20 причин, почему 1997 год был самым важным в истории поп-музыки

Колумнист Мади Мамбетов на заре своей журналистской карьеры работал музыкальным обозревателем, работал в ряде музыкальных изданий и является одним из со-организаторов вечеринок Total Recall, где гостям предлагается насладиться лучшими поп-хитами 90-х годов. Он искренне считает 1997 год самым продуктивным для поп-музыки – и предлагает список из 20 песен, которые празднуют двадцатилетний юбилей в текущем году.

20. Kiss The Rain (сентябрь 1997)

Английская певица ямайского происхождения (что объясняет ее экзотическую внешность) Билли Майерс успела поработать агентом страхования и медсестрой, прежде чем ее заметили агенты звукозаписывающей компании. Дебютантка, которой не исполнилось и 26 лет, проявила невиданную активность в записи своего дебютного альбома Growing, Pains в качестве поэта-песенника, - и одним из главных результатов стала Kiss The Rain. Торжественная, насыщенная рок-звучанием поп-баллада не была головокружительным хитом (15 место в чартах США и четвертое в британском хит-параде), но стала, тем не менее, одной из самых характерных песен 90-х.

19. I Believe I Can Fly (ноябрь 1996, стала хитом в феврале 1997)

Одна из главных песен декады, пронзительная баллада R Kelly про веру в возможность летать, была большим хитом в 1997 году - и не потеряла релевантности в последующие годы. В наши дни она скорее памятна по смехотворному оммажу в сериале Unbreakable Kimmy Schmidt, но в целом остается классическим образцом суперхита на стыке ритм-н-блюза, соул и поп, подвыть которому не откажется ни один “крутой подросток”, родившийся в 80-х.

18. I’ll Be Missing You (май 1997)

Еще один блокбастер, скомбинировавший RnB, soul и pop, и вырвавшийся в главные хиты года благодаря этому удачному миксу. Пользу самому успешному синглу Пафф Дэдди, на тот момент восходящей звезде хип-хопа, принесли два момента. Первый: умелое использование сэмпла из подувядшего к 1997 году суперхита 80-х I’ll Be Watching You группы Police (солист команды Стинг даже вышел на сцену Grammy в следующем году, чтобы подпеть Пафф Дэдди). Второй: общий хайп, вызванный убийством несколькими месяцами ранее известного рэпера Notorius BIG, которому и посвящена эта песня. Припев исполняет никто иная, как вдова Бигги - Фэйт Эванс.

17. Around The World (март 1997)

Французский электродэнс-дуэт Daft Punk активен уже 24 года, и имеет на своем счету несколько супер-успешных альбомов и синглов, включая мегахит Get Lucky(2013 г). Тем не менее, первый глобальный успех к группе пришел именно в 1997 году с завораживающим электронным номером Around The World, успеха которому придало цветастое медитативное видео, режиссером которого выступил сам Мишель Гондри.

16. Don’t Speak (февраль 1997) 

Программная песня 90-х, любимая девушками 1975-1995 годов рождения, начала свой путь в хит-парадах еще в апреле 1996 года, когда калифорнийская ска-группа No Doubt выпустила ее в качестве третьего сингла с альбома Tragic Kingdom. Релиз состоялся в США и был предназначен для радио - физическая копия сингла выпущена не была. Успех был феноменальный – Don’t Speak 16 недель возглавляла радиочарт (но в официальный хит-парад США не попала – для этого нужен был как раз-таки изданный на CD сингл), и стала главным эфирным хитом года. Но еще больший триумф ждал No Doubt в 1997 году – в феврале Don’t Speak была издана в странах Европы и Азии и стала невероятным хитом (1 место в чартах Британии, Канады, Австралии и еще дюжины стран). Гвен Стефани, солистка группы, и ее брат Эрик, клавишник No Doubt, написали эту песню как похоронный гимн отношениям Гвен и Тони Канала, бас-гитариста той же группы. Отношения эти начались в конце 80-х, когда 17-летняя Гвен соблазнила 16-летнего Тони, и продлились 7 лет, - кончилось все разрывом, но эмоций хватило на половину треков Tragic Kingdom. Стефани в клипе снималась с бинди (индуистской точкой из хны меж бровей), к которому привыкла в те годы, пока пыталась понравиться родне Канала (Тони – американец индийского происхождения). И тем самым ненадолго ввела религиозный символ индуистов в моду среди молодежи рейвующих 90-х.

15. Bitter Sweet Symphony (июнь 1997)

Брит-поп был на своем пике в 1997 году, и англичане The Verve почувствовали это отлично – летом группа выпустила сингл Bitter Sweet Symphony, ставший главным символом движения, затмив Wonderwall, Creep и Song 2. Песня заняла второе место в британских чартах и неплохо проявила себя на международных рынках(уже в следующем году получив номинацию на Grammy). Успеху способствовал ряд факторов: умелое заимствование сэмпла из старого хита Rolling Stones и запоминающееся видео, само смело заимствовавшее из клипов к песням Massive Attack. Видео получило такой резонанс, что через полгода комедийный дуэт Fat Les снял пародию на клип (половиной дуэта является, кстати, самый успешный contemporary-художник современности, провокатор Дэмиен Хёрст). Ну и тот факт, что песня звучит в одном из главных кинохитов 90-х, подростковой драме «Жестокие игры», тоже нельзя сбрасывать со счетов.

14. Bitch (май 1997) 

Бодрый рок-гимн в духе облегченного феминизма 90-х, в котором американская певица Мередит Брукс называет себя «святой», «грешницей», «матерью» и, собственно, «сукой». Песня заняла второе место в хит-параде США (первое плотно оккупировал номер 18 этого списка) и стала одним из самых запоминающихся хитов 90-х, - хотя многие до сих пор уверены, что Bitch исполнила Аланис Мориссетт. Что печально: у Аланис хитов и своих хватает, а для Мередит ее дебютный сингл стал и самым успешным. Впрочем, залихватский настрой этой песни вдохновляет и сейчас своей юной энергией, – несколько парадоксальным образом, поскольку в момент выхода сингла Брукс было почти сорок лет.

13. Candle In The Wind’97 (сентябрь 1997)

Когда в завершении лета 1997 года в Париже погибла Диана Спенсер, принцесса Уэльская, вся планета погрузилась в траур. Покойная супруга наследника английской королевы может, и не блистала интеллектуальными дарованиями, но была женщиной доброй и бесстрашной. Ее приятель, легенда британской рок-сцены Элтон Джон, за считанные дни переписал слова своего старого (еще 1970-х гг) шлягера, изначально посвященного другой трагически рано ушедшей белокурой богине(Мерилин Монро), и исполнил новую версию на похоронах в Вестминстерском аббатстве. Доходы от продаж свежего сингла он отдал одному из благотворительных учреждений покойной леди Ди - и сумма выдалась славная. Ведь новая версия Candle In The Wind стала самым продаваемым синглом в истории человечества.

12. Un-Break My Heart (релиз - октябрь 1996, коммерческий успех – январь/февраль 1997)

В 1995 году Тони Брэкстон, снискавшая в предыдущие годы успех как участница семейной группы Braxtons и сольная артистка, записывала свой второй альбом Secrets. Прославленная композиторша Дайан Уоррен в то время написала песню с необычным рефреном, показавшимся авторше интересным (фраза на английском звучит кривовато, что-то в духе «встал - и склеил мое сердце!»). Когда песню предложили Брэкстон, певица отказалась наотрез: очередная баллада про несчастную любовь показалась ей перебором, у нее таких и в дебютном альбоме было немало. Однако глава рекорд-лэйбла настоял, и в итоге Тони получила самый большой хит в своей карьере – помимо первых мест в чартах разных стран мира, сингл возглавил американский хит-парад на 11 недель.

11. Angels (декабрь 1997)

Покинув Take That, Робби Уильямс начал сольную карьеру еще в 1996 году, и к осени следующего года выпустил уже несколько синглов разной степени успешности. Впрочем, решительного успеха ни один не принес и карьеру Уильямса эксперты музыкальной индустрии приготовились списать. Angels, написанная Уильямсом в честь любимых тетушки и дяди, наслаждавшихся семейным счастьем долгие годы, была выпущена синглом 1 декабря 1997 года – и стала тем самым прорывным хитом. Несмотря на то, что песня заняла только 4 место в британских чартах, она стала самым продаваемым синглом в карьере Робби. Также песне принадлежат два достижения: ее признали самым успешным британским хитом последней четверти века на церемонии Brit Awards 2005 года. В том же году опрос жителей Великобритании объявил Angels самой популярной песней, которую англичане хотели бы слышать на… своих похоронах.

10. Got Till It’s Gone/ Together Again (сентябрь/декабрь 1997)

Осенью 1997 года Джанет Джексон выпустила альбом The Velvet Rope – возможно, самый зрелый и музыкально интересный в ее карьере. Первым синглом была издана замысловатая композиция Got Till It’s Gone – медленная, но с упругим битом, полная цитат из песен других артистов (от Big Yellow Taxi Джони Митчелл до Feel So High британской певицы Des’ree) и с вокальными вставками репера Q-Tip. Коммерческий успех песни не мог сравниться с успехом у критиков – песня прошла по хит-парадам довольно скромно. Зато следующий сингл, выпущенная в начале декабря танцевальная баллада Together Again, стал глобальным хитом – первое место в чартах по всей планете (включая США, ЮАР и Нидерланды). Да что там – это наиболее коммерчески успешный сингл в дискографии Джанет на сегодня.

9. Barbie Girl (октябрь 1997)

Скандинавская сборная, состоявшая из датчан Рене, Сёрена и Клауса и норвежки Лене, подвизалась на ниве поп-музыки с конца 80-х, но прорыв случился только в 1997 году, когда синглы группы начали занимать призовые места сначала в локальных, а потом и в международных чартах. Головокружительный успех, впрочем, пришел только с синглом Barbie Girl – дурашливой и одновременно непристойной песенке про будни главной пластиковой куклы мира и ее бойфренда Кена. Стандартный по звучанию евро-дэнс, помноженный на неглупый и очень саркастичный лирически евро-поп обеспечил синглу как глобальное доминирование (1 место в Великобритании и 7 место в чартах США, помимо прочих достижений), так и иск от компании Mattel(создателей и владельцев прав на красотку Барби). Скандинавы получили всемирную популярность и коммерческий успех благодаря иконической кукле – и даже смогли отбиться от маттеловских адвокатов, напирая на свободу слова и творчества. Суд счел Barbie Girl пародией – на этом процесс и закончился.

8. Quit Playing Games(With My Heart) (май 1997) 

Самый коммерчески успешный бойз-бэнд мира был собран еще в начале 90-х в Орландо миллионером-аферистом Лу Перлманом. Дебютный сингл Backstreet Boys в Штатах прошел почти незаметно, и Перлман отправил парней в старый свет – набираться опыта и популярности. Поездив с гастролями по Европе и Юго-Восточной Азии, BSB выполнили и перевыполнили задачу – к весне 1997 года они были крупными международными звездами. Возвращение на родину состоялось в мае с синглом Quit Playing Games, который к августу поднялся на второе место чартов США. Песня в предыдущем году успела побывать на вершинах хит-парадов Великобритании(2 место) и Германии(1) и была выстрелом наверняка – против сахарной ритмичной баллады с жалостливым рефреном и ставшего классикой клипа, в котором парни с распахнутыми рубашками сладострастно извиваются под струями дождя, сердца американских девочек устоять никак не могли. Для пущего эффекта песню перезаписали, отдав часть куплетов блондину Нику Картеру (в оригинале пел Брайан Литтрел). Интересно, что Quit Playin’… принадлежит честь самого успешного сингла группы в чартах Billboard – даже блокбастер 1999 года I Want It That Way смог забраться только на шестое место.

7. Never Ever (ноябрь 1997)

Томная, монотонная, но ритмичная и стильная баллада о несчастной любви, написанная чернокожей солисткой английской девичьей группы All Saints Шазнэй Льюис по следам особо тяжелого расставания, не была ни первым синглом группы, ни немедленным успехом – перед тем как занять первое место в британских чартах, песня два месяца болталась по верхней десятке хит-парада (что случается крайне редко). Однако завораживающе-мелодичный поток рефлексии лирической героини, пытающейся понять, где она наломала дров в делах любовных, растопил сердца слушателей – сначала Британии, потом континентальной Европы и, наконец, США. В 1998 году песня получила награду Brit Awards, и растроганная Льюис в слезах произнесла с главной сцены британского шоу-бизнеса: «Кто бы мог подумать, что из такой плохой ситуации может получиться нечто настолько хорошее?!».

6. My Heart Will Go On (декабрь 1997)

Одна из главных любовных песен 20 столетия и музыкальный символ фильма всех времен и народов «Титаник» тоже вышла в 1997 году – в самом его конце. Торжественная и пронзительная ода неувядающей любви могла и вовсе не увидеть свет, поскольку канадская певица Селин Дион, также как Тони Брэкстон за пару лет до нее, не хотела связываться с очередной лирической поп-балладой. Дион и так была одной из самых успешных вокалисток планеты, в ее репертуаре со слезоточивыми хитами и так наблюдался перебор, да и в перспективы «Титаника» тогда верил, кажется, один лишь Джеймс Кэмерон. Даже сам режиссер не хотел ставить в титры поп-песню, предпочитая обойтись инструментальным саундтреком. Потребовались совместные усилия двух ныне покойных деятелей - композитора Джеймса Хорнера, написавшего музыку к «Титанику», и продюсера Рене Анжелиля, менеджера и мужа Дион, которые настояли, чтобы Селин хотя бы попыталась. Интересно, что эта «попытка» и стала мегахитом, который мы знаем и любим – демо-версия, записанная Дион с одного дубля, доведенная до совершенства звукорежиссерами, в итоге и появилась в фильме. Стоит ли говорить, что в 1998 году My Heart Will Go On триумфально прошлась по чартам, стала главным хитом года и самым продаваемым синглом в карьере Дион?

5. Truly Madly Deeply (март-декабрь 1997) 

Поп-рок дуэт Savage Garden, состоявший из тихого блондина Дэниэла Джонса и харизматичного брюнета Даррена Хэйза (крашеного, впрочем, - Хэйз тоже натуральный блондин), начал покорение мира с родной Австралии, где их синглы I Want You и To The Moon And Back занимали первые места в хит-парадах в 1996 году. Но именно Truly Madly Deeply, роскошная, величественная и трогательная баллада, идеальная песня о любви, помогла австралийцам получить мировое признание и возглавить традиционно ксенофобский чарт США Billboard Hot 100. Основной успех песни пришелся на следующий, 1998 год, - но вышла она все-таки в 1997-м.

4. Torn (октябрь 1997)

Еще одна музыкальная сенсация 1997 года с Зеленого континента – австралийка итальянского происхождения Натали Имбрулия с хитом Torn. Натали начинала свою карьеру в шоу-бизнесе с роли в главной австралийской мыльной опере «Соседи», и, закрепив за собой статус популярной локальной актрисы, нацелилась на новую цель – стать звездой поп-музыки. В этом ей помогал известный британский продюсер Фил Торнелли, работавший с рок-группами The Cure и Thompson Twins. Он и подсунул Имбрулье свою песню Torn, которую уже записывали и датская поп-певица, и американская рок-группа. Многострадальная софт-роковая песенка с запоминающейся мелодией и довольно трагичной лирикой (про несчастную любовь, конечно), не стала хитом ни для датчанки Лис, ни для рокеров Ednaswap, ни для норвежской солистки Трины Рейн, выдавшей свою версию в 1996 году. Но Торнелли в песню верил – и Имбрулия не подвела: Torn стала глобальным успехом, заняв второе место в хит-параде Великобритании, первые места по всему миру и возглавив американский радиочарт на 11 недель.

3. Tubthumping (август 1997)

Панк-рокеры группы с плохо произносимым названием Chumbawamba из захолустного английского Ланкашира начали свой творческий путь еще в дремучем 1982 году. Группа отличалась своей бескомпромиссно-либеральной позицией по ряду остросоциальных вопросов (пацифизм, гомофобия, фашизм, феминизм, права животных и прочее), слыли отъявленными анархистами и пели о том, что их волновало. Успех команда имела ограниченный и строго локальный (в пределах британских островов), пока на 15-м году существования им не предложил контракт звукозаписывающий гигант EMI. Панки согласились, что вызвало бурю возмущения среди собратьев-анархистов (и то дело: в 1989 году группа участвовала в записи протестного альбома Fuck EMI, - и тут такое!). Однако результат от пятилетнего сотрудничества налицо: Chumbawamba под крылом лэйбла записала энергичный поп-панк номер Tubthumping (очень приблизительный перевод названия звучит как «заниматься демагогией»), ставший осенью 1997 года одним из главных хитов планеты. Даже сейчас, вруби в клубе этот трек, где перечисляются разные виды алкогольных напитков, все, кому есть 25, побегут на танцпол. Такая вот сила искусства.

2. Wannabe (июнь 1996-январь 1997)

1997 год был годом Girl Power. И годом «девушек-перчинок» - Spice Girls заполнили весь мир своими дисками, плакатами, куклами, лоллипопами и прочим мерчандайзом.

Дебютный сингл группы Wannabe, эталонная поп-песня 90-х, вышла в родной для группы Британии еще в июле 1996 года, немедленно обосновалась на несколько недель на вершине национального хит-парада и постепенно начала подминать под себя чарты мира. Пять развеселых девиц из провинциальной Британии подкупали своей непосредственностью на грани хамства, проповедовали несложный феминизм для младшеклассниц и исполняли оголтелый поп. К началу 1997 года Wannabe заняла первое место в чартах тридцати стран, но в короне достижений Spice Girls не хватало главного бриллианта – «номера один» в американском Billboard Hot 100. В феврале квинтету англичанок сдался главный музыкальный рынок мира – США, и Wannabe официально стал самым коммерчески успешным дебютным синглом в истории поп-музыки.  

1. MmmBop (апрель 1997)

Трое несовершеннолетних братьев из Талсы (Оклахома, США), а именно Айзек, Тэйлор и Зак Хэнсоны из группы Hanson, написали песню с маловразумительным названием MmmBop еще в 1994 году. Изначально это была гитарная баллада с неожиданно мрачным (учитывая возраст авторов) содержанием: текст сообщал, что жизнь скоротечна, и в считанные мгновения все хорошее может исчезнуть с концами. Хэнсоны мыкались по приемным разных рекорд-лэйблов в надежде на контракт больше года, пока их не пригрел мэйджор Mercury Records. Весной 1997 года MmmBop, перезаписанный в ускоренном темпе и уснащенный диджейскими скрэтчами от продюсерского дуэта Dust Brothers, был выпущен синглом на депрессивном, склонном к гранжу и гангста-рэпу, американском музыкальном рынке – и к величайшему удивлению самих братьев и Mercury Records, стал в мае хитом «номер один». К концу лета MmmBop возглавил чарты 27 стран мира, в ноябре был провозглашен песней года европейским MTV и ознаменовал триумфальное возвращение поп-музыки на вершины хит-парадов. Когда в следующем году Hanson получили три номинации на Grammy, это принесло группе еще один рекорд – они стали самыми молодыми соискателями в истории престижной премии. Старшему из братьев было всего 16, а младший только отпраздновал 12-й день рождения!