Жители поселка Жанажол: «Мы до последнего жили в палатках»

Саяжан Каукенова, Астана, Vласть

Последние 7 месяцев жители Акмолинской области самостоятельно борются с последствиями наводнения. Местные власти обещали, что к концу октября переселят всех пострадавших. Журналист Vласти побывал в нескольких поселках и увидел, что люди все еще ждут обещанного.

Галие Кажибаевой из села Жанажол 25 лет. У нее двое детей —дочке 7, а сыну — 5 лет. В сентябре малышка пошла в первый класс и это пока единственная за долгие месяцы радость. После паводков семья Кажибаевых, как и многие другие, осталась без жилья и средств к существованию — все унесла вода. 59 500 тенге, которые государство выделило в качестве компенсации, давно потрачены на продукты первой необходимости, а палатки уже собраны. Поняв, что с предоставлением нового жилья местные чиновники не торопятся, люди сами начали восстанавливать дома — из развалин.

«К нам никто не приезжал. Никто не интересовался, как мы здесь живем. Мы до наступления холодов жили в палатке. Вот у соседей палатка еще стоит, а нашу мы убрали, потому что нам есть где жить — дядя построил нам дом. У соседей такой возможности нет, поэтому они жили до последнего мороза в палатке, и сами своими руками сделали ремонт в аварийном доме. В нем опасно жить, он в любую минуту может развалиться, но что делать? », — рассказывает Галия Кажибаева, указывая в сторону соседского дома.

В доме, о котором говорит девушка, живет семья пенсионера Ерсаина Аубакирова — супруга, дети и внуки. Сплотившись, они восстановили дом. Несмотря на все приложенные усилия, внешний облик жилища выдает всю его суровую историю: сначала потоп, потом обвал дома. Двухкомнатный дом, где живут пятеро человек, пахнет сыростью, местами заметна плесень, мебель разбухла, все трещит по швам. Деваться семье Аубакировых некуда, и помощи ждать не от кого.

Все 14 семей, пострадавших от паводков, в один голос заявляют: они ни разу не видели в глаза ни заместителей акима, ни его самого. Более того — люди сами ездят к представителям власти.

«Несколько дней назад я ездил в акимат, и там мне сказали: «Будет, все будет, подождите. Через 20 дней будет», — говорит Ерсаин-ага.

Эти 20 дней, как рассказал пенсионер, тянутся уже несколько месяцев.

«Все никак не пройдут эти 20 дней»,— сетует он.

Истории жанажоловцев похожи: до прихода большой воды люди были уверены в завтрашнем дне, жили в теплых домах, отправляли детей в школу, пасли скот и вместе отмечали большие праздники. Природная стихия заставила людей иначе взглянуть на название поселка, что по иронии судьбы в переводе значит «новый путь». Очевидно, что жанажоловцам придется искать новый путь, чтобы жить дальше.

За подробной информацией по всем поселкам, пострадавшим от паводков в Акмолинской области, Vласть обратилась в местный акимат. Однако, ведомство предоставило информацию лишь по нашумевшему селу Оразак. Здесь от паводков пострадало около 150 семей, из них 92 уже переселены в новые дома, еще 48 переселят в ближайшее время. В селе идет строительство 100 двухквартирных домов и 200 хозпостроек, на которые правительство выделило 2 млрд 218 млн тенге. Пока освоено более 1 млрд 771 млн тенге.

«Сейчас построено 70 двухквартирных домов (140 квартир). Строительство 45-квартирного дома в селе Косщы и 45-квартирного дома в ауле Акмол практически окончено. На данный момент в доме в селе Косщы завершаются работы по тестированию электросистем, а в ауле Акмол завершаются работы по отделке внутренних помещений санузлов. Сдача в эксплуатацию двух многоэтажек состоится 20 ноября», — сообщили Vласти в ответ на официальный запрос.

В акимате уверяют: «Сейчас никто в палатках не проживает. В палатках люди жили лишь с мая по август, и каждая палатка была утепленной и внутри имелась печь (буржуйка)».

Остается загадкой, почему жанажоловцам до первых морозов пришлось жить в палатках, в то время как в селе Оразак местные власти активно строили жилье.

7 семей в Оразаке до сих пор живут в школе, еще 42 снимают жилье, 6 малоимущим семьям акимат района оплачивает аренду.

Всем пострадавшим, как заверили в акимате Акмолинской области, оказали необходимую медицинскую помощь.

«Опасных заболеваний выявлено не было. Так, в развернутом палаточном городке проводилось круглосуточное дежурство кареты скорой помощи и персонала поликлиники. Еженедельно были организованы: выезды врачебных бригад (педиатр, терапевт, хирург) и обследование жителей», — добавили в акимате.

Однако, сами пострадавшие информацию отрицают.

По словам Галии Кажибаевой из Жанажола, ее дети несколько раз серьезно переболели гриппом. За медпомощью пришлось ездить в ближайшее село.

Еще один житель Жанажола Ерсаин Аубакиров рассказал, что его сосед заболел туберкулезом из-за того, что с лета и до первых морозов пришлось жить в палатке.

Между тем Аким области Сергей Кулагин, отвечая на вопрос Vласти на брифинге в Службе центральных коммуникаций, заявил, что сроки строительства были сорваны из-за удорожания стройматериалов, и пообещал, что к 1- 10 декабря все люди получат свое жилье.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые