем и неизменное стремление к соблюдению паритета. Власти Китая предпочитают «постепенно спускать на тормозах», отказываясь от тех или иных направлений своей политики.
Эксперт считает, что либерализация политического строя в Китае также превратится в «плавный» процесс, результаты которого станут заметны только спустя продолжительное время. В связи с этим Хафизова высказывает мнение о том, что для Центральной Азии никаких потрясений ожидать не стоит: руководство КНР «не выплескивает бурными волнами наружу» то, что в политическом лексиконе принято обозначать «подковерной борьбой».
В марте текущего года премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао на Всекитайском собрании народных представителей заявил о необходимости проведения политических и экономических реформ. В противном случае КНР грозит повторение «культурной революции», подчеркнул чиновник. Результатом «культурной революции» 1965-1976 годов, были около 100 миллионов пострадавших.
Председатель КНР Ху Цзиньтао и премьер Госсовета Вэнь Цзябао готовятся к передаче полномочий после 9 лет работы в высшем руководстве. Преемниками, как ожидается, станут Си Цзиньпин и Ли Кэцян.