Ричард Хаас, президент Совета по международным отношениям, автор книги «Мир в беспорядке», которая будет опубликована в январе 2017 года
Каждый сентябрь президенты, премьер-министры и министры иностранных дел многих стран мира прибывают в Нью-Йорк на несколько дней. Они приезжают, чтобы отметить начало ежегодной сессии Генеральной ассамблеи ООН, выступить с речами, которые обычно привлекают больше внимания в их родных странах, чем в зале, и заполнить свой график максимальным количеством встреч, на какое только способен человек (это такой дипломатический аналог «быстрых свиданий»).
Есть ещё традиция выбирать конкретную тему или проблему, которой уделяется особое внимание; и нынешний год не стал исключением. День 19 сентября будет посвящён обсуждению тяжёлого положения беженцев (и мигрантов), а также того, что можно и нужно сделать, чтобы им помочь.
Это правильный выбор, потому что, по оценкам, сейчас в мире около 21 млн беженцев. Изначально беженцами называли тех, кто покидает свои страны из-за страха преследования, но сегодня в их число включают ещё и тех, кто вынужден пересекать границы из-за конфликтов и насилия. Данная цифра резко подскочила за последние пять лет, главным образом из-за хаоса на Ближнем Востоке. Сегодня одна только Сирия является родиной каждого четвёртого беженца в мире.
Внимание ООН и стран-членов этой организации обусловлено не только ростом количества беженцев или возросшей гуманитарной озабоченностью по поводу страданий мужчин, женщин и детей, вынужденных покинуть свои дома и страны. Оно вызвано ещё и тем влиянием, которые потоки беженцев оказывают на принимающие их государства: в этих странах – в одной за другой – происходят мощные политические сдвиги.
Расширение политической оппозиции немецкому канцлеру Ангеле Меркель, голосование за выход Британии из ЕС, растущая популярность правых националистических партий – все эти события в Европе можно объяснить реальными и мнимыми страхам, которые вызывают беженцы. Экономическая и социальная нагрузка на такие страны, как Иордания, Турция, Ливан и Пакистан, которых просят приютить как можно больше беженцев, огромна. Существуют также риски для безопасности, поскольку неясно, не окажутся ли некоторые из беженцев реальными или потенциальными террористами.
В принципе, есть четыре способа сделать что-то значимое для решения проблемы беженцев. Первое и самое фундаментальное – надо предпринимать шаги, которые позволят избавить людей от необходимости бежать из собственной страны. А если они всё же вынуждены это сделать, надо создавать условия, которые позволят им вернуться домой.
Но для этого надо, чтобы страны мира активней добивались прекращения военных действий, например, в Сирии. Увы, на сегодня отсутствует консенсус о том, что нужно для этого сделать. Даже в тех случаях, когда какие-то соглашения существуют, не хватает воли и готовности предоставлять необходимые военные и экономические ресурсы. В результате, количество беженцев в мире будет только расти.
Второй способ помочь беженцам – гарантировать им безопасность и нормальную жизнь. Беженцы особенно уязвимы в момент движения. Когда же они прибыли, надо удовлетворять их фундаментальные потребности, в том числе в сфере медицины, образования, физической безопасности. Трудная задача принимающих стран заключается в том, чтобы адекватно обеспечить эти базовые услуги.
Третий компонент любого всеобъемлющего подхода к проблеме беженцев касается выделения экономических ресурсов, которые помогают справиться с этим бременем. США и Европа (не только правительства стран-участниц ЕС, но и сам Евросоюз) являются крупнейшими донорами Верховной комиссии ООН по делам беженцев. Однако правительства многих других стран не хотят вносить свою долю в общее дело. Их надо назвать и пристыдить.
Последний аспект любой программы помощи беженцам касается поиска мест, куда они могут отправиться. Политическая реальность такова, что многие правительства не хотят брать на себя обязательства в виде конкретного количества беженцев или же процента от их общемирового числа. Здесь также следует выделять тех, кто соблюдает подобные обязательства (или даже превышает их), для похвалы, а тех, кто этого не делает, – для критики.
Здесь мы возвращаемся обратно в Нью-Йорк. К сожалению, тут мало поводов для оптимизма. Проект «итогового документа» на 22-х страницах, который будет предложен для голосования на встрече высокого уровня 19 сентября, полон общих рассуждений и принципиальных деклараций, но в нём не хватает конкретики и реальных мер. Он мало чем поможет улучшить судьбу беженцев (или вообще ничем не поможет). Запланированная на следующий день встреча, которую проведёт президент США Барак Обама, возможно, позволит чего-то добиться в сфере финансирования, но не более того.
Проблема беженцев стала ещё одним ярким примером разрыва, возникшего между тем, что нужно делать для решения глобальных проблем, и тем, что мир реально готов сделать. Увы, это верно для большинства подобных проблем – от терроризма и изменения климата до распространения оружия и здравоохранения.
В сентябре в Нью-Йорке мы, наверное, услышим много разговоров об обязанности международного сообщества сделать больше для помощи беженцам и заняться причинами, которые вынуждают их бежать из родных стран. Однако горькая правда в том, что на международном уровне практически нет никого «сообщества». И пока такая ситуация сохраняется, миллионы мужчин, женщин и детей будет ждать опасное настоящее и будущее без особых перспектив.