Унтер-офицерские граждане

Дмитрий Шишкин, журналист, специально для Vласти

Годы борьбы за право жить в искажённой реальности не пропали даром. Вслед за отважными попытками властей занесённых снегом, плохо освещённых и с парализованным общественным транспортом городов доказать, что это всё нам только кажется, в дело вступили не только правильно обустроенные властью пользователи соцсетей, но и обычные граждане.

«Хватит ныть и обвинять во всём акимат!» – говорят они. «Берите лопату и убирайте улицы сами», - стыдят они. «Вот таксисты цены заряжают из-за того, что автобусы не ездят, а в городе пробки из-за того, что после очистки улиц дороги из трёхрядных превратились в однорядные, а вы акима ругаете! Это таксист виноват и вообще – все мы!» - добивают они формальную логику, всё ещё цепляющуюся за жизнь в мозгах некоторых граждан.

И действительно. Как ни посмотри – а мы уверенно движемся в тридцатку развитых стран. И в этом великом пути нас постоянно преследуют видения. Злонамеренные, не побоюсь этого слова, видения.

Потому что нормальному гражданину ни за что не привидятся провалы городских властей в неосвещённой улице, разом замёрзнувших автобусах или плохо очищенной дороге.

Это не шутки: эти сотрудники сидят и на самом деле читают критику и «берут на карандаш» - нет, не саму критику, а самих критиков. «Этот журналист/блогер/непоймикто был замечен на встрече с таким-то большим чиновником – это он написал про неубранный снег, потому что на самом деле это заговор против акима N» - это не бред, не антиутопия, это реальность. Именно такими словами они сами себе объясняют недовольство некоторых несознательных граждан. И соответственно же реагируют – выходят с честным лоснящимся лицом в телевизор или ту же соцсеть и, ни разу не моргнув, вещают, что снег идёт, как положено, а все службы тоже работают, как положено. Вот фотки техники.

Не верь глазам своим, лучше возьми лопату, забудь про свои жалкие налоги, пенсионные отчисления, обещания внедрить выборность акимов, не верь в девальвацию – иди, кидай снег, человек!

Свет на улицах обещали же вам к августу! Ах, уже ноябрь? А ты на себя-то посмотри! В какое сложное время мы живём! Всё украдено до нас! Тебе не нравится, что обещанные десять соток не выделяются, потому что ты казахский националист! Тебе не нравятся празднования в честь широко доказанного в узком кругу 1000-летия Алматы, потому что ты русский националист! Тебе не нравится маленькая зарплата, потому что ты коммунист! Не нравится, что твои пенсионные деньги идут на стройку ЭКСПО? Анархист! Ты вообще слишком много ноешь – ты – Аблязов плей-лист!

Идеология вранья, настолько крепко укоренилась, что тронулись умом уже и далёкие от идеологии граждане. В любой непонятной ситуации всё отрицай и утверждай, что всё идёт по плану. Честные факты говорят только трусы, те самые, которые ещё и долги отдают.

Принцип государственных связей с общественностью у нас очень простой – он построен на советских учебниках пропаганды. Они подразумевали, что в стране есть пара телеканалов и пара газет – и реальность существует только та, которая в них показана и описана. На беду злобные американцы придумали интернет. Этот прискорбный факт довольно скоро – спустя всего лет пятнадцать после появления всемирной сети – у нас заметили. И стратегию подкорректировали. Но в рамках тех незабвенных учебников. То есть теперь предполагается, что есть несколько телеканалов, несколько газет и сайтов, исполняющих госзаказ, а также есть соцсети, в которых всё неправда, а правда только на страничках властных органов.

Психологи утверждают, что отрицание реальности – это защитный механизм, отрицающий существование угрожающих внешних факторов. Очень опасная штука, особенно характерная для людей с биполярным аффективным расстройством в маниакальной стадии, когда человек может долго отрицать наличие у себя проблем, до тех пор, пока это не приведёт к депрессивной фазе.

У не совсем маньяков бывает не крайний процесс – отрицания, а чуть более сложный – вытеснения. В этом случае сначала в мозг попадает объективная информация, осознаётся, а лишь потом вытесняется: субъект отвергает существование ситуаций, несущих тревогу, или же компенсаторно заменяет их на воображаемые — например, бегством в грёзы. В те самые грёзы, в которых колонны техники день и ночь чистят улицы, эвакуаторы убирают мешающие расчистить обочину машины, электрики чинят уличное освещение, а те, кто этого же всего великолепия не видит – враги. Националисты, коммунисты, анархисты, аблязов плей-листы.

Что удивительно, эти психические расстройства оказались заразными. Человек, измученный нарзаном официально утверждённых мнений, мечется, встаёт перед сложным выбором – признать объективную реальность или уйти в сладкий мир грёз. В грёзах - приятнее. И он призывает взять лопату, а не ругать акимат, тщетно надеясь на мифическую коллективную совесть этого органа или на то, что его кто-то заставит работать как надо.

Ведь берутся же за лопаты сознательные американцы или немцы!

Конечно, берутся. Когда другого выхода нет. А они точно знают, когда другого выхода нет, потому что привыкли властям верить. Потому что мэр скажет: «Мы сделали всё, что могли!» именно после того, как сделали всё, что могли. А не когда чувствуется страшный зуд что-нибудь соврать, чтобы кто не подумал плохо и враги не донесли друзьям.

И врать нет смысла, потому что граждане платят большие налоги со своих больших зарплат, а перед ними за это надо отчитываться. А мы платим маленькие налоги со своих маленьких зарплат и от этого сильно стесняемся – потому что государство, как нам объясняют с трибун, содержит граждан не за счет налоговых отчислений, а за счет своей сырьевой промышленности.

А кто спрашивает, почему у нас такие маленькие зарплаты, с которых мы платим маленькие налоги, которых не хватает на то, чтобы нас содержать и приходится брать деньги с продажи сырья, которое мы так и не начали перерабатывать, чтобы получать большие зарплаты и платить большие налоги – тот враг.

Последнее предложение вообще очень сложное получилось – легче над ним не думать, заткнуться и идти с лопатой спасать честь акима.

В «Ревизоре» Городничий говорит Хлестакову: «Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врёт, ей-богу врёт. Она сама себя высекла». То есть нет никакой «унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла» - это мы уже сами её такую выдумали, это ведь Городничий врёт про неё. Мы просто, столкнувшись с такой беспардонной, парадоксальной ложью, привели её в соответствие с окружающей нас логикой: да, есть некая унтер-офицерша, что сама себя высекла – это прекрасный образ, мы его будем использовать как крылатое выражение. Она сама себя высекла, боже, какая прелесть! Хорошо, что Городничий про это рассказал!


Фото с сайта http://litobozrenie.com, на фото - репродукция картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь». Художник страдал ментальными расстройствами. Считается, что картину «Звездная ночь» он написал под воздействием грёз, вызванных именно биполярным аффективным расстройством. Картина – это воспоминания художника в приюте Сен-Реми. Вымышленное небо над вымышленным городом. Картина вызывает ощущение спокойного примирения с неопознанными силами и законами природы.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики