5913
9 октября 2025
Назерке Құрманғазинова, фотографии Данияра Мусирова, Власть

«Наши учебники составляют ученые, которые мало видят школьников»

Учительница из Жетысу объясняет сложные темы за 30 секунд

«Наши учебники составляют ученые, которые мало видят школьников»

В феврале этого года платформа TikTok опубликовала список Discover list из 50 креаторов со всего мира, за которыми стоит следить. В него в категории «педагоги» попала и 58-летняя учительница из Казахстана Ботагоз Омарова.

Она преподает в пограничном селе Достык в области Жетысу. Ее ролики набирают миллионы просмотров, а на страницу подписаны более 165 тысяч человек. За 30 секунд она легко и просто объясняет сложные правила русского языка.

«Власть» совместно с компанией inDrive продолжает проект Bilim Faces, посвященный казахстанским учителям, тому, как благодаря новым технологиям меняется подход преподаванию и сама профессия педагога.

Село Достык находится на юго-восточной границе Казахстана с Китаем. Об этом поселке в новостях чаще всего упоминают как о важной железнодорожной магистрали, поскольку основной поток грузов между странами проходит именно здесь.

Поэтому жизнь села сосредоточена вокруг железной дороги: на въезде встречает вывеска с изображением локомотива, а на улице чаще всего можно увидеть рабочих в сине-оранжевой спецодежде, почти на каждом углу стоят вагоны-контейнеры. Село напоминает рабочий городок.

Второе оживленное место — это таможенный пост на казахстанской стороне границы ЕАЭС. Здесь выстроились фуры, ожидающие пропуска в Китай.

В Достыке живут более 6,7 тысячи человек, но к ним постоянно прибавляются вахтовики, приезжающие на заработки. Дети учатся в двух школах, которые местные по-простому называют «старая» и «новая». Скоро здесь откроется третья.

Поселок с двух сторон окружен горами, зелени здесь немного и очень ветрено. Вывески магазинов и кафе тоже несут следы здешнего ветра — некоторые буквы с них исчезли. Из новостроек в основном социальные объекты, а из жилья — двух-трехэтажные «хрущевки». До ближайшего районного центра, города Ушарал, отсюда 180 километров.

В той самой «старой» школе имени Бауыржана Момышулы уже 20 лет работает учительница русского языка и литературы Ботагоз Омарова. Три года назад она была обычной пользовательницей TikTok, но все изменилось, когда ей предложили поучаствовать в районном семинаре «Удиви меня», где педагоги должны сделать креативное видео. Тогда она обиделась на руководство школы, потому что считала, что есть молодые учителя, которым можно было предложить участие в этом конкурсе.

«Пошла домой, пообижалась, потом вспомнила, что у меня есть готовые фрагменты видео. Сын помог их собрать и мы опубликовали. Я была тогда классным руководителем 11-го класса и в тот же день вечером ученики мне позвонили со словами: «Ботагоз Зиядиновна, ваш ролик набрал 3000 просмотров». Я тогда спросила, много ли это. Ученики ответили, что они за месяц столько не набирают», - вспоминает учительница.

На следующий день старшеклассники из других классов предложили ей вместе записывать видео. И всё, что она опубликовала, быстро набирало просмотры. Так в первый год на нее подписалось более 50 тысяч человек.

Ее ролики о том, «как отличить деепричастие от причастия», «как пишется слово “типа того», «где ставятся запятые, где нет», «когда в глаголах писать “ться” или тся”», набирали 1-3 миллионов просмотров.

«Много молодежи сейчас сидит в TikTok. И залетает не просто развлекательный контент, а именно образовательный, это меня радует. Как будто я сама себе доказываю, что даже сложные правила можно объяснить за 30 секунд. И когда мне пишут, что за всю четверть не могли понять эту тему, а тут за 30 секунд поняли, меня это радует», - признается Ботагоз Омарова.

«О боже, чел, ты до сих пор не знаешь эту тему?»

Летом 2023 года учительница через свои креативные видео в TikTok выиграла смартфон iPhone в конкурсе от Dirol. Потом в ноябре того же года министерство просвещения объявило конкурс «Учителя Казахстана» в TikTok. Омарова решила в нем участвовать, но испугалась, когда предыдущий победитель рассказал, что у него была целая команда и специальное оборудование: «Я тогда ему ответила, что я простой сельский учитель и как я могу выиграть, когда у меня нет никакой команды? Он посоветовал верить в себя. Но я потом взяла недорогие микрофончики, чтобы хотя бы звук был качественный».

Когда она стала записывать видео для конкурса, ее ученики говорили, что «если вы будете простой, скромный учитель, вы никого не зацепите, давайте скреативьте».

«И потом мальчики из одиннадцатого класса мне посоветовали начать видео текстом: “О боже, чел, ты до сих пор не знаешь эту тему? Будь со мной”. Я так и сказала, и этот ролик в первый же день набрал три миллиона просмотров», - с удивлением вспоминает Омарова.

Но в середине конкурса из-за хейта она чуть не вышла из игры. Его она получила за видео, где она была в костюме в виде животных — «Кигуруми».

«Я запомнила такой комментарий, “Не дай бог моему ребенку такую учительницу”. И меня это сильно задело, я удалила этот ролик. Жалко, конечно. На следующий день пришла в школу расстроенная, и тогда ученики сказали, что это завистники. Помню слова моей ученицы Жасмин: “Если вам сто человек скажут комплименты и хорошие слова, и только один скажет гадость, вы будете вспоминать этого человека со своим гадким комментарием. Дальше продолжайте».

В конце конкурса Омарова стала победительницей вместе с двумя участниками из других регионов Казахстана. И в январе 2024 года их пригласили на награждение в Астану.

«Игорь Гноевой и Хайдар Мырзахметов — они молодые парни, им по 26-27 лет было и тут рядом с ними стояла я такая взрослая, - смеясь вспоминает Омарова. - Знаете, мы к министру приехали, и там у него стоял большой экран на всю стену, и фрагменты наших роликов показывали, и я там такая: “О боже, чел..»

Она до сих пор поддерживает связь с Гноевым, иногда он к ней обращается за советом по филологической теме. Омарова отмечает, что она не призывает, чтобы все педагоги становились блогерами, а просто хочет показать, что в любом возрасте можно развиваться.

«Я хочу показать, что не место красит человека, а человек — место. Будучи даже в таком отдаленном посёлке на самом краю Казахстана, можно продвинуться, мотивировать кого-то. И, кстати, не возраст даже мешает».

Зимой у Ботагоз Омаровой начал зависать TikTok, и тогда она решила параллельно вести Instagram: «Я тогда подумала, а вдруг в Казахстане TikTok исчезнет, что я буду делать? Я так его полюбила», — вспоминает она.

Аудитория в Instagram тоже встретила её тепло: с весны там набралось уже более 110 тысяч подписчиков. Учительница отмечает разницу между платформами: в TikTok в основном молодежь, а в Instagram подписчики постарше. Иногда, чтобы разбавить контент, она снимает юмористические ролики о школе, жизни учителей и учеников. В TikTok такие видео она выкладывает без раздумий, а для Instagram уже отбирает.

«Недавно я опубликовала ролик, где говорится что если ты выгорел на работе, вот тебе совет: “30 минут на работе поработал и на 30 лет в горы исчезни”. По-моему, этот ролик миллион набрал. Но один комментатор мне написал “к чему вы призываете, работа же нас кормит”. Я ответила, это же шутка. Конечно, мы же не бросим работу и не побежим в горы», - смеясь, она признается, что, возможно, её страница стала своего рода точкой соприкосновения с другими учителями, где можно обсудить общие боли, шутки.

А на вопрос о том, как руководство школы относится к ее шуточным видео, отвечает с улыбкой: «На всякий случай не спрашивала мнения».

«Сказали, что здесь светлое будущее»

При этом она вовсе не собиралась становиться учителем. Родилась и выросла в совсем другой части Казахстана — в Караганде. И выбор профессии, и переезд в Достык во многом связаны с ее старшей сестрой, которая сейчас также живет в этом селе.

«Вообще-то я хотела быть художником. Я поехала в Алматы и поступила в художественное училище. Но моя сестра меня отругала и сказала: “Поезжай домой в Караганду и поступай в университет”. Я, как послушная вернулась в Караганду и решила поступать на филолога, потому что в школе у меня всегда пятерки были по русскому языку и литературе», - вспоминает Омарова.

После она десять лет проработала в Караганде в обществе «Знание», затем перебралась в Алматы, где вышла замуж.

«Из-за семейных обстоятельств мы продали квартиру в Алматы и потом заново уже не смогли купить. В это время моя сестра жила здесь, в Достыке. Она вышла замуж за местного парня. И она меня позвала и говорит, здесь у нас светлое будущее. Перспективы большие», - рассказывает педагог.

Это был 2004 год. Здесь активно развивалась грузоперевозка, открылся международный пограничный переход Достык-Алашанькоу.

Работать учителем Омарова начала именно в этой школе. Но первые три года она в конце учебного года собирала чемоданы, чтобы уехать отсюда.

«Потом поняла, что это моё призвание. Мне очень нравится работать учителем. Как говорится, что такое счастье? Это когда с радостью идешь на работу и с радостью возвращаешься домой. Сейчас я в таком состоянии нахожусь. Теперь меня, наоборот, сюда тянет. Если я уезжаю куда-нибудь, мне все равно хочется в Достык. Я люблю нашу школу. Патриот теперь», - смеется она.

Еще задолго до появления TikTok в её жизни, Ботагоз Зиядиновна всегда старалась делать свои уроки увлекательными. Даже тогда, когда интернет и цветной принтер были доступны далеко не всем.

«Я сама на ватманах все рисовала, приносила на уроки. Хотелось, чтобы занятия были не скучными, а именно необычными. Какие-то путешествия придумывала. Ученики переодевались в костюмы, кто-то даже играл Тургенева. Сейчас, когда я встречаю учеников тех времен, они мне говорят, что запомнили навсегда эти театрализованные уроки», - отмечает она.

Омарова считает, что от учителя зависит, сможет ли он заинтересовать ребенка в своем предмете.

«Видите, у нас в поселке нет таких возможностей, чтобы был дворец школьников для детей. И кружков особо нет. Поэтому хочется, чтобы у детей хотя бы на уроках в школе развивались творческие навыки», - подчеркивает она.

Как создаются миллионы видео?

Когда Ботагоз Омарова начала участвовать в конкурсе, она поставила себе цель, что каждый день на переменах будет записывать по одному ролику. В этом ей помогали ученики. И сейчас она продолжает эту практику - всегда на работу берет петличку.

После очередного урока с шестым классом она спросила учеников, кто может поснимать видео для нее. Вызвались двое. Другая активная ученица Айару предложила учительнице посниматься вместе с ней.

Омарова согласилась и начала объяснять на камеру тему «три разряда имен прилагательных», которую класс до этого проходил на уроке. Они за несколько минут управились с этой задачей.

«Даже если кто-то не понял тему на уроке, он может посмотреть видео. Вообще я люблю с первого раза записывать. Интересно, что ролик, над которым ты долго думаешь, вынашиваешь идею, он не очень хорошо заходит. А вот который спонтанно записали, собирает миллионы просмотров», - замечает учительница.

Во время урока она прежде чем начать новую тему, дает ученикам задание сначала прочитать учебник. Но, по ее словам, это ученикам дается сложно, поскольку в учебниках все объясняется сложным языком.

«Все должно быть настолько доступно, что если ребенок заболел и дома откроет учебник, он должен всё понять. Я стараюсь не использовать научную терминологию, которая сложна для восприятия. Мне кажется, наши учебники составляют ученые, которые мало видят школьников. Это же дети, им надо проще, доступнее объяснять», - отмечает Омарова.

«Это же романтика — жить в удаленном от центра месте»

На вопрос о том, в чем заключается миссия учителя, Ботагоз Омарова отвечает: «Быть направляющим человеком и помощником. Сейчас стараются внедрять искусственный интеллект в образование, но я всё равно думаю, что учителя никто не заменит. Нужны чувства, эмоции, сопереживание. Если ребёнок что-то не понял, нужно быть рядом и помочь, а не стучать по рукам и говорить: “Ах, ты бестолковый”. Наоборот, всегда повторять: “Ты сможешь, не должен останавливаться на малом, у тебя всё будет хорошо”. Учитель должен быть ещё и мотиватором для учеников».

Говоря об искусственном интеллекте, Зиядиновна затронула еще одну тему. По ее словам, сейчас в инструктивно-методическом письме для учителя прописано использовать искусственный интеллект на уроках. С другой стороны, им рекомендуют забирать у учеников смартфоны.

«Вообще сельские школы технически не оснащены до такой степени, чтобы у нас в каждом кабинете были интерактивные панели. Или доступный интернет. Пусть сельские школы в первую очередь оснастят технически и мы будем с удовольствием внедрять искусственный интеллект. Я тоже хотела бы на уроках, например, отрывки из литературного произведения показывать. Но у нас не во всех кабинетах есть проектор. Я думаю, это проблема не только в нашей сельской школе».

Но Ботагоз Зиядиновна не унывает и в любой ситуации старается найти позитив. Так, ее подписчики особенно ценят видео, снятые на обычной зеленой школьной доске, а не на интерактивной.

«Мне достаточно моей зелёной доски. Можно быть интересным и без крутых камер, микрофонов или дорогой одежды. Главное быть креативным», — говорит она.

Несмотря на удалённость региона и суровый климат, Омарова также видит в этом регионе особую романтику.

«Со всех сторон горы, чистый воздух, всё продувается, рядом Китай. Здесь красивая первозданная природа. А ещё у кого аллергия, здесь её нет, потому что почти ничего не цветёт. И это тоже романтика — жить в удаленном от центра месте», — улыбается она.

Предпенсионный возраст и мечта о собственной квартире

Ботагоз Зиядиновна через два года уходит на пенсию. Она начала задуматься над тем, чем же заняться после ухода с работы.

«У меня есть всякие идеи. Например, сделать методическое пособие. Потом, не знаю, может быть, кулинарный блог завести для души, - смеется она. - Когда я работаю в школе, я все-таки в определенных рамках сжата. А так, если будешь пенсионером, можно уже расслабиться».

Педагог планирует продолжать снимать обучающие видео для TikTok и Instagram уже из дома. Но перед выходом на пенсию она раздумывает выполнить давнюю мечту - купить собственную квартиру в Алматы.

Еще 20 лет назад, когда она переехала в Достык, у нее не было жилья и им с семьей пришлось арендовать маленькую времянку. Через десять лет им дали арендное жилье от акимата.

«Работая учителем, очень сложно насобирать первоначальный взнос на то, чтобы купить квартиру. Все-таки арендное жилье, это же не твое собственное. Просто переживаю куда поехать на пенсию. У меня же мало времени осталось, два года. И вот моя мечта — насобирать первоначальный взнос и купить квартиру в Алматы», – подытоживает она.