На казахстанцев надежды мало, считают эксперты
Кто убережет Казнет от фейков?
Фото Жанары Каримовой

Маргарита Бочарова, Vласть

В четверг в Алматы завершился восьмой центральноазиатский интернет-форум, посвященный основным вызовам в эпоху пост-правды. Участники первой сессии обсудили, что этим вызовам противопоставляет государство, а что - народ. Выяснилось, что наиболее безответственными в этом вопросе являются сами казахстанцы.

Михаил Комиссаров, заместитель председателя комитета госконтроля в области связи, информатизации и СМИ министерства информации и коммуникаций, посвятил свое выступление тому, как государство борется с недостоверными или провокационными сообщениями в интернете. В первую очередь, чиновник напомнил собравшимся о статье 274 Уголовного кодекса, которая грозит распространителям «заведомо ложной информации» не только значительными штрафами, но и лишением свободы до 10 лет.

«Одним из инструментов контроля и выполнения этой работы является мониторинг СМИ и социальных сетей для оперативного выявления подобной информации и реагирования на нее. Уполномоченным органом - министерством информации и коммуникаций - с использованием возможностей подведомственного предприятия «Центр анализа и информации» на постоянной основе в режиме 24/7 ведется мониторинг социальных сетей, традиционных СМИ, печатных, электронных, телевидения. При возникновении ЧС или предпосылок мониторинг переводится на усиленный режим», - рассказал Комиссаров. В случае обнаружения сообщений с недостоверной информацией, продолжил он, оперативно оповещаются комитет по чрезвычайным ситуациям или органы внутренних дел.

Представитель министерства информации заверил, что в случае с недостоверной информацией государство преследует одну единственную цель - профилактика нарушений со стороны граждан. «Абсолютно никто не ставит себе целью посадить максимально большее количество людей за подобные нарушения», - подчеркнул Комиссаров, а следом удовлетворенно заметил, что профилактическое воздействие уже приносит «определенные плоды»: телефонные террористы «перекочевали» в интернет, а лидеры мнений в социальных сетях проявляют чудеса сознательности, призывая пользователей в любой непонятной ситуации ожидать официальных комментариев.

Спустя некоторое время к трибуне вышел коллега Комиссарова Бекзат Рахимов, заместитель директора департамента государственной политики в области СМИ министерства информации и коммуникаций. Госслужащий говорил о грядущем изменении информационного законодательства и о том, что «мы от лица государства хотели бы создать тот механизм взаимодействия СМИ и государства, при котором бы распространение официальной информации, правдивой носило бы более широкий аспект, и тем самым снижался бы уровень влияния на общественное сознание ложной информации».

В заключении выступления Рахимов напомнил, что «в ближайшее время начнется работа уже над принципиально новым законодательным актом - либо это будет закон, либо все-таки кодекс, который бы законодательно регулировал и давал универсальные принципы распространения информации как в традиционных СМИ, так и в интернете». Когда именно этот чудо-документ предстанет перед общественностью, он не пояснил.

Вслед за ним к микрофону поспешил Джохар Утебеков, адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов. Особенно резко юрист высказался об упомянутой выше статье Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за распространение ложной информации. Утебеков считает, что она «абсолютно безумная и антиконституционная», противоречит международным обязательствам республики. Но самое страшное, подчеркивает адвокат, что казахстанцы якобы сами дали повод государству ввести такую статью в уголовное законодательство. Случилось это исключительно благодаря особенностям наших людей: «Отсутствует вообще какой-либо фактчекинг - иначе как слабейшим мне его назвать сложно. Люди просто не умеют работать с информацией, нет никакого критического мышления. И, к сожалению, общество и наивно, и безответственно», - вынес вердикт Утебеков.

Вероятно, директор Правового медиа-центра Диана Окремова не совсем согласилась с этим категоричным утверждением и, воспользовавшись возможностью задать вопрос, обратилась к Комиссарову: «Вам не кажется, что если мы будем людей ограничивать от информации про всякие «зараженные» апельсины и бананы, то у людей насчет критического мышления будет вообще полная катастрофа, которая сейчас уже зарождается?»

Комиссаров кратко заметил, что ни о каком запрете на распространение таких сообщений речи не идет, а «на бытовом уровне» эти фейки «абсолютно не отсекаются» критическим мышлением. Об этом чиновник говорил вполне уверенно - на примере «соседской» группы в WhatsApp, в которой состоит сам.

Еще один спикер из зала попытался было развенчать миф об ответственных лидерах общественного мнения в сети, озвученный Комиссаровым. Журналист напомнил панелистам, что эти самые лидеры Казнета едва ли утруждают себя хоть каким-то модерированием комментариев под собственными постами, не препятствуя ни лжи, ни оскорблениям. Тут представитель министерства информации и коммуникаций вынужден был уступить: «На самом деле, у нас этот ресурс саморегулирования в достаточной мере не срабатывает». Но и для этого случая в Уголовном кодексе республики есть соответствующая статья, отметил Комиссаров. Правоприменительной практики по ней пока нет, но она подразумевает ответственность за «дачу согласия на размещение незаконной информации».

Когда с интернет-пользователями все стало понятно, речь традиционно зашла об оперативности официальной реакции - главном залоге нераспространения в сети недостоверных данных. Докладывать по этому вопросу вынужден был Евгений Кочетов, председатель правления АО «Казконтент» - именно ему Комиссаров перенаправлял все подобные вопросы. В начале следующей сессии Кочетов уже оптимистично вещал о своей работе в Службе центральных коммуникаций и об инициативе по возрождению института официальных представителей при госорганах. «Мы понимаем, что именно при помощи этих людей информация должна поступать оперативно, журналисты и общественность должны к ним привыкать», - отметил он. Подвижки, по его словам, в этом сложном деле уже есть: «Каждый понедельник на площадке СЦК проходит брифинг официального представителя, который рассказывает о повестке дня на текущую неделю. После этого брифинга весь первый ряд занимают пресс-секретари и официальные представители центральных госорганов, которые отвечают, уверяю вас, на любые вопросы журналистов».

Достоверность последнего утверждения Кочетов немедленно доказал удивительным фактом с полей СЦК. «Брифинг министра национальной экономики Тимура Сулейменова месяц назад на площадке СЦК. Медийный резонанс - 160 материалов. Брифинги официальных представителей на площадке СЦК с разницей в неделю - 580 материалов», - удовлетворенно отметил он и перешел к «Открытому диалогу с Дауреном Абаевым» на «Хабаре».

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики