2991
22 октября 2025
Иван Полторацкий, специально для Власти, фотографии Мити Шигапова

Следуй за жёлтым зайцем

Прогулка по алматинскому Арбату

Следуй за жёлтым зайцем

Театр ARTиШОК открыл свой 25-ый юбилейный сезон спектаклем-променадом «Underground» – прогулкой по алматинскому Арбату, которая на 650 метрах знаменитой пешеходной улицы объединила большую историю алматинского творческого подполья.

Променад – это пешая прогулка по городу, дополненная художественной реальностью, разновидность иммерсивного театра, давно популярная в крупных городах, где исторические места обжиты не только экскурсоводами, но и театральными режиссёрами.

В качестве примера можно привести серию экспериментальных спектаклей-променадов немецко-швейцарской театральной группы Rimini Protokoll – «Remote X». Команда театра прокладывает полуторачасовые маршруты в самых разных городах мира: Авиньоне, Берлине, Белграде, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Стамбуле, Цюрихе и многих других. Каждому из 50 участников выдаётся устройство с наушниками. И в их сопровождении они отправляются исследовать город по сформированному маршруту. В каждом городе «Remote X» начинается с кладбища и продолжается на крышах, в подземных переходах, храмах, больницах, метро и других ключевых точках.

Одним из самых популярных спектаклей-променадов в Алматы был иммерсивный аудиопроменад «Куда дальше», придуманный в 2021 году режиссёром Виктором Немченко и PR-экспертом Анной Шелеповой. Сценарий для него написал прозаик и драматург Михаил Земсков, а музыку композитор и саунд-дизайнер Сухроб Назимов. Идея променада «Куда дальше» заключалась в том, что в назначенное время гости собирались возле фонтана «Восточный календарь» на пересечении Пушкина – Шевченко, получали наушники, специальную черную мантию и сто минут гуляли по золотому квадрату Алматы. Это был самый безопасный вариант театра в ковидное время. К сожалению, сейчас этот аудиопроменад недоступен.

ARTиШОК, изначально родившийся на улицах Алматы как экспериментальный импровизационный театр, начал своё исследование с Арбата – самой творческой и самой мифологизированной улицы Алматы, ставшей колыбелью огромного количества неформальных движений.

Улица Горького (Жибек Жолы), а точнее ее участок между улицами Кунаева и Коммунистическим проспектом (Абылай хана), стала пешеходной в конце 1980-х (до Сейфуллина его продлили в 2019-ом году) и сразу же приобрела славу излюбленного места встреч алматинской интеллигенции. Здесь встречались, влюблялись, пели песни, рисовали и продавали картины, Арбат рождал своих героев, ставших культурной памятью города.

Арбат и сейчас продолжает быть точкой притяжения творческих людей со всего города. Одно поколение на Жибек Жолы сменяет другое, но кто сохранит его летопись?

Встречая свой юбилейный сезон ARTиШОК обращается к корням, поднимает архивы, фиксирует историю. Спектакль-променад «Underground» – это погружение в хронологию города и театра, художественная реконструкция алматинской культуры двухтысячных.

Участники променада встречаются возле подземного перехода на Абылай хана – Жибек Жолы и отправляются в путешествие по алматинскому Арбату, надев наушники и внимательно наблюдая за изменениями в реальности, потому что ведёт их жёлтый заяц, герой одного из уличных спектаклей театра. После короткого инструктажа, группа зрителей ныряет в подземный переход и встречает всего героя, расклеивающего афиши 25-го театрального сезона театра ARTиШОК.

С афишами связана основная сюжетная линия спектакля. Дело в том, что культура театральных афиш сегодня практически исчезла из города вместе с театральными тумбами. Постановочная команда провела большую архивную работу, чтобы найти и восстановить старые афиши.

Об этом рассказывает Анастасия Тарасова, управляющий директор театра ARTиШОК:

«Когда мы ходили маршрутом по Жибек Жолы с Галей и Айганым, придумывали спектакль «Променад» и спускались в подземный переход, я вспомнила, как год назад увидела в Ташкенте полностью заклеенный афишами подземный переход, буквально во всю длину. А с этим, в свою свою очередь, у меня связана личная отсылка к европейским улицам, когда ты идешь, например, по Милану, и это может быть далеко не центральный, спальный район, и упираешься в забор, так же, в три ряда, заклеенный афишами спектакля. И мне это всегда так нравилось. Это такая классная городская эстетика. К сожалению, она невозможна сейчас в Алматы, потому что не разрешается расклейка бумажных объявлений на городских поверхностях. А ведь когда-то в городе была целая культура и инфраструктура афишных тумб, которые стояли на главных перекрестках. И были такие простые плоские металлические стенды на остановках, на которых всегда были афиши. Я помню такие стенды, например, на Абая – Гагарина или на Ауэзова – Джандосова. Афишная тумба была на углу Кунаева – Гоголя. Это всегда привлекало внимание и формировало культуру информирования людей о том, что происходит в городе. И вот за эти последние десятилетия это вытеснено с улиц. Это мотивируется тем, что афиши превращаются в мусор, за ними нужно следить, нужно вовремя снимать, это сложно регламентируется, и вдруг кто-нибудь, не дай бог, наклеит что-то провокационное. Сейчас все рекламные объявления ушли в цифровые носители, диджитал-борды вдоль дорог, либо билборды по основным улицам. Это все неимоверно дорого, сложно и является непозволительной роскошью для большинства театров, в первую очередь независимых. Театры не могут себе позволить уличную рекламу, а афиши – это достаточно демократичный способ, хотя полиграфия сейчас тоже стоит больших денег.

“Ребята, давайте попробуем сделать афиши частью променада”. И таким образом мы стали уже от эпизода к эпизоду, от героев к героям, искать афиши того времени, о котором мы рассказываем. Я обратилась к писателю Юрию Серебрянскому, он нашел афишу поэтического вечера, который проходил в кофейне 4А в 2008 году, еще две афиши я нашла благодаря социальной сети ВКонтакте, которая тоже была популярна в начале 2000-х. На странице у Павла Банникова сохранились две афиши, связанные с поэтическим фестивалем «Сөзыв выставкой” Наглядная поэзия”. Афишу “Зелёного треугольника” нашла Галя Пьянова, потому что художники достаточно активно ведут свою страницу в Facebook и там можно прочитать много архивных воспоминаний. За афишами Новой Сцены ТЮЗа имени Сац мы обратились к коллегам, в их архиве они были сохранены в бумажном виде, и это бесценно. Нам их передали под роспись, чтобы мы могли их отсканировать. Мы распечатали и вернули оригиналы. Афиша рок-клуба “Рухани” нами была реконструирована. По следам афиш того времени мы нашли список групп, которые выступали в клубе. Ещё мы нашли организацию, указанную на афише – “Казахское отделение советского фонда культуры”, упоминавшуюся в интервью основателя клуба Камиллы Магзиевой. Афишу театра “Post Scriptum” мы реконструировали по следам оригинальной программки, которая сохранилась у Гали Пьяновой. Афиши спектаклей «Back in the U.S.S.R.» и «Гагарин», которые создавали художники Елена и Виктор Воробьевы, сохранились в оригинале в Артишоке. Таким образом, специально для спектакля-променада мы восстановили из разных источников это бумажное и визуальное наследие».

Анастасия Тарасова

В наушниках звучат живые истории, рассказанные Галиной Пьяновой, Анастасией Тарасовой, Еленой Набоковой, Ирэн Аравиной, Юрием Серебрянским, Евгенией Сабитовой. Свои работы комментирует один из самых известных стрит-арт художников Алматы – Паша Кас. Сейчас он живёт в Берлине, стены с его работами давно закрасили, однако магия театра воскрешает утраченное искусство, направляя проекцию прямо на фасады, арки и подворотни Арбата.

Вот фрагмент из рассказа Галины Пьяновой про про алматинский и артишоковский андергаунд, звучащий в спектакле:

«Вы спрашиваете: “ARTиШОК – андеграунд или нет”, правильно я поняла? ARTиШОК – театр андеграундный, это факт, бесспорно. И все попытки стать более перевариваемым, более понятным, более удобным что ли, просто обречены. Мы честно пытались и концерты делать и красиво танцевать и быть какими-то специально модными, специально умными. Но мы про другое, что ли, про честность. Ну да, я думаю мы про актерскую честность, про прямой контакт со зрителем, как бы нас в этом ни упрекали. Просто у нас такой ген и он уличный, это понятно. Потому что мы начинали с улицы, а попробуйте на улице быть нечестным: самое доброе, что сделают с тобой, – это побьют, а самое ужасное, самое кошмарное – это пройдут мимо. Это когда мы начинали, мы были одни, сейчас просто посмотрите и послушайте – все понятно? И знаете, при всем при этом я не понимаю только одного: почему наш город никак не разродится уличным театральным фестивалем? Вот в этом году мы были на фестивале в Авиньоне с панк-кабаре “Маяковский”. И каждый день – карнавал, каждый день – праздник, причем в первую очередь для горожан. Такой кайф, такой драйв! Мы так подзарядились, мы такие счастливые приехали. И вот в дни променада выходим теперь опять на улицу к ЦУМу, как 25 лет назад. Так что да, вы можете говорить, что ARTиШОК – театр андеграундный и возможно, даже маргинальный. Мы ни капли на это не обижаемся».

На всём протяжении спектакля участников сопровождают альтернативные группы разных эпох: в наушниках играют песни культовой алматинской панк-группы «Альтернативная космонавтика»; «Муравейник» Виктора Цоя, песня Ермена Анти «Нефть в обмен на продовольствие», клип на которую в апреле этого года снимал художник и режиссер театра Антон Болкунов. Поэт Иван Бекетов читает поэму «Звонок из Стамбула» под аккомпанемент психоделической группы «Шаман ещё бубен»; а поэт и перформер Ануар Дуйсенбинов и проект «Балхаш снится» возникают в виде бита «Рухани Кенгуру».

Город оживает и раскрывается с неожиданных сторон: из подземного перехода участники поднимаются на балкон ЦУМа, с которого открывается один из самых прекрасных видов на город.

А на ключевых точках появляются персонажи из различных спектаклей ARTиШОКа, как идущих, так и давно снятых с репертуара.

При встрече с прекрасным открываются давно заблокированные воспоминания – вот курят юные неформалы в чёрных кожаных куртках (а ведь мы были точно такими же 20, а то и 30 лет назад!). Кофейни А4 давно уже нет, но голос Юры Серебрянского в наушниках напоминает о том, как хорошо здесь было тусоваться когда-то.

Стена Виктора Цоя возникает только на 5 минут, а стена Батырхана Шукенова никуда не исчезает, наоборот – она привлекает музыкантов, собирающихся на Арбате, петь любимые песни нового времени, так неожиданно по пути возникает песня Галымжана Молданазара.

Кажется, что великий Борис Преображенский снова появится на Новой Сцене под аплодисменты благодарных зрителей, а художники из «Зелёного Треугольника» вот-вот откроют новую выставку. Кстати, при спуске в галерею Dump 101 участников лично встречает знаменитая пара – Елена и Виктор Воробьёвы. Они тут же проводят экскурсию по экспозиции «Клеёнчатый модернизм» и с удовольствием общаются с гостями.

Портреты альтернативных героев Арбата, городских сумасшедших и вольных художников, знаменитых нищих и уличных музыкантов к сожалению, не сохранились, и не существует таких архивов, в которых их можно было бы найти, но современные технологии позволяют восстановить их лица при помощи рассказов очевидцев и нейросети. И вот они уже дрожат на веревочке, натянутой вдоль Арбата, и подходят всё ближе к изумлённым зрителям.

Завершается променад тёплой встречей с Артишоками на Малой сцене. Можно пить чай с актёрами или отправиться на экскурсию в закулисье. Становится понятно, на какой энергии театр существует все эти 25 лет и прикосновение к этому чуду никого не может оставить равнодушным. Оказывается, что прошлое никуда не уходит, оно просто хорошо прячется, а современный театр умеет находить его в самых неожиданных местах. В подвале ARTиШОКа спрятана машина времени и театр щедро приглашает всех желающих прокатиться на ней, чтобы задать вопросы о будущем и лучше узнать настоящее.

«Underground» – это увлекательная прогулка, во время которой ностальгия растворяется в живом интересе к городу и людям, наполняющим его жизнью. После спектакля меняется восприятие города – становишься внимательнее к происходящим на улице событиям, высматриваешь жёлтого зайца на перекрёстке, будто вот-вот окажешься в самой гуще представления, в котором нет границ и все люди – актёры, иногда даже не подозревающие о том, какую важную роль они играют прямо сейчас.

«Underground» генетически связан с ещё одним большим проектом ARTиШОКа – спектаклем о культуре времени «Алма-Ата `89», показы которого состоятся 23, 24 и 25 октября этого года на Большой сцене. Этот спектакль так же погружает зрителя в атмосферу андеграундной жизни Алма-Аты, но чуть более ранней эпохи – времён перестройки и лихих 90-ых. Таким образом театр заполняет лакуны в культурной памяти, формируя связную историю культурной жизни Алматы последних 40 лет.

В своих работах ARTиШОК не только создаёт историческую актерскую реконструкцию, но и предлагает новый метод работы с городским пространством, в котором кропотливая работа с архивами соединяется с современными технологиями, а театральная импровизация – с жизнью.