Последние месяцы весь мир с напряжением следит за судьбой Украины и телефонными переговорами первых лиц мировых держав. Пока неизвестно, чем они закончатся, Vласть вспоминает примеры из истории, когда телефонный звонок стал решающим в урегулировании конфликта на международном уровне.
Только с начала месяца Нурсултан Назарбаев успел дважды переговорить по телефону с президентом России Владимиром Путиным. Кроме этого, обстоятельный обмен мнениями по телефону у главы государства состоялся с президентом США Бараком Обамой и канцлером Германии Ангелой Меркель. Очевидно, что так называемый «крымский» кризис вновь актуализировал значимость телефонных переговоров как одного из вида дипломатической связи.
Несмотря на то, что зачастую в ходе телефонных бесед, если верить официальной хронике, лидеры страны сверяют свои позиции по ряду представляющих взаимный интерес вопросов, иногда простой телефонный звонок может обусловить переломный момент в двусторонних отношениях. Vласть нашла несколько примеров, доказывающих, что телефонной связью в условиях мировых кризисов действительно не стоит пренебрегать.
СССР vs. США (1963 год)
Из школьной программы едва ли не каждому известно, что в 1962 году мир стоял практически на пороге войны - между двумя сверхдержавами разгорелся «Карибский кризис». СССР, выступив против размещения американских ракет в Турции и против попытки вторжения американцев на Кубу, разместил в этой стране собственные ядерные боеголовки. Таким образом, угроза применения ядерного оружия с обеих сторон достигла своего критического уровня.
В разгар кризиса при отсутствии телефонной линии между странами спецслужбы тратили недюжинные усилия на дешифровку сообщений Хрущева и Кеннеди. Историки даже утверждают, что однажды американцам понадобилось 12 часов, чтобы расшифровать послание Никиты Хрущева из 3 тыс. слов. В результате, в августе 1963 году между СССР и США была открыта прямая телефонная линия. Именно она впоследствии станет одним из символов Холодной войны и итогом первого двустороннего соглашения двух противоборствующих стран по предотвращению ядерной войны.
Иран vs. Египет (2012 год)
Связи между двумя странами были разорваны в 1980 году после Исламской революции в Иране и официального признания властями Египта государства Израиль. Шанс на восстановление двусторонних отношений появился после прихода к власти в Египте после революции пятого президента Мухаммеда Мурси, лидера религиозно-политической организации «Братья-мусульмане».
6 июля 2012 года президент Ирана Махмуд Ахмадинежад спустя более чем 30 лет отсутствия каких-либо дипломатических связей между странами позвонил Мурси. Ахмадинежад поздравил его с избранием на должность главы государства и пригласил к участию в саммите Движения неприсоединения в Тегеране. В результате, Мурси выступил на саммите с жесткой критикой сирийского режима, а эксперты в один голос заговорили о грядущих геополитических изменениях на Ближнем Востоке в связи со сближением двух стран. Изменения, вероятно, и имели бы место, если бы Мухаммед Мурси не был свергнут спустя год в результате военного переворота.
Израиль vs. Турция (2013 год)
Дипломатические отношения между двумя странами в значительной степени осложнились после того, как в 2010 году израильские военно-морские силы попытались остановить продвижение так называемой «Флотилии свободы» с гуманитарными грузами к сектору Газа. В результате столкновения были убиты 9 и ранены 30 пассажиров, среди которых оказались и турецкие граждане. После обнародования в 2011 году выводов комиссии ООН по расследованию данного инцидента, Турция приняла решение резко ограничить связи с Израилем из-за его отказа принести извинения за гибель граждан республики.
В марте 2013 года находивший с официальным визитом в Израиле президент США Барак Обама уговорил своего израильского коллегу, премьер-министра Биньямина Нетаньяху позвонить турецкому премьеру Реджепу Тайип Эрдогану. Звонок не заставил себя долго ждать, и Нетаньяху извинился перед Турцией за «любые ошибки, которые могли привести к гибели людей», заявив о своей готовности выплатить компенсацию семьям погибших. Дипломатические отношения между странами таким образом были восстановлены.
Иран vs. США (2013 год)
Между Ираном и США дипломатические контакты были прерваны в 1979 году, когда в этой ближневосточной стране произошла Исламская революция. В сентябре 2013 года новый президент Ирана Хассан Роухани прибыл в Нью-Йорк для участия в заседании Генеральной ассамблеи ООН. Тогда иранский президент предпочел не встречаться лично с Бараком Обамой, однако выразил желание переговорить с американским лидером по телефону. В результате, звонок от Обамы застал Роухани по дороге в международный аэропорт им. Кеннеди.
15-минутный телефонный разговор между американским и иранским президентом стал первым прямым контактом между главами двух государств с 1979 года. По мнению Обамы, этот звонок продемонстрировал возможность преодоления напряжения между Ираном и США. Роухани, в свою очередь, по возвращении в страну в аэропорту был закидан яйцами и ботинками, а затем подвергся критике со стороны Корпуса стражей исламской революции. Несмотря на это, в экспертном сообществе уже зазвучали надежды на разрядку обстановки в регионе.
Северная Корея vs. США (2013 год)
Стоит сразу оговориться, что исторического телефонного разговора между лидерами КНДР и США пока не произошло, однако нужная инициатива одной из сторон уже выражена. В марте 2013 года Северную Корею с частным визитом посетил известный американский баскетболист Деннис Родман. По возвращении в Америку спортсмен отзывался о Ким Чен Ыне самым наилучшим образом и даже передал от него просьбу Бараку Обаме. По словам Родмана, Ким Чен Ын изъявил желание переговорить по телефону с американским президентом.
Баскетболист наивно предположил, что лидеры двух стран могут начать разговор с обсуждения баскетбола и в итоге прийти к решению всех трудностей, имеющихся между странами. Однако Обама, вероятно, пока придерживается другого мнения и звонить Ким Чен Ыну не собирается. Пресс-секретарь Белого дома подчеркнул, что у администрации президента есть свои способы связи с Северной Кореей. Учитывая, что КНДР нередко угрожает своему южному соседу по факсу, можно предположить, что и в Белом доме пользуются данным видом связи.