Я в ежегодном путешествии с победителем журналистского конкурса. Взял с собой студента в командировку. Мы бродим по индийским деревням с победителем конкурса Остином Мейером из Стэндфордского университета с целью понять одну из величайших загадок мира: почему сотни миллионов детей в Индии отстают в физическом и умственном развитии?
Индия – это интенсивно развивающаяся демократия. Страна, которой удалось отправить спутник на Марс. И все же здесь вероятность того, что дети умрут от голода, выше, чем в куда более бедных странах Африки.
Одна из неудач индийской демократии страна является эпицентром глобального недоедания: согласно подсчетам государственных ведомств 39% индийских детей плохо развиваются из-за недостаточного питания.
Медленное развитие в Индии хуже, чем в Буркина-Фасо или на Гаити, Бангладеш или Северной Корее.
Здесь в Уттар-Прадеш, крупном штате с населением 200 миллионов человек на севере Индии, недоедание имеет ужасающие масштабы. По подсчетам самих властей большинство детей в возрасте до 5 лет в этом регионе отстают в развитии. Показатели даже хуже, чем в относительно безопасном африканском Бурунди, если верить Глобальному отчету питания 2015 года.
Самая большая цена замедленного развития – не низкий рост, а интеллект. Повторные исследования показали, что недоедание на ранних стадиях жизни снижает умственные способности так, что их нельзя потом восстановить. Мозг детей, отстающих в развитии не развивается должным образом. Различия можно увидеть на снимках мозга. Возможно, это является причиной, почему отстающие в развитии дети часто бросают школу рано.
«Мы концентрируемся на проблеме замедленного развития, не потому что боимся, что дети будут низкого роста», - заявил Шон Бейкер, эксперт по питанию Фонда Билла и Мелинды Гейтс, который сопровождал меня во время поездки по сельской местности. «Мы концентрируемся на замедленном развитии потому, что это показатель когнитивного развития, и потому, что жизни детей угрожает опасность».
Подобные поездки - как моя - дают шанс пролить свет на неприглядные вещи, которые имеют большое значение. И когда сотни миллионов детей неоправданно недоедают, данная проблема должна иметь приоритет в мировом масштабе.
Теперь есть еще пара новых теорий, которые могут объяснить, почему Индия не может обеспечить должный уровень питания детям.
Во-первых, низкий статус женщин сказывается на уровне питания. Который намного ниже, чем ранее предполагалось. В хозяйствах женщины часто едят последними. Согласно Диане Коффи, экономисту Принстонского университета, 42% индийских женщин страдают от недостаточного веса до беременности, набирая только половину от требуемой нормы.
«В среднем женщина в Индии в конце беременности весит меньше, чем женщина в Африке к югу от Сахары в начале беременности», - пишет Коффи в «Proceedings of the National Academy of Sciences», ведущем американском журнале о научных исследованиях.
В итоге большое количество детей недоедает, еще будучи в утробе, и никогда не восстанавливаются.
Во-вторых, плохие санитарные условия. Около половины индийцев не пользуются туалетами. В результате дети подхватывают паразитов и хронические инфекции, которые снижают способность кишечника всасывать питательные вещества. По данным ЮНИСЕФ ежегодно от диареи в Индии умирает 117 000 детей.
Это может объяснить аномалию: среди индийских мусульман детская смертность ниже, чем среди индуистов. Хотя первые беднее. Одна из причин: мусульмане чаще используют деревенские туалеты, построенные во дворе.
Это вопрос жизни и смерти. Власти инвестирует в военную индустрию, чтобы защищать людей. Хотя гражданам больше угрожают их собственные отходы жизнедеятельности.
И все же немногие осознают риски. В мировом масштабе доступ к мобильным телефонам есть даже у большего количества людей, чем к туалетам. Потому что телефоны рассматривают как более высокий приоритет. В деревнях, где мы были с Остином, у многих жителей были мобильные телефоны. Но лишь у немногих были туалеты во дворе. Причем из последних не все даже пользовались имеющимися удобствами. Для гуманитарных групп легче построить туалеты, чем заставить людей начать пользоваться ими.
В одной из деревень я познакомился с Сахлихой Бано, у которой на руках был 11-месячный ребенок. Мать сильно недоедала. У семьи не было туалета. Лишь у нескольких жителей в деревне он был.
Сама Бано рассказала о нескольких других факторах, связанных с недоеданием. Она неграмотна. Вышла замуж в возрасте 14 лет. И это ее шестой ребенок. Бано не признает меры по контролю рождаемости, потому что верит, что это против божьей воли.
Ситуация сложная, но Афганистан и Бангладеш могут достичь хороших успехов (наряду с некоторыми индийскими штатами, как например Керала). Манмохан Сингх, бывший премьер-министр Индии, назвал детское недоедание национальным позором. Но в стране все еще недостаточно политической воли, чтобы решить проблему.
Вместо этого, в рамках политического движения в борьбе за поддержку со стороны религиозных групп, отрицающих употребление в пищу оплодотворенных яиц, власти штата Мадья-Прадеш отказались включить яйца в программы детского питания. В итоге еще больше детей прибавится к тем сотням миллионов, которые на всю жизнь останутся отставшими в развитии.