На неделе имя главы государства было увековечено в Основном законе страны
5 лиц недели: от Конституции до билбордов
Фото Жанары Каримовой

Маргарита Бочарова, Vласть

Несмотря на то, что прошедшая неделя выдалась короткой, по насыщенности событиями она едва ли уступает прочим. За 4 рабочих дня были окончательно утверждены конституционные поправки, в комитете геологии и недропользования разгорелся небывалый коррупционный скандал, казахстанцам стало известно, чьи облигации покупал ЕНПФ в 2016 году.

Нурсултан Назарбаев, президент

На неделе к своему логическому завершению подошел процесс внесения поправок в Конституцию – глава государства после одобрения конституционного совета поставил свою подпись под законопроектом. Назарбаев незамедлительно поздравил казахстанцев с этим фактом, заявив, что поправки открыли новый этап «нашей суверенной политической истории». Он особо подчеркнул, что нынешние законодательные изменения являются по сути ответом страны на вызовы времени, и поспешил успокоить казахстанцев: «базовым фундаментом Республики Казахстан остается президентская форма правления».

Поправки в Конституцию примечательны еще и тем, что отныне имя первого президента Казахстана закреплено в Основном законе страны. Статья 91 теперь прямо указывает на то, что независимость государства, его унитарность и территориальная целостность, форма правления, а также основополагающие принципы деятельности заложены «Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы». Его статус - наряду со всем перечисленным - является «неизменным», гласит Конституция. Глава государства оценил инициативу парламентариев, отметив, что «это стимулирует, вызывает уверенность и силу для проведения дальнейших реформ в интересах нашего народа».

Базарбай Нурабаев, председатель комитета геологии и недропользования министерства по инвестициям и развитию

В понедельник, 6 марта, главный геолог страны и еще 17 человек были задержаны и водворены в изолятор временного содержания столичного департамента внутренних дел. Все они подозреваются в создании преступной группы, которая организовала «масштабную преступную схему по получению взяток в особо крупных размерах на системной основе от предпринимателей за заключение контрактов на недропользование». Правоохранители задержали Нурабаева с поличным, а затем в пресс-релизе подробно описали «товарно-материальные ценности», которые чиновник получал за лоббирование интересов тех или иных компаний.

Автомобиль марки «AUDI Q7», трехкомнатная квартира в Шымкенте, гостевой комплекс из нескольких домов на территории курортной зоны «Боровое», более $100 тыс. – все это стало собственностью Нурабаева благодаря незаконным схемам при заключении контрактов на месторождения в Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Карагандинской областях. Более того, высокопоставленный чиновник при помощи своего заместителя якобы оформил 30 перспективных месторождений на аффилированные предприятия, проданные впоследствии по рыночным ценам.

Досым Сатпаев, председатель общественного совета при Едином накопительном пенсионном фонде

На минувшей неделе с новой силой разгорелись дискуссии вокруг инвестиционной политики ЕНПФ. Известный политолог, возглавивший работу общественного совета при фонде, обнародовал комментарий Национального банка относительно целесообразности финансирования квазигосударственных компаний за счет пенсионных активов ЕНПФ. Главный финансовый регулятор страны сообщил, что «окончательные решения по направлениям инвестирования пенсионных активов ЕНПФ на 2017 год еще не приняты», на уровне правительства никакой ясности по этому поводу тоже пока нет.

Между тем Национальный банк проинформировал, что в 2016 году пенсионные активы казахстанцев были инвестированы в 15 банков второго уровня на сумму 112,8 млрд тенге со средневзвешенной доходностью 15,5% годовых. Кроме этого, 378,4 млрд тенге из ЕНПФ в прошлом году было направлено на покупку 10-15-летних облигаций квазигосударственных организаций. Большую часть средств получил «Банк Развития Казахстана» (212,5 млрд тенге), далее идут «КазАгро» (68,4 млрд тенге), «Казахстан Темир Жолы» (50 млрд тенге), KEGOC (47,5 млрд тенге).

Мурат Укшебаев, бывший руководитель метрополитена Алматы

На выходных широкий резонанс в социальных сетях вызвала новость о том, что Укшебаев попал под амнистию, благодаря чему неотбытый срок наказания сокращен ровно наполовину – на 3 года 9 месяцев 15 дней. Напомним, в 2015 году он был признан виновным в том, что вместе с сообщниками разработал преступный план действий по хищению бюджетных средств путем завышения стоимости кабельной продукции, закупаемого для строительства метрополитена. Это позволило ему за два года похитить 2,5 млрд тенге. Суд назначил ему девять лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Другое известие, также связанное с действием амнистии в связи с 25-летием независимости Казахстана, вызвало куда больший энтузиазм. По амнистии срок заключения карагандинского учителя Юрия Пака был сокращен на четверть – на 5 месяцев 12 дней. Мужчина был приговорен к двум годам заключения за ложное сообщение о заложенной бомбе, в ноября 2016 года суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы адвокатов осужденного. В четверг, 9 марта, его родственники заявили о наличии у них независимого фоноскопического исследования, согласно которому голос злоумышленника не принадлежит Паку.

Наиль Ахмеджанов, исполнительный директор «BillboardsEmpire»

В пятницу, 10 марта, в мажилисе состоялся круглый стол, на котором представители государства и бизнеса вновь обсудили спорные поправки в законодательство по вопросам рекламы. Круглый стол едва ли привлек большое внимание, если бы не решительные действия властей Алматы по ликвидации сотен уличных билбордов. Обстоятельства возмутительной ситуации мажилисменам поведал алматинский бизнесмен Наиль Ахмеджанов, заявив, что принадлежащие его компании билборды якобы были разом спилены «без суда и следствия» - «только потому, что по решению маслихата они перестали подпадать под формат».

По его мнению, казахстанский рынок наружной рекламы остро нуждается в единых правилах и нормах, которые ни в коем случае не должны регулироваться маслихатами и местными органами власти. Председатель комитета мажилиса по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова также отметила отсутствие каких-либо единых подходов, но и обратила внимание на другую значительную сложность - по ее подсчетам, функционал в той или иной сфере рекламного рынка, по самым нескромным оценкам, принадлежит сразу восьми государственным органам.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики