Приказано зачистить
31 мая – День памяти жертв политических репрессий в Казахстане. В прошлом веке на территории страны находились самые крупные лагеря структуры ГУЛАГ - АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. В «большую тюрьму» за годы репрессий было сослано более 5 млн. человек, расстреляно - порядка 25 тыс. Судьбы и жертвы кровавой истории – в спецпроекте Vласти «Приказано зачистить».

Карлаг. История

Айсулу Тойшибекова, Vласть

За свое 28-летнее существования один из крупнейших лагерей в системе ГУЛАГ Карагандинский исправительно-трудовой лагерь стал домом и могилой для сотен тысяч человек, попавших в жернова репрессивной машины Советского Союза. Спустя 80 лет с момента начала большого террора Vласть вспоминает, о том, как все начиналось.

Коллективизация и последующая за ней индустриализация страны требовали огромных человеческих ресурсов, при этом с минимальными затратами. Тогда было решено, что отстраивать промышленные и продовольственные центры будут заключенные. 11 июля 1929 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление «Об использовании труда уголовно-заключенных», согласно постановлению все осужденные на срок от трех лет передавались Объединённому государственному политическому управлению, которое занималось борьбой с контрреволюцией и шпионажем. Весной 1930 года Совнарком утвердил «Положение об исправительно-трудовых лагерях». Этот документ регулировал работу всех исправительно-трудовых лагерей. Для всех эта деятельность преподносилась как охрана коммунистического общества от социально опасных элементов, использование человеческих ресурсов неблагонадежных граждан во благо Советского Союза. Именно изнурительным ежедневным трудом они должны были искупить инакомыслие.

«Исправительно-трудовые лагеря имеют задачей охрану общества от особо социально-опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно-полезным трудом, и приспособления этих правонарушителей к условиям трудового общежития»

Раздел I, пункт первый общих положений

«Положение об исправительно-трудовых лагерях»

Фото Галины Жувакиной

Заключенные лагерей классифицировались по трем категориям. К первой категории, согласно положению, относились заключенные из числа рабочих, крестьян и служащих, имевшие до вынесения приговора избирательные права и осужденные впервые на сроки не выше 5 лет не за контрреволюционные преступления. Ко второй категории относились все те же представители рабочего класса, но осужденные на сроки выше 5 лет. К третьей – все нетрудовые граждане, осужденные за контрреволюционные преступления.

К контрреволюционной деятельности в Советском Союзе относились очень серьезно. Самая знаменитая статья Уголовного Кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – 58-ая, она имела 14 пунктов и 4 подпункта, устанавливала наказание за контрреволюционную деятельность в самых разных ее проявлениях – от государственного переворота до недонесения на члена семьи и саботаж. Аналогичные ей статьи существовали в Уголовных Кодексах других союзных республик. 

Здание управления Карлага в поселке Долинка. Фото с сайта shahtinsklib.kz и из архива Музея памяти жертв политических репрессий

Очень скоро по стране начали создавать десятки лагерей. ГУЛАГ имел в своем подчинении 64 крупных филиалов, 500 исправительно-трудовых колоний, 770 промышленных колоний, 414 совхозов. В декабре 1931 года на базе совхоза силами НКВД был создан Карагандинский исправительно-трудовой лагерь или, как его еще называли, Карлаг. Он занимал площадь трех районов Карагандинской области: Тельманского, Жана-Аркинского и Нуринского, основная территория лагеря простиралась с севера на юг на 300 км, с востока на запада – на 200 км. На этой территории располагались многочисленные аулы и поселки, созданные и заселенные немцами еще во времена Столыпинских реформ. Одним из таких было и село Долинское или Долинка в 45 километрах от Караганды.

«Сама Долинка была образована еще в начале XX века. На этой территории. Сюда, на освоение земель, еще во время столыпинских реформ приезжали немцы. Альтграденрайт – именно так называлось село Долинка на немецком – Священная благодатная долина. В 1909 году Долинка получает статус поселковой единицы, тогда же была образована Долинская волость. В 1931 году, когда был образован Карлаг, Долинка становится его «столицей». Все население, проживавшее на территории Карлага, было насильно выселено за пределы лагеря. Период создания лагеря совпал с коллективизацией, и, как правило, людей выселяли с полной конфискацией имущества», – рассказал научный сотрудник Музея памяти жертв политических репрессий в поселке Долинка Иван Кондрашев. Он проводит экскурсии для посетителей музея.

Фото Галины Жувакиной

Одной из целей создания Карлага стало создание крупной продовольственной базы для индустриальных центров: Караганды, Балхаша и Карсакпая. Кроме того, заключенные лагеря стали бесплатной рабочей силой для предприятий угольной и металлургической промышленности.

Советских граждан, признанных неблагонадежными, в вагонах для перевозки скота отправляли со всего Советского Союза этапами в Казахстан. Здесь их ждал изнурительный каторжный труд. По данным за 1951 год, 58,5% всей деятельности было связано с сельским хозяйством (на животноводство приходилось 48,2%, на растениеводство – 51,8%); на промышленность – 41,5%.

Карлаг представлял из себя не просто лагерь, это было своеобразное государство в государстве со своими воинскими формированиями, телеграфами, железнодорожными станциями, типографиями. Карлаг подчинялся непосредственно управлению Главному управлению исправительно-трудовых лагерей в Москве. По состоянию на 1931 год Карагандинский лагерь имел 14 отделений и 64 участка; спустя 10 лет, в 1941 году – 220 отделений, 159 участков; в 1953 году – 26 отделений, 192 лагерные точки, на его территории располагалось 106 животноводческих ферм, 7 огородных и 10 пахотных участков. В 1940 году в хозяйстве Карлага находилось 17 710  голов крупного рогатого скота, 193 158 голов овец, 5 814 голов лошадей, 567 свиней, 3 729 рабочих волов. Работа для узников лагеря не заканчивалась никогда: теплое время года занимались сельским хозяйством, в холодное — работали на заводах и фабриках.

Прощайте, детки. Меня судила тройка, я враг народа

Короткая записка плотника Филиппа Селезнева детям. Он был арестован и осужден в 1937 году внесудебным органом уголовного преследования, так называемой, «тройкой», состоявшей из начальника областного управления НКВД, секретаря обкома и прокурора области. История его семьи, родом из Курской области, описана в книге Екатерины Кузнецовой «Карлаг: по обе стороны “колючки”».

Фото предоставлено Музеем памяти жертв политических репрессий

В первую очередь, репрессиям подверглись религиозные служители, интеллигенция, дворянство, офицеры, крестьяне. В 1937 году начался Большой террор, на этот период приходится массовая чистка как в высших эшелонах советской власти, так и среди ученых, представителей интеллигенции, простых рабочих и крестьян. А перед войной в степи Казахстана, известные своим суровым климатом, начали ссылать целые народы — переполненные товарные вагоны со «спецпереселенцами» шли со всего Советского Союза в Сары-Арку неделями.

Железнодорожная станция Карабас, 2004 год. Фото Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи

В разное время заключенными Карлага было много известных ученых, среди них востоковед Лев Гумилев. В марте 1951 года он был сослан в карлаговскую пересылку на станцию Карабас на полгода. 

По словам Ивана Кондрашева, за 28 лет существования через Карлаг прошли более миллиона человек. Силами этих людей была построена промышленность Центрального Казахстана, в первую очередь Карагандинский угольный бассейн, Джезказганский и Бал­хашский медеплавильные комбинаты. Наибольшее количество репрессированных пришлось на военные и послевоенные годы, когда в лагерь ссылали депортированные народы, военнопленных и советских солдат и офицеров, побывавших в фашистском плену: в период с 1942 года по 1949 год количество заключенных выросло с 42 тысяч до 65-75 тысяч человек. С 1931 по 1959 годы в Карлаге на свет появились 1507 детей, однако условия в жизни в лагере способствовали высокой смертности как среди взрослых, так и среди детей: в сентябре и октябре 1945 года в Карлаге умерли 98 из 514 детей. 

Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписи

Точной цифры погибших заключенных Карлага и других трудовых лагерей на территории Казахстана нет, счет идет на десятки тысяч человек: это более полутора тысяч справок на расстрелянных; еще больше погибших от болезней и рук лагерной охраны.

В подготовке материала принимала участие Юлия Панкратова

«Невольничье государство»

Читать

Маргарита Бочарова, Vласть

7 мая на экраны кинотеатров вышел 130-минутный художественный фильм об АЛЖИРе - Акмолинском лагере жён изменников Родины. Этот «полный метр» стал едва ли не первым по-настоящему масштабным отечественным кинопроектом, посвященным трагической истории времен массовых политических репрессий в СССР. Тема трудовых исправительных лагерей почти на два десятилетия выпала из внимания казахстанских кинематографистов и документалистов.

Историческая драма «АЛЖИР», которая изначально задумывалась как сериал из пяти эпизодов, была снята по заказу телеканала «Казахстан» режиссером Ануаром Райбаевым. Главная героиня фильма - современная российская девушка, которая приезжает в Казахстан, чтобы здесь отыскать некоего Алихана Сейдахметова. Молодой рядовой, не побоявшись грозного начальника лагеря АЛЖИР - майора НКВД Голованова, в свое время укрыл новорожденную Катю - мать главной героини. «В фильме будет рассказано о жизни многих женщин и детей бывшего СССР и зарубежья», - предупреждают создатели. Главным «лейтмотивом» фильма, уверяют они, стали человечность, верность, храбрость и справедливость. Сейчас прокат «АЛЖИРа» в кинотеатрах страны завершен, сериальную версию картины телеканал обещает показать своим зрителям уже в эту субботу, 27 мая.

Почти 30 лет назад - в 1989 году - фильм с аналогичным названием уже был снят казахстанским режиссером, а по совместительству и журналистом-публицистом, Аяганом Шажимбаевым. Во времена, когда информация о советских лагерях еще оставалась засекреченной, ему удалось создать уникальный фильм о заключенных Акмолинского отделения Карлага. Документальная двухсерийная лента «АЛЖИР» стала своего рода легендой, и до сих пор используется как источник ценных исторических кадров того периода. Именно за этот документальный фильм Шажимбаев был вне очереди принят в Союз кинематографистов СССР.

В 1990 году свет увидела и документальная картина известного казахстанского кинорежиссера Александра Головинского, чей отец провел в Карлаге пять лет жизни. Фильм «Стол» рассказывает удивительную историю о том, как в 80-х на открытии памятника политрепрессированным в поселке Малиновка (ныне село Акмол) Акмолинской области почетным гостем стал бывший начальник лагеря АЛЖИР - мужчину без задней мысли усадили за один стол с бывшими узницами. Почти 50-минутная картина выгодно отличается от многих других фильмов о казахстанских лагерях, ведь она не рассказывает об ужасах прошлого, а повествует о «беспамятном» настоящем.

После 90-х тема политических репрессий советского периода и лагерного прошлого Казахстана надолго ушла из информационного пространства страны, и лишь в 2000-х стали вновь появяться фильмы, призванные вернуть народам память о тех трагических событиях. В 2007 году, например, телерадиокомплекс президента при поддержке акимата Астаны создал 21-минутный документальный фильм под названием «Лютый холод «АЛЖИРа». Этот фильм и сейчас - спустя 10 лет - неизменно демонстрируют на экскурсиях, памятных конференциях и лекциях. Нурсултан Назарбаев на кадрах кинохроники с чувством говорит: «Наши власти убивали собственный народ. Такого нет в истории человечества нигде!».

В 2008 году по заказу Музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» авторской группой « DALI» был снят 46-минутный фильм «АЛЖИР». Возвращенная память». Документальная картина посвящена, главным образом, созданию в Малиновке музея памяти жертв политических репрессий. Архитектор Сакен Нарынов рассказывает о том, почему мемориал скорби выполнен в виде арки, а сам музей построен в форме «неполного конуса». Закадровый голос скрупулезно перечисляет и интерпретирует все архитектурные и дизайнерские решения комплекса, созданного по инициативе президента практически за 3 месяца.

В 2009 году агентство «Хабар» отправило съемочную группу в Карагандинскую область - итогом поездки стал 30-минутный документальный фильм «Сага о Карлаге». Авторы рассказывают о том, при каких условиях в области появилось целое «невольничье государство» размером с Францию. Кроме этого, журналисты изучили историю так называемого «Степлага» - особого лагеря №4 для политзаключенных, которым давали от 10 до 25 лет каторги. Создатели фильма взяли интервью у выживших участников Кенгирского восстания 1954 года в Степлаге, когда для жесткого подавления бунта советское правительство применило танки. К слову, в 1991 году режиссер и сценарист Геннадий Земель, чьи родители отбывали срок в Карлаге, и где он родился, выпустил фильм «Людоед» о тех же событиях 1954 года.

В 2011 году на киноэкраны страны вышла «народная драма» под названием «Жерұйық». Почти двухчасовая картина описывает период политических репрессий, но не иллюстрирует лагерную жизнь. Фильм посвящен судьбе депортированных в Казахстан народов и тому, как местные жители были вынуждены принимать у себя «неблагонадежных» с Дальнего Востока, Кавказа, Поволжья. В основу картины была положена пьеса «Память» Лаврентия Сона, члена Союза писателей и Союза кинематографистов Казахстана. Он же много лет назад написал для «Казахфильма» сценарий для художественного фильма «АЛЖИР» или «Тюрьма для мам», но этот сценарий еще не нашел своего режиссера. 

В 2013 году общественный фонд «Ильяса Джансугурова» и Nedelka Project при поддержке Фонда Сорос-Казахстан реализовали арт-проект «1937:Территория памяти| Жоқтау». Группа авторов проехала по объектам советских исправительно-трудовых лагерей в Алматинской и Карагандинской областях, собрав видеоматериалы в небольшой фильм. В нем есть кадры и из поселка Жаналык близ Алматы, где были захоронены более 4,5 тыс репрессированных советских граждан. Музыку к 9-минутному фильму написал известный казахстанский композитор Куат Шильдебаев. В том же году, к слову, специальный телепроект был подготовлен и телеканалом «Казахстан».

2014 год стал почти знаменательным для Карлага - три года назад испанские документалисты с помощью агентства «Хабар» и казахстанского министерства иностранных дел сняли фильм под названием «Забытые в Караганде». Идея фильма, повествующего об испанцах-заключенных Карлага, родилась в 2013 году, когда Казахстан передал Испании 152 архивных дела. 60-минутная полнометражная картина стала лучшим документальным фильмом 2014 года по версиям сразу нескольких кинофестивалей. Фильм раскрывает историю испанских узников, принадлежавших к разным политическим силам, но вынужденным, в конечном счете, примириться друг с другом ради выживания.

Нужно отметить, что о Карлаге в Казахстане по какой-то причине снимают на порядок меньше фильмов и программ чем об АЛЖИРе. Тем не менее, в 2012 году научно-документальный фильм о Карлаге стоимостью 150 тыс тенге благодаря пресс-службе финансовой полиции прогремел на всю страну. Тогда в отношении директора музея памяти жертв политических репрессий в поселке Долинка было возбуждено уголовное дело по факту присвоения и растраты чужого имущества. Сейчас бывший музейный руководитель благополучно трудоустроен в другой музей, а скандальный фильм, снятый по заказу телеканала «Казахстан-Караганда», в сети обнаружить так и не удалось.

В 2015 году 10-минутный фильм об АЛЖИРе выпустили в рамках государственного интернет-проекта «National Digital History of Kazakhstan». «АЛЖИР: одно решение - тысячи смертей» практически полностью представляет собой интервью сотрудников музейного комплекса в Акмолинской области, в которых они рассказывают, как бывшие узницы лагеря до конца своих дней испытывали страх перед мужчинами в форме, как был закрыт первый музей жертв политических репрессий в Казахстане, и что вороны до сих пор не покидают этих мест ни зимой, ни летом.

В минувшем году тема политически репрессированных в Казахстане обрела новые очертания - телеканал «КТК» совместно с Фондом первого президента выпустил 3-минутный короткометражный фильм об АЛЖИРе в рамках проекта «Один народ. Одна страна. Одна судьба». Ролик по сути является разновидностью социальной рекламы. Его сценарий основан на небезызвестной истории: видео иллюстрирует то, как жители окрестных аулов бросали узницам АЛЖИРа шарики курта, которые надзиратели лагеря ошибочно принимали за камни. Годом ранее телеканал, кстати, уже подготовил 40-минутный публицистический фильм «Большой террор» о том, как в Алма-Ате в годы сталинских репрессий «искали шпионов и делали из них доносчиков».

История о курте превратилась в образ, активно эксплуатируемый телевизионщиками. В 2016 году Kazakh TV начал снимать цикл передач под названием «Секреты музеев», и первым «героем» стал как раз музей «АЛЖИРа» в селе Акмол. 20-минутная программа посвящена истории заключенной немки Гертруды Платайс, благодаря которой и стал известен описанный выше случай. «Все лагеря для политзаключенных той эпохи были ужасными, - рассказывают бывшие узницы, - но именно в казахстанских многие из нас выживали. Это стало возможным благодаря казахскому народу, который, познав лишения и голод, не утратил своего особого качества - сопереживания и стремления помочь ближнему», - произносит ведущий основную идею всех документальных и художественных фильмов независимого Казахстана о периоде политических репрессий 30-50-х годов. 

Фото с официального сайта телеканала «Казахстан»