9435
24 февраля 2020
Асем Исабекова, магистр социальных наук, исследователь-аналитик в сфере образования, фотография Жанары Каримовой

Тест на адекватность

Для сдачи ЕНТ учащимся до сих пор требуются навыки запоминания и заучивания

Тест на адекватность

В 2021 году впервые выпустятся школьники, обучающиеся по новой программе. Однако тестовые задания ЕНТ до сих пор остаются прежними, акцент в них делается на заучивании и запоминании отдельных фактов. То есть они не позволяют оценивать навыки, на которые нацелена обновленная программа образования. Что с этим делать?

Для того, чтобы объективно оценить знания выпускников, задания ЕНТ нужно менять немедленно. Потому что обновленное содержание образования внедрено уже почти во всех школах страны, а ЕНТ, как итоговый экзамен для поступления в вуз, до сих пор не приведен в полное соответствие с новой программой.

В стране с 2015 года внедряется обновленное содержание образования, направленное на формирование у учащихся функциональной грамотности.

График внедрения обновленного образования:

Функциональная грамотность — это умение применять знания и навыки, полученные в стенах школы, в повседневной жизни. Обученный таким способом человек имеет достаточно навыков и знаний для успешного обучения в вузе, и сумеет внести свой вклад в развитие экономики.

Мы сейчас живем во время VUCA (от англ. «volatility, uncertainty, complexity,ambiguity») - неоднозначности, нестабильности, сложности и неясности. И как говорит директор Департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер, «школам необходимо подготовить учащихся к рабочим местам, которых еще не существует, использованию технологий, которых еще не создали, и решению проблем, которых мы не можем представить сегодня». Именно для этого современные учащиеся должны обладать такими навыками как критическое мышление, умение анализировать, совместно решать проблемы, предоставлять доказательства и их аргументировать.

Все это было заявлено в рамках обновленного содержания образования. Вместе с новой программой также была внедрена критериальная система образования. То есть, учащихся школ должны оценивать на соответствие поставленным критериям, с помощью различных видов вопросов и заданий. Все это и должно формировать у учащихся функциональную грамотность.

Уже в 2021 году будет первый выпуск школьников, обучавшихся по новой программе. Однако тестовые задания ЕНТ до сих пор остаются прежними, акцент в них делается на заучивании и запоминании отдельных фактов. То есть они не позволяют оценивать навыки, на которые нацелена обновленная программа образования.

Для сравнения: в Азербайджане вступительные экзамены, в России ЕГЭ, в Кыргызстане Общереспубликанское тестирование были усовершенствованы и получили положительные отзывы со стороны абитуриентов, широкой общественности и международных экспертов в сфере образования. Особенностью тестирования в этих странах является применение тестов разного типа, включая как открытые (где требуется развернутый ответ), так и закрытые (выбор одного из представленных вариантов), а также написание эссе. Это требует от тестируемых способностей к анализу, размышлениям в ходе выполнения таких заданий и использования своих знаний. Это позволяет правильно оценить функциональную грамотность учащихся, а не только заученные формулы и даты.

По мнению того же Андреаса Шляйхера, оценить функциональную грамотность у учащихся одними заданиями закрытого характера невозможно.

Для обучения разработчиков тестовых заданий Национальный центр тестирования сотрудничает с ведущими специалистами и международными организациями по тестологии из СНГ и дальнего зарубежья. Привлечение зарубежных специалистов обусловлено тем, что в вузах Казахстана до сих пор отсутствуют специальности «Тестология» и «Педагогические измерения».

С июля по август 2019 года мною было проведено исследование среди учителей общеобразовательных школ из города Нур-Султан, Актюбинской, Туркестанской, Карагандинской областей, преподающих математику и алгебру, географию, химию, физику, биологию.

Целью проводимых анкетирований и интервью было – выяснить, насколько ЕНТ соответствует обновленной программе.

Почти все опрошенные учителя отметили, что для сдачи ЕНТ учащимся до сих пор требуются навыки запоминания и заучивания. И это не является новостью, учитывая используемый формат заданий ЕНТ.


Примечательно то, что больше 40% учителей ответили, что знакомы с международными исследованиями PISA, TIMSS, которые оценивают когнитивные навыки и функциональную грамотность.

Незначительное число респондентов считает, что вопросы данных международных исследований «совсем не связаны» с заданиями ЕНТ. 20% респондентов отметили, что задания PISA и ЕНТ мало связаны друг с другом. Больше 30% учителей думают, что PISA и ЕНТ связаны в некоторой степени; и лишь малая доля педагогов утверждает, что существует связь между ними.

По мнению 33% учителей к тестовым заданиям ЕНТ требуется «специальная подготовка в школе». Так, в интервью учитель математики отметила, что «…только 30% заданий ЕНТ соответствуют образовательной программе. Программа сама по себе, ЕНТ само по себе. Наши дети без особой подготовки вообще не сдадут ЕНТ».

То, что в школах проводится активная работа по подготовке к ЕНТ - это факт. В итоге школьники старших классов не сфокусированы на получении глубоких знаний и навыков, а нацелены на успешную сдачу тестирования для получения образовательного государственного гранта для поступления в вуз.

Учителя математики согласны, что учащиеся умеют делать все виды заданий согласно спецификации ЕНТ по математической грамотности. Однако небольшая часть учителей считают, что их школьники умеют или готовы к выполнению таких заданий, как «решать текстовые задачи», «вычислять задачи на теорию вероятности», «вычислять задачи на математическую статистику», «решать нестандартные задачи с геометрическим содержанием».

Основная доля учителей (74%) отметила, что «формат и содержание заданий ЕНТ были обновлены, однако качество тестовых заданий требует дальнейшей доработки и совершенствования».

Такие сложности могут стать барьером на пути модернизации общего среднего образования в целом.

С учетом выпуска в 2021 году учащихся, обученных по обновленной программе образования, НЦТ необходимо уже в этом году апробировать максимальное количество (не менее 50%) тестовых заданий, направленных на функциональную грамотность и ввести их в ЕНТ в 2021 году.

А в 2022 все тестовые задания должны соответствовать обновленной программе среднего образования.

Для этого нужно:

• Включить в ЕНТ задания, направленные на оценку функциональной грамотности, а также навыков высокого порядка, предусмотренных в рамках новой школьной учебной программы, таких как анализ, синтез, оценка.

• Подготовить свои кадры по составлению тестовых заданий. Разработать курсы повышения в рамках педагогических специальностей и рекомендовать МОН РК открыть специальность «Педагогические измерения».

• Уплотнить сотрудничество НЦТ с АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», которые уже имеют большой опыт работы по составлению тестовых заданий, направленных на оценку функциональной грамотности и навыков высокого порядка, по системному обучению и консультированию разработчиков тестовых заданий.

• На сайте Национального центра тестирования публиковать ежегодный подробный отчет по итогам проведения ЕНТ, с указанием средних баллов по регионам, анализом изученных тем – для возможности подключения к мониторингу ситуацию заинтересованной общественности и ученых.

Иначе учащиеся школ будут по-прежнему лишь готовиться к сдаче ЕНТ, а программа будет внедряться только для сдачи итогового экзамена в школе.