После того, как Риддер включили в программу развития моногородов, город не только преобразился, но и получил некий импульс для дальнейшего своего развития. И речь идет не только о наведении внешнего лоска, но и о создании новых предприятий, о реконструкции систем коммунального хозяйства, о строительстве социально-важных объектов и многом другом. В интервью Vласти аким Риддера Манарбек Сапаргалиев и заместитель акима города по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Асхат Хосчанов рассказывают о том, что в городе уже сделано и что еще планируется реализовать.
Ирина Галат, Vласть
Фото Владимира Третьякова, Алматы-Риддер-Алматы
После того, как Риддер включили в программу развития моногородов, город не только преобразился, но и получил некий импульс для дальнейшего своего развития. И речь идет не только о наведении внешнего лоска, но и о создании новых предприятий, о реконструкции систем коммунального хозяйства, о строительстве социально-важных объектов и многом другом. В интервью Vласти аким Риддера Манарбек Сапаргалиев и заместитель акима города по вопросам жилищно-коммунального хозяйстваАсхат Хосчанов рассказывают о том, что в городе уже сделано и что еще планируется реализовать.
Манарбек Сапаргалиев, аким города Риддер
Манарбек Кадылгумарович, известно, что Риддер, вошел в программу развития моногородов, как город с высоким уровнем потенциала. Как вы думаете, почему городу была дана именно такая высокая оценка и соответствует ли она, по вашему мнению, действительности?
Высокий потенциал развития связан с тем, что перспектива у Казцинка просматривается на 50 и более лет. Например, в других моногородах, не буду приводить конкретно в каких, либо перспективы нет совсем, либо есть, но на лет пять-десять. В том же Зыряновске есть большая проблема по Казцинку, а у нас сейчас рассматриваются три месторождения, которые Казцинк уже отрабатывает. Работа здесь будет. Опасений, что Казцинк сегодня-завтра остановится, нет. Единственное, конечно, сейчас существует проблема с падением мировых цен на металл, но в целом все хорошо. Во всяком случае, Казцинк сейчас помогает также развиваться и малым, средним предприятиям города, которые получают немало заказов от градообразующего предприятия. До миллиарда тенге берут заказы, минимально - по 100 млн. тенге. Я так думаю, что это хороший заказ для наших бизнесменов. Я считаю, абсолютно правильно, что наш город отнесли к региону с высоким потенциалом развития.
Вы ровно два года занимаете должность акима Риддера. Каких результатов вы добились на этом посту?
Скажу, что два года назад, когда я пришел, в городе не было ни одного проекта. А раз нет проекта, то и никакого финансирования на следующий год ни со стороны областного бюджета ни со стороны республиканского бюджета не будет. Это касается проектов в таких сферах, как канализация, водоснабжение, озеленение, благоустройство и все остальное. В течение месяца был заключен меморандум с Казцинком о ежегодном выделении денежных средств на три города - Усть-Каменогорск, Зыряновск, Риддер. В этом году мы также заключили неплохой меморандум. С Казцинком заключили договор, по которому они нам выделили 20 млн. тенге, что позволило реализовать шесть-семь проектов. И по 2011 году по бюджету вышло где-то 60-70 млн. тенге, которые мы тоже полностью пустили на проекты. Что это дало? Уже в 2012 году мы занялись водоснабжением. Если в таких районах, как Геолог, Ботаник, Малая Таловка с советских времен не было воды, то так как в этом году мы уже получили из республиканского бюджета средства, то к осени эти населенные пункты мы уже обеспечим водой. Самое главное, работа должна строиться на проектах, которые впоследствии будут находить поддержку, как в областном, так и республиканском бюджетах. На сегодняшний день у нас есть более двадцати проектов, уже около двенадцати мы реализовали. Есть планы на 2014-2015 годы.
С чем связаны в первую очередь проекты на эти годы?
С проблемами сетей, благоустройства, водоснабжения, асфальтирования. Можно сказать, что весь быт, который мы должны создавать для горожан.
Теперь по строительству. В том году мы начали строить два дома. Один по программе занятости, один по программе доступного жилья. Тридцать лет в городе ничего не строилось. В том году мы благодаря поддержке области запустили один новый садик, в этом году достраиваем садик на 280 мест и начинаем строительство нового садика на 140 мест. Такого строительства не было здесь уже очень давно. Понятное дело, что на сегодняшний день большую помощь оказывает глава государства, правительство, акимат областной. Движение пошло. За эти два года заметно. Если говорить про Казцинк, то они ежегодно нам помогают в пределах 500 млн. тенге. В этом году финансируют строительство хоккейного модуля, общая стоимость которого составляет около 400 млн. тенге с копейками, 300 млн. мы уже получили. В прошлом году они помогли нам с дорогами. В позапрошлом году, когда я приехал, попросил денег на парк этот парк (показывает на район площади) - где-то 25 млн. тенге. То есть постоянная поддержка со стороны Казцинка идет. Спросите, почему? Потому что у нас две третьих всех горожан завязаны на Казцинке. Если одна треть работает на Казцинке, то другие малые и средние предприятия получают от него заказы.
Нет ли у вас опасений, что после завершения программы по развитию моногородов, Риддер снова придет в упадок?
Вообще-то эта программа долгосрочная до 2020 года. Недавно по моногородам мы проводили республиканское совещание в Курчатове, на которое вице-премьер господин Сагинтаев пригласил мэров городов Европы. Мы просто посмотрели, что нас ждет и как вообще Европа по этому пути шла. Не думаю, что эта программа прекратится, так как мы перенимаем опыт развития успешных моногородов Европы. Но есть города и с низким потенциалом развития и те, где производство закрыто. Там конечно сложнее. Риддер это не ждет. Перспектива есть. И потом из года в год пополняется местный бюджет. Если раньше мы обходились своим бюджетом, то теперь существенно помогает республиканский бюджет. Я так думаю, что если программа будет работать до 2020 года, то город значительно изменится.
Я скажу, что совсем неудобно отвечать на этот вопрос. В двоечниках никогда не числился. Получилось так, что за 59 минут полностью свернулся, и у меня в запасе осталась 21 минута. В тот же день у меня отец умер. Пять дней я не готовился, находился в больнице. Это не отговорки, просто, может морально не был готов. Планировал потом поехать, а там когда начал разговаривать с людьми, сказали, что если не приедешь на аттестацию, вообще не допустят. Понимаете из десяти законов по одному закону один балл не добрать, конечно, неудобно и стыдно об этом говорить, ведь я не новичок в этом деле, уже 16 лет работаю. Сам конечно переживаю…
Как это отразится на вашей карьере?
Я думаю, что особо не отразится. Возможно понижение в должности до начальника управления в Усть-Каменогорске, к примеру. Определенные перспективы и планы были где-то на год. Я такой человек, что думаю больше трех лет нельзя в одной должности находиться или в одном районе быть акимом. Не могу понять, когда люди сидят по пять-семь лет, потому что, как я думаю, желание бывает первые два-три года. Ну, это мое мнение. Не знаю, что предложит аким области. Готов работать, не проблема.
А как думаете, кто займет данную должность?
Это решает только аким области.
У вас нет предположений?
Предположений нет. Может быть что-то и изменится. Сейчас Нацкомиссия сидит, смотрит. Пока определенно ничего не могу сказать.
Как вы полагаете, ваши начинания будут продолжены новым акимом?
У нас это все в программе забито - программа развития территорий. Эту программу мы приняли здесь на сессии, ее подтвердил областной бюджет. Проекты есть. Самое главное колесо завертелось, закружилось. И думаю, что оно не должно останавливаться независимо от того, кто придет. Уже наработки есть. Команда очень сильная. В Риддере, я скажу, что люди умеют работать, любят свой город.
По вашему мнению, вы смогли оправдать надежды горожан за время вашего управления городом?
Вы можете у любого здесь жителя спросить, как они ко мне относятся. Я с ними встречаюсь всегда и каждый день. К примеру, у меня не бывает ограничений по личному приему, таких как, например, в две недели один раз. У меня личный прием каждый день. Если пришли, обязательно пропустят, выслушаю, помогу. Я так думаю, что для города мною, моей командой немало сделано. Это могут подтвердить отдельные начальники отделов, которые столкнулись с этой работой, которые рядом сидели, разрабатывали эту программу. Думаю, что кто его знает, может быть, продолжу еще в этой должности работать? Может быть что-то другое. Думаю, все что могли, мы уже сделали. Дальше как бог подскажет, так судьба наша и решится.
Если мы вернемся в Риддер через два года, каким мы его увидим тогда?
Если говорить про 2014-2015 годы, то много проектов у нас, которые и республика подтвердила и область подтвердила софинансированием. Из года в год город будет хорошеть. Сейчас много программ. Я так думаю, что через два года город будет неузнаваемым и красивым, хотя он и сам по себе красивый город.
Асхат Хосчанов,заместитель акима города по вопросам жилищно-коммунального хозяйства
Асхат Толеугазыевич, расскажите об основных социально-экономических показателях города.
Если говорить о безработице, то у нас ее как таковой нет. Мы, наоборот, на сегодняшний день испытываем дефицит кадров. Не хватает специалистов, как в строительной отрасли, так и градообразующему предприятию Казцинк. Сейчас у нас сальдо минусовое в районе 400 человек. То есть вакансии есть, но людей нет. В связи с этим в программе по развитию моногородов только в Риддере предусмотрено строительство жилья специально для привлечения в город трудовых сил.
Хочется отметить, что на сегодняшний день у нас как такового оттока населения нет. Единственный момент, это выпускники школ, которые уезжают учиться в Астану или Россию, и после там остаются.
По рождаемости и смертности, как и во всех городах, с переменным успехом. Сейчас у нас сальдо идет в плюс, рождается больше, чем умирает. Численность Риддера по последним данным составляет 58 038 человек.
Говорят, что сейчас градообразующее предприятие Казцинк испытывает некоторые трудности. Что вы об этом знаете?
Это связано с падением международных цен на драгоценные металлы. Но в плане того, чтобы сокращать свои мощности, такого нет. Сейчас находится в разработке три месторождения, они планируют еще четыре запустить. До 2034 года запасы подтверждены.
А сколько сейчас работает человек на Казцинке?
Практически третья часть трудоспособного населения города – это 10-12 тысяч человек.
В связи с этим возникает вопрос, если по каким-то причинам предприятие перестанет работать, есть ли какие-то запасные пути, которые позволят городу выжить?
Риддер находится в выгодном географическом, ландшафтном и природном месте. У нас здесь есть перспектива развития туризма. По данному направлению мы уже работаем. Также, в программу развития моногорода мы включили один якорный проект – производство строительных материалов. Я думаю, что в августе-сентябре они уже запустятся. Сейчас на этом предприятии работает порядка 400 человек, в планах принять еще 200-300 человек. Предприятие будет работать по полному циклу – от добычи до производства конечного продукта. У данного собственника имеется два предприятия, на которых трудятся около 1000 человек. Градообразующее предприятие Казцинк помогает также развивать в городе малый и средний бизнес путем размещения у них заказов. На сегодняшний день в таких малых и средних предприятиях Казцинк разместил заказов на сумму порядка 5,5 млрд. тенге.
Назовите среднюю зарплату в Казцинке и среднюю зарплату по городу?
В Казцинке средняя зарплата составляет 80-90 тысяч тенге, другие предприятия тоже не уступают. Это, конечно, зависит от специализации, но меньше, чем 70-80 тысяч тенге нет. В среднем по городу получается порядка 80 тысяч тенге.
Среди основных проблем Риддера отмечается высокий уровень изношенности сетей. Что уже сделано и что планируется сделать?
В прошлом году по текущему бюджету были выделены средства, на которые провели такие работы, как ремонт и строительство уличного освещения, замену и текущий ремонт тепловых сетей, начали работы по строительству водопровода в микрорайоне Геолог, которые в этом году уже завершим. В этом году начали строительство канализационных сетей 93-94 квартала, реконструкцию водоснабжения в районе Малая Таловка. Сейчас мы разрабатываем проект по реконструкции всей системы водоснабжения, водоотведения и очистных сооружений водоснабжения и канализации всего города. Деньги из областного бюджета на сметно-проектную документацию уже выделены. Планируем в следующем году начать реализацию. Очень много в этом году разрабатываем проектно-сметной документации по воде, по канализации, по теплоснабжению, по электричеству, по перспективному району застройки. Хоть суммы и немаленькие, но думаю, в течение двух лет мы эти проблемы решим.
А сколько в прошлом году было выделено средств из республиканского бюджета?
По текущему бюджету в прошлом году 215 млн. тенге, а в этом году 188 млн. тенге.
Жители города жалуются на существующие в зимнее время проблемы с подачей воды – когда в горах сходит лавина, воды в домах может не быть и неделю. Этот вопрос как-то решается?
Так как вода к нам приходит по горному ущелью из водохранилища, которое находится в Зыряновском районе, то после схода лавины в этом ущелье, в Риддер вода поступать не может. Это сложилось исторически. Для решения данной проблемы начато строительство подземного водозабора, который мы планируем завершить в этом году. И если мы его запустим, то город водой будем снабжать через него. Основные работы уже сделаны.
Получается, что этой зимой жители уже не почувствуют данных неудобств?
Да, я надеюсь.
По информации министерства экономического развития и торговли Казахстана, в Риддере в 2013 году по программе «Занятость -2020» планировалось начать строительство арендного жилья в количестве 12-ти пятиэтажных домов. Начато ли уже строительство?
Строительство этих домов как раз связано с нехваткой трудовых ресурсов на Казцинке. Проектно-сметная документация готова уже, положительное заключение гос. экспертизы получено, но на сегодняшний день деньги пока еще с республики не пришли. Обещают июнь-июль. Но в любом случае в этом году планируем начать эти три дома. Мы готовы, ждем только деньги, и как только они поступят, начнем строительство.
А вы уверенны, что специалисты сюда приедут? Не получится ли так, что дома построят, а людей не будет?
Я думаю, что приедут, потому что есть места, где уже начинают закрываться промышленные предприятия, а, следовательно, освобождаются специалисты. Мы думаем, что люди к нам приедут.
А не выгоднее ли обучить своих местных жителей, нежели приглашать других?
Своих жителей мы тоже обучаем. Есть у нас такие факультеты, на которых обучают горнорудному делу. Но этих специалистов, нам все равно не хватает. Поэтому нам приходится привлекать трудовые ресурсы извне, обеспечивая их не только работой, но и жильем.
А как обстоят дела с ветхим и аварийным жильем?
У нас в городе есть бараки, вы их видели. На сегодняшний день мы в комплексном плане закладываем инструментальное обследование каждого дома, но так как это стоит недешево, то необходимы средства из вышестоящих бюджетов – республики или области. После того как тот или иной дом будет признан аварийным, будет ставиться вопрос о строительстве новых домов и переселении туда людей.
Назовите самые больные точки города
Нельзя сказать, что они больные. Все в штатном режиме, все решается. На сегодняшний день основная проблема – это привлечение трудовых ресурсов и выделение для них жилья. Жилье необходимо здесь строить не только для приезжих специалистов, но и для наших очередников, которых насчитывается около 700 человек. Но эти проблемы решаемы.
Нет ли у вас опасений, что после завершения программы по развитию моногородов, город обратно придет в упадок? Здесь и сейчас деньги дали, а завтра программа закончится и все?
Нет, если допустим сейчас решить такие моменты, как инженерная инфраструктура, объекты жизнеобеспечения, жилье, то население в городе увеличится, соответственно увеличатся и поступления в бюджет. Также в дальнейшем, я думаю, город станет привлекательным для инвесторов, сюда будут приходить предприниматели, которые будут вкладывать деньги. Если эту программу правильно реализовать, то город не будет приходить в упадок.
Как вы знаете, программу по развитию моногородов приняли после событий, произошедших в Жанаозене. Есть ли вероятность повторения подобного сценария в Риддере?
Я не вижу предпосылок к этому. Если там, в Жанаозене, зарплата не выплачивалась, то здесь такого нет.