В четверг в СМИ появилось письмо известного оппозиционера Булата Абилова о временном прекращении активной политической деятельности. В своем письме Абилов отметил, что после перехода из бизнеса в политику, его жизнь разительно изменилась. «Эти годы не назовешь счастливыми. Они были трудными. Успехов и побед было не так много», - написал он в письме. В ближайшем будущем Абилов планирует посвятить себя творческой работе – кино и телепроектам и книгам о Казахстане.
Дмитрий Мазоренко, Vласть
Свою политическую Карьеру Абилов начал в 1994 году и до 1996 года был внештатным советником президента Казахстана. С 1999 года по 2001 был членом политсовета партии «Отан». В марте 2000 года Абилов получил мандат депутата Мажилиса Парламента, а в 2001 году был лишен его после выхода из партии «Отан». С февраля 2008 года и по сегодняшний день занимал пост председателя демократической партии «Азат», а 12 февраля 2011 года Абилов был выдвинут кандидатом в президенты от ОСДП «Азат».
Vласть попросила экспертов рассказать об основных заслугах в политической карьере Абилова, последствиях его ухода из политического поля и судьбе партии «Азат».
Политолог Антон Морозов оказался категоричным: «Он уже повзрослел, возможно, стал мудрее. Вероятно он, устал суетиться как подросток «Бутя». Зачем ему тратить свою энергию, свои ресурсы на сферу где он не удачлив? Ведь как бизнесмен Абилов был весьма удачлив. Но, как политик – он никакой. И в «Отане», и на оппозиционном поприще. Какие-то значимые достижения, помимо пиар-акций? в политической деятельности Абилова я назвать затрудняюсь. И если в «Отане» это было действительно сложно, то в оппозиционной сфере, где он был на первых ролях, у него была возможность реализовать что-то действительно серьезное. Человек просто устал от отсутствия ощутимого результата и, по его собственному заявлению, решил посвятить себя творчеству».
Морозов считает, что Абилов не вернется в политику: «Мне кажется, что он попрощался. Сказал спасибо всем своим соратникам и партнерам и просто ушел. Показательно, что его заявление никак не тянет на публичное покаяние. Мы видели как люди «каются» на примере Бигельды Габдуллина, Мухтара Аблязова (после первого выхода из колонии), Тохтара Аубакирова. И ведь их простили. А то, что написал Абилов, в рамки этого жанра не укладывается. Отсюда и такой прогноз».
По мнению политолога, никаких последствий уход Абилова за собой не повлечет: «Безусловно, он был знаковой фигурой – как один из первых бизнесменов Казахстана. И именно поэтому он попал в «Отан» - как лидер общественного мнения. Именно это его главный ресурс в оппозиционной деятельности – узнаваемость. Если у него остались финансовые ресурсы, возможно, он будет кому-то помогать, но не факт. Человек он, конечно, обеспеченный, и многие проекты в оппозиции – СМИ, интернетөпроекты, были реализованы на финансовой базе Абилова. Возможно, часть из них закроется, но часть останется, поскольку, судя по активизации пантюркистской риторики, спонсоры нашлись, и они находятся на берегах Босфора».
Морозов отметил, что ситуация с партией «Азат» неоднозначна: «В партийно-политическом пространстве происходят процессы переформатирования. Все зависит от того, кто займет пост председателя. Нельзя исключать вариант как с «Ак жолом», когда он перешел от Байменова к Перуашеву. Возможно на пост председателя «Азата» тоже есть кандидатура. Но в настоящее время «Азат» скорее мертв, чем жив. И тут всего два варианта – либо он уйдет с политической сцены, либо останется на ней, но в новом качестве».
Политолог Айдос Сарым считает, что уход Абилова – сознательный тайм-аут: «Я думаю, что в сложившихся условиях, когда его выдавили из его партии, и когда власть не даст ему возможности создать какую-то общественную организацию, тем более политическую партию, наверное, это разумный, продуманный шаг. В напряженной политической гонке Абилов находится уже 10 лет, это не малый срок, и сейчас ему нужно время, чтобы подумать, посмотреть по сторонам, заняться какими-то проектами, которые получились бы лучше. То есть это вполне продуманный шаг, и, скорее всего, политика на месте стоять не будет. Абилов как человек с активной жизненной позицией, как человек, который сопереживает, болеет за страну, наверно, тоже в стороне не останется».
Сарым отметил, что Абилова исключили из легальных общественных структур: «Cегодня он скорее общественный деятель, чем политик. Его сторонники, люди, которые прислушиваются и уважают его мнение, никуда не денутся. Но для большой политической деятельности у Абилова возможностей мало».
Политолог Максим Казначеев, подчеркнул, что Абилов уходит из активной политики, но не уходит из политики вообще: «Я думаю, что как политик он берет небольшую паузу. Насколько мне известно – это творческая пауза, для реализации проектов гуманитарного плана. По большому счету, стоит говорить не о Булате Абилове, сколько о дальнейшей судьбе партии «Азат».
По мнению Казначеева, временная пауза Абилова связана с тем, чтобы в следующем избирательном цикле первыми лицами партии выступали иные фигуры: «Речь идет о том, что Абилов передает партийный бренд в аренду. И нельзя говорить о его полном уходе из политики. Дальнейшая его судьба будет зависеть от участия партии в следующем избирательном цикле и о степени результативности людей, которые придут к нему на замену. И понятно, что дальнейшие партийные решения собственник партии и Абилов будут принимать исходя из результатов следующих выборов».
Политолог подчеркнул, что говоря о достижениях Абилова в политике, необходимо сделать скидку, что Абилов пришел в политику из бизнеса.
«Как политик он все же не профессионал. Безусловно, его первая политическая деятельность была связана с обеспечением своих коммерческих проектов. А сейчас, последние 7-8 лет он больше выступал как публичная фигура. Идеологически партию обеспечивали немного иные люди. Задача Абилова, как человека в определенной степени харизматичного, была в озвучивании этого идеологического курса и идеологических инициатив. С другой стороны, возможно личные политические амбиции помешали ему делать это более эффективно».
Независимый политик Амиржан Косанов, соратник и коллега Булата Абилова, уверен в том, что уход - личный выбор Абилова: «Он объяснил это желанием заняться творческими проектами. Я склонен верить его аргументам. Для него это, в первую очередь, новое состояние души, новые горизонты. Для оппозиции же это уход одной из значимых фигур. Но фатальных последствий для всех демократических сил я не вижу. Он пишет, что решил отойти на несколько лет. Так что возможность возвращения нельзя исключать».
Косанов считает, что, несмотря на идеологические проблемы в оппозиции, она в состоянии ответить на вызовы времени: «Есть масса нерешенных проблем в стране, есть растущий протестный потенциал в обществе. Власть полностью игнорирует этот фактор. И это становится катализатором оппозиционных настроений, которые, обязательно, найдут свой выход. Если у власти хватит ума соблюдать правила, такие настроения будут транслироваться цивилизованным путем, через легитимные политические институты. Если же она продолжит свою линию по подавлению инакомыслия и зачистки оппозиционного поля любыми путями, то продолжится радикализация протестных групп. На мой взгляд, это и есть одна из самых больших опасностей текущего времени».
Что касается партии, Косанов отмечает: "Я не член партии «Азат». Я был в рядах единой ОСДП «Азат». Ее судьбу вы знаете... А будущее партии «Азат» должны решить ее члены на своем съезде. Так будет и законно, и справедливо. Это партия с огромным опытом борьбы, там очень много достойных людей, особенно в регионах. Такой потенциал нельзя терять. Я всегда говорил, что любая общественная организация, в том числе и политическая партия, не должна создаваться под одного человека. Общие ценности, конкретная программа, цели и задачи – вот, что должно объединять близких по духу людей. Плоха та организация, судьба которой будет зависеть от наличия (или отсутствия) одного человека. Во всяком случае, партийцы должны сделать все для того, чтобы она не растеряла свой потенциал. Повторюсь, это дело самих партийцев, им решать судьбу своей организации».
Напомним, что в марте этого года так и не объединившиеся оппозиционные партии ОСДП и «Азат» окончательно «развелись». ОСДП провела съезд партии, не пригласив на него лидеров "Азата".
Vласть писала о том историческом съезде. После того, как партиям отказали в регистрации (для попытки встать под одни знамена, «Азат» пошел на самоликвидацию) ОСДП, спустя почти два года после отказал органов юстиции выпустила заявление, из которого общественность узнала, что оппозиция распадается, не успев узаконить отношения.
После всех этих перипетий деятельность партии «Азат» оказалась под большим вопросом. Впрочем, в интервью Vласти сам виновник сегодняшних заголовков - Булат Абилов отметил, что партия уже давно не может существовать нормально:
«Фактически 4 года - ни филиалов, ни каких-либо документов у нас нет. У нас не перерегистрирована партия, власть отказалась нам в этом, буквально перед парламентскими выборами в 2012 году. Партии, де-факто, нет. Естественно в последнее время мы работали все больше, как общественные деятели».
В интервью Vласти Абилов отмечает, что его не утомила политическая деятельность, просто он решил попробовать себя в новых проектах, не связанных с бизнесом или партийной деятельностью: «Нет, я не устал. Я человек, который никогда не устает. Просто 10 лет в бизнесе, 10 лет в политике – это тоже большой период. Я вот вчера думал, почему избирают на два срока президентов, парламент. Этого достаточно, чтобы человек что-то сделал. Но нужно менять парадигму, нужны какие-то новые проекты, новое вдохновение. И я говорю еще раз, что отхожу на несколько лет, но обязательно вернусь в политику. Буду жить в Казахстане. Бизнесом заниматься не буду, буду творчеством: книгу писать, фильм снимать документальный. Буду сейчас плотно заниматься написанием сценариев и поиском бюджетов».
Абилов считает, что никаких перемен на политическом поле в ближайшее время ожидать не стоит: «Что могут трясти сейчас? Ну, правительство. Перетрясут – ну, даже если уйдет правительство в отставку, придут несколько новых человек. Что поменяется? Суть – та же».
На вопрос корреспондента Vласти о том, разочаровался ли он в оппозиционной деятельности казахстанских политиков и теории малых дел, коими в основном живут гражданские активисты, Абилов ответил:
«Я не разочаровался. Ко всему у меня спокойное отношение, поскольку всегда бывают и взлеты, и падения. Общественная жизнь движется, в какие-то моменты оппозиция активна, за счет каких-то новых людей, новых идей. Те же выборы, которые служат активизации общественной жизни, придают новый импульс. Я просто на время отхожу от этой деятельности и обращаюсь к творчеству», - рассказал политик.