Вячеслав Абрамов, Vласть
Высыхание Аральского моря началось еще в 1960-х годах, но в следующие двадцать лет советское правительство не замечало проблемы. Лишь в начале 1980-х в СССР появились первые программы помощи советским гражданам, живущим в районах Аральского моря, однако программы по спасению самого моря почти не обсуждались, кроме знаменитого проекта поворота сибирских рек, который так и остался утопией.
ЛИВЕНЬ. Living Asia, автор видео Лена Хасанова
Независимые и ответственные
Одной из основных причин высыхания Арала признано активное развитие сельского хозяйства в государствах советской Средней Азии. Воды Амударьи и Сырдарьи, которые должны питать море, в начале 1960-х годов просто перестали до него доходить. Туркменистан и Узбекистан активно перебрасывали воду из Амударьи на хлопковые поля, Казахстан - на рисовые. Свою долю воды из Сырдарьи забирал и Кыргызстан.
В январе 1993-го президенты пяти, теперь независимых, республик Центральной Азии создали Международный фонд спасения Арала, который был призван помочь скоординировать усилия государств региона, а также международных доноров, которые готовы были участвовать в решении судьбы Арала.
Первым (и крупнейшим за 25 следующих лет) донором стал Всемирный банк, усилия которого были направлены на исследования и поиск решений проблемы Арала. За последующие годы в различных программах помощи Аралу и региону, страдающему от экологического бедствия участвовали ПРООН, USAID, НАТО (программа по науке, исследовала возможность сохранения биоразнообразия моря), Азиатский банк развития и правительства десятков страны, включая США, Японию, Германию, Швейцарию, Норвегию, Францию и множество других.
При этом основные усилия направлялись на исследования, разнообразные экспедиции и поддержку усилий ученых, искавших способы спасения моря. К практическим действиям доноры перешли только десятилетие спустя.
Поворот сибирских рек
С начала 1980-х годов, когда проблема Арала была признана, в Советском Союзе по-прежнему активно обсуждался проекта поворота сибирских рек Обь и Иртыш в Казахстан и Среднюю Азию. В частности, предполагалось строительство громадного (2,5 тыс. км в длину) канала по территории Казахстана и Узбекистана. При этом первоначально задачей такой переброски являлось вовсе не спасение Арала, а обеспечение населения среднеазиатских стран пресной водой. Однако с ухудшением ситуации вокруг Аральского моря проект стали рассматривать как один из основных вариантов спасения моря.
Однако, уже в середине 1980-х проект был похоронен. Тем не менее, вплоть до настоящего времени у него достаточно много сторонников и даже его противники (считающие его дорогим, неэффективным, а также опасным для экологии региона) вынуждены признавать, что проблему Арала он мог бы помочь решить.
Тем не менее никаких признаков, что дорогостоящий и масштабный проект может быть реализован в ближайшее время нет.
Большой Арал не спасти?
В самом конце 1980-х Аральское море распалось на две части - Большой Арал (южная часть моря, Узбекистан) и Малый Арал (северная часть, Казахстан). Спустя полтора десятка лет Большой Арал снова разделился - на западную и восточную части.
В Большом Арале обмеление происходило с огромной скоростью (воды Амударьи не доходят до моря и его площадь увеличивается только в весенний, паводковый, период), здесь, из-за резкого повышения погибли все виды рыбы, и вскоре на месте моря образовалась новая пустыня - Аралкум.
Фактически за прошедшие с момента обретения странами региона независимости 25 лет так и не было предложено никаких эффективных программ спасения Большого Арала. А начавшиеся здесь в 2000-е поиски нефти уничтожили надежду на то, что попытки спасти море будут предприниматься.
Одним из немногих сигналов о том, что поиски помощи для Большого Арала продолжатся стал меморандум между правительствами Узбекистана и Китая, согласно которому, группа китайских ученых должна была исследовать возможность реализации программ по реабилитации бассейна Арала. В частности, предполагается высадка кустарников в Приаралье, что позволит снизить вынос соли и пыли.
Малый Арал
Совсем иначе ситуация выглядит с Малым Аралом. Еще в конце 1990-х началось активное обсуждение возможности строительства дамбы, которая бы отрезала две части моря и позволила сохранять приемлемый уровень воды в северной части моря — Малом Арале. Основным донором этого проекта выступил Всемирный банк, Казахстан также вложил свои средства в строительство и в 2005 году оно было завершено - от полуострова Кокарал до устья Сырдарьи была построена Кокаральская плотина. Одновременно практически прекратился пропуск воды в южную часть моря, что ускорило его высыхание.
Рост уровня воды позволил значительно уменьшить её соленость и возродить в северной части моря рыбный промысел.
Вода стала возвращаться к Аральску, городу в Кызылординской области, который ранее был портом, сейчас расстояние до моря от города сократилось со 100 до 25 километров (в 2005 году — до 40 километров).
В течение десятилетия после строительства плотины Казахстан продолжает обсуждать с донорами расширение проекта и, судя по имеющимся сигналам, продолжение проекта будет. В частности, планировалось продлить плотину и сделать её выше.
Очевидно, что улучшение состояния Малого Арала - это самое значительное достижение доноров и правительств региона за все время спасения Арала.
Использованы фотографии Сергей Тен, Казбек Амержанов, Данил Колодин