• 4544
Решение Узбекистана приостановить свое членство в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) связано со многими причинами, однако наиболее существенными являются внутренние разногласия стран-участниц, считают казахстанские политологи.

 

Ирина Галат, Vласть

 

Решение Узбекистана приостановить свое членство в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) связано со многими причинами, однако наиболее существенными являются внутренние разногласия стран-участниц, считают казахстанские политологи.

 

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев обращает внимание в разговоре с Vластью на то, что Узбекистан приостанавливает не только членство в ОДКБ, но также отказывается принимать участие и в других совместных международных мероприятиях, подчеркивая тот факт, что у Узбекистана складываются довольно непростые отношения с другими участниками Организации, особенно, с Таджикистаном.

 

«Довольно сложные и напряженные взаимоотношения сейчас сложились между Узбекистаном и Таджикистаном вплоть до уровня дипломатических перепалок и взаимных угроз. Более того, Узбекистан не принял участие в недавних антитеррористических учениях Шанхайской Организации Сотрудничества лишь только по тому, что они проходили на территории Таджикистана», - говорит он.

 

При этом политолог отмечает, что официальный Ташкент довольно часто выказывал недовольство по отношению к различным проектам ОДКБ. Так, например, Узбекистан выступил против идеи создания Коллективных сил оперативного реагирования, восприняв ее как угрозу своей национальной безопасности.

 

Директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чебатарёв называет действия руководства Узбекистана непредсказуемыми в сфере взаимоотношений с другими постсоветскими странами.

 

 «Если в отношениях со странами дальнего зарубежья у Узбекистана есть определенная предсказуемость, то практически все время с момента обретения независимости Узбекистан не проводил какую-то четкую политику в отношении постсоветских республик», - поясняет он.

 

Российские эксперты в качестве основной причины приостановления членства Узбекистана в ОДКБ называют желание Узбекистана принять на своей территории военную базу США. Однако Досым Сатпаев считает, что нельзя связывать решение Ташкента только с этим. В качестве аргументов он приводит пример Кыргызстана, на территории которого пока еще существует база международной коалиции во главе с США, а также пребывание немецких военных в Узбекистане.

 

«Связывать напрямую приостановление членства и создание военной базы США не стоит, потому что одно другому не мешает. Каждое государство как суверенный участник само определяет, что ему выгодно, что нет. И если Узбекистан решит принять эту базу, то значит, возможно, это отвечает их интересам», - пояснил политолог.

 

Андрей Чеботарев акцентирует внимание на том, что Узбекистан не выходит из ОДКБ, а только  приостанавливает свое участие в нем.

 

 «Видно, что Узбекистан не пытается сразу сжигать мосты. Он выбрал хитрую формулу - приостановить, но не выходить. Значит, ждет каких-то выгод», - говорит он.

 

Политологи сходятся во мнении, что инициатива Ташкента не приведет к развалу Организации и другие страны-участницы вряд ли последуют примеру Узбекистана, однако к негативным последствиям, особенно, в рамках обеспечения региональной безопасности в сфере борьбы с экстремизмом, терроризмом, нарко- и работорговлей это приведет.

 

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 года. Участниками ОДКБ на текущий момент являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики