Казахстанское телевидение не забывает о братьях-кыргызах
Телеобзор: Кыргызские «наполеончики»
Фото pixabay.com

Маргарита Бочарова, Vласть

В среду официальный сайт главы государства отрапортовал: новоизбранный президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков позвонил Нурсултану Назарбаеву, чтобы поблагодарить за снятие усиленного контроля на границе. Благодарность - единственное допустимое чувство, которое, с точки зрения отечественных идеологов, могут испытывать кыргызы по отношению к братьям-казахам. На минувшей неделе «Хабар» презентовал целый документальный фильм, чтобы лишний раз напомнить об этом.

47-минутная документальная лента Ольги Цой начинается с кадров беспорядков в кыргызской столице в 2010 году - именно этим событиям и посвящен фильм. Однако прежде чем приступить к деталям, автор не упускает возможности широкими мазками охарактеризовать всю политическую элиту соседней республики: «Отдельные политологи называют Кыргызстан страной “наполеончиков”, то есть такой политической модели, которая взрастила отдельных людей с большими амбициями и узкими региональными интересами», - говорит милейший закадровый голос, пока на экране с высокой трибуны вещает Алмазбек Атамбаев.

На 10-й минуте Цой начала подводить к тому, зачем собственно в этот вечер и стоило собираться у телевизоров. Не сказав ни слова о причинах тогдашнего политического кризиса в Кыргызстане, она, обращаясь к бывшему президенту переходного периода Розе Отунбаевой, спрашивает: «Роза Исаковна, если предположить, что тогда Бакиев не покинул территорию Кыргызстана, могло ли бы все перерасти в итоге в гражданскую войну?». Роза Исаковна охотно согласилась с мнением казахстанской журналистики. То же подтвердил и сам Курманбек Бакиев, к которому съемочная группа «Хабара» отправилась в Минск. «Гражданская война была реальной угрозой», - заявил он, подчеркнув, что сам к вооружению и мобилизации населения на юге Кыргызстана никакого отношения не имел.

Тут в дело вступают мировые лидеры - бывший президент США Барак Обама и бывший президент России Дмитрий Медведев. Пребывая на саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне, они обращаются к Нурсултану Назарбаеву с просьбой организовать спецоперацию по вывозу Курманбека Бакиева из Джалал-Абада. Глава Казахстана беседует с Отунбаевой, Путин и Лукашенко по очереди уговаривают Бакиева оставить власть в стране без боя. В Казахстане уже готовится специальный борт для осуществления спецоперации. Внезапно в сухой повествовательный тон автора фильма врывается волна драматизма: «Вечерело. Минуты тянулись. В воздухе царило напряжение. Через пять минут вдали показался черный внедорожник, несущийся на большой скорости. Еще через минуту из машины вышел Курманбек Бакиев, супруга и двое маленьких детей. Президент покидал свою страну с единственной дорожной сумкой». «Он был грустный, он был задумчивый, он был в печали», - помогает Ольге Цой военный летчик, командовавший тем самым спецбортом.

Канат Бозумбаев, руководивший в то время Жамбылской областью, о грусти в глазах опального президента Кыргызстана упоминать не стал, однако ему пришлось иметь дело с забывчивостью Бакиева: «Я знал, что по приезду в Казахстан он должен был написать заявление об отставке. Где-то часа через два я аккуратно у него поинтересовался: “Курманбек Салиевич, я знаю, что вы должны какую-то бумагу написать. Я ее должен забрать и передать”. Он сначала сделал вид, что он не понял, что за бумагу. Я объяснил ему». Спустя час выяснилось, что Бакиев без своего пресс-секретаря с заявлением не справится, и все силы казахстанских правоохранителей и дипломатов были брошены на поиски человека, которого впоследствии удалось обнаружить в каком-то бункере. В результате глубокой ночью заявление из «конспиративной гостиницы на окраине Тараза» факсом отправилось в офис Временного правительства Кыргызстана.

Как и ожидалось, в конце этот «блокбастер» щедро сдобрили лучшими образцами официальной идеологии: «Казахстан как надежный брат и сосед, неоднократно подававший руку помощи в самые трудные для Кыргызстана моменты, намерен продолжать политику добрососедства и взаимовыручки, потому что мир и благополучие в Центральной Азии - это принципиальная позиция Нурсултана Назарбаева».

Удивительно, но на прошлой неделе и телеканал КТК показал зрителям не менее драматичный документальный фильм, основное действо которого разворачивается на юге Кыргызстана. «В Ошской области проблема джихад-туризма в Сирию стоит особенно остро. Приверженцев салафизма здесь можно встретить на любом базаре. Только по официальным данным, на юге Кыргызстана их около 1,5 тысяч», - нагнетает мужской закадровый голос. В подводке к фильму на сайте телеканала авторы и вовсе не постеснялись назвать соседнюю республику «кузницей экстремистов в Центральной Азии».

Власти Казахстана и тут, кстати, выступают более мудрыми и прозорливыми, ведь у нас - в отличие от Кыргызстана - за «вылазки в Сирию» гражданства лишают, а не условные сроки раздают. Но в остальном и казахстанцам есть чему поучиться. Например, у чеченцев, почему-то решили авторы фильма. В результате вместо логичной пропаганды светского подхода перед зрителями предстал грозного вида верховный муфтий Чеченской Республики с каким-то подобием посоха в руках: «Читаются проповеди везде: и в школах, и в детских садах, и в вузах, и в сузах, и в министерствах, ведомствах, и в администрации. И глава администрации, и министры, и начальники милиции - все привлекают духовенство, поэтому удалось победить вот это зло благодаря единству», - рассказал он.

А зло во всей своей красе явилось отечественным телевизионщикам в Кыргызстане. Вот на экране сухой старик, чья дочь уехала вслед за мужем в Сирию, сыпет проклятиями в ее адрес: «попадешь в ад за то, что бросила здесь дочь». Вот безутешно плачет мать, чей сын якобы погиб, сражаясь на стороне террористов. Вот скрывает свое лицо молодой человек, вернувшийся из Сирии и ставший на родине изгоем. Казахстанские экстремисты, ставшие героями фильма, напротив, демонстрируют нынче чудеса благоразумия: признаются, что своими поступками «очернили религию» и мечтают трудиться на просветительском поприще.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики