Read this article in English.
В конце сентября недавно образованный город Алатау получил еще один новый статус – «город опережающего развития». Здесь обещают повсеместное внедрение искусственного интеллекта, оплату криптовалютой и строительство воздушного такси. Жители города пока не заметили изменений к лучшему, многие говорят о бюрократической неразберихе и усугубившихся коммунальных проблемах, но некоторые смотрят в будущее с надеждой.
«Власть» рассказывает, как сейчас выглядит Алатау, и что беспокоит его жителей.
«Газа нет, воды нет, света нет – вот вам и город Алатау»
Алатау формально начинается сразу за южной границей Жетысуского района Алматы. По дороге почти нет указателей, оповещающих о том, что вы въезжаете в новый город. Зато по трассе встречаются таблички с названиями населенных пунктов, которые стали микрорайонами Алатау – всего их 12, а официальная площадь нового города – 88 тысяч гектаров.
По дороге тут и там вспыхивают яркие баннеры, рекламирующие казино Конаева, по бокам проносятся палатки торговцев фруктами и бахчевыми. В какой-то момент среди пустырей показываются разноцветные многоэтажки Gate City, затем за окном авто вновь мелькают поля, редкие частные дома и низкорослые деревья.
Через час из Алматы мы приезжаем в Жетыген – село, на базе которого новый город Алатау образовали в январе 2024, а затем постепенно добавили к нему новые территории.
Жетыген пока не похож на город. На фоне частных домов за заборами, утопающих в еще по-летнему зеленых деревьях, выделяются недавно построенные здания госорганов. Угрюмое новое здание горсуда контрастирует со старым разноцветным детским садом. С дорожных столбов за не слишком оживленным дорожным движением наблюдают новые камеры.
В будний день Жетыген живой: почти на каждом шагу здесь идет торговля, тут и там мелькают мелкие продуктовые магазины с крупными вывесками «Оптовка», во дворах своих домов, судя по ярким вывескам, одни оказывают нотариальные услуги, а другие – принимают металлолом. Но чаще всего – продают бахчевые в палатках на улице.
«Кривой, косой – где вы тут видите город?», – бросает нам пожилая женщина в ответ на просьбу поговорить об изменениях, которые случились здесь за почти два года существования в новом статусе.
Еще одна жительница рассказывает, что поменялась администрация, стали появляться новые здания.
«Кроме этого пока ничего не замечаю. Много всего, что касается документов, теперь можно сделать здесь, не нужно для этого ехать в районный центр. Но что касается города – услуги подорожали, свет. Нам это не нравится», – рассказывает женщина.
Мы останавливаемся в тени у ящиков с арбузами и дынями, которыми торгует 70-летний Курбан с маленькой внучкой Мадонной. Бахчевые они с семьей выращивают на арендованном поле недалеко от города.
Курбан родился в Узбекистане – его бабушку депортировали туда в 44-м году с Кавказа, потом семья переехала в Казахстан.
«В советское время тут был геологический институт. Потом Союз распался, и его убрали из города, это здание так и стоит на центральной площади. Общежития были хорошие тут, гостиницы были. Они все в частные руки попали сейчас», – говорит он.
Курбан рассказывает, что в молодости работал здесь на заводе: «Заводов много было, был трехсменный завод нестандартного оборудования, я сам там работал в 1972 году. В мое время там выпускали вышки, мосты для военных – такими вещами занимались».
Завод вместе с земельным участком за последние годы несколько раз пытались продать, сейчас его арендует частная компания.
Курбан рассказывает, что в Жетыгене есть больница, в которой можно сделать узи или попасть на прием к хирургу, есть и детская больница. Но в серьезных случаях больных отправляют на скорой в поселок Отеген Батыр, находящийся в 40 км отсюда.
«У нас есть большой хороший железнодорожный вокзал. Аэропорт у нас еще, говорят, через два года построят – здесь военные были раньше, теперь забрали и отдали гражданской авиации», – также рассказывает мужчина.
Продавец арбузов задумывается, когда мы спрашиваем о будущем города.
«Говорят, будет строиться… Верится, но долго. Может, лет через 50, 30, 40 – я не знаю. А так, при моей жизни построилась Николаевка (старое название Жетыгена – В.). Здесь было всего три улицы, когда мы переехали сюда – вот эта, Ленина и Мира. Будет, наверное, лучше. Ей, наверное, будет лучше – когда она вырастет», – отвечает он, кивая на внучку.
Мы продолжаем путь, и продавщица в соседней палатке с арбузами и овощами смеется: «Газа нет, воды нет, света нет! Вот вам и город Алатау».
Цифровизация на бумаге
Поодаль от мечети у одноэтажного здания Центра обслуживания населения несколько железных вагончиков, у них небольшая очередь – здесь помогают с государственными услугами на портале электронного правительства. В одной из машин у вагончиков мы встречаем Жанат. Она приехала в ЦОН из соседнего села Даулет, ставшего еще одним микрорайоном Алатау. До этого Даулет относился к Талгарскому району, и ездить с документами в районный центр было сложнее, отмечает она. Но кроме этого позитивных перемен женщина не видит.
«Мы трое – школьные учителя, – говорит она, указывая на своих спутников – двоих мужчин рядом с машиной. – Статус города пока для нас совсем не удобен. Все находится в разных местах: акимат, например, в Коянкусе, отдел образования – в Ынтымаке, там пока нет здания, временно сидят в школе».
По словам Жанат, документы в новом центре обслуживания населения делаются не быстро.
«Там сидят молодые специалисты, мы все еще ждем бумаги. Пока формировки нет, базы – все друг на друга перебрасывают. В правительстве сейчас говорят: без бумаг, все цифровизовано, но это только на словах».
Жанат рассказывает, что после того, как ее поселок вошел в состав Алатау, учителям отменили сельские прибавки к зарплате:
«На уровне города никакой поддержки у нас нет. Нам сократили зарплаты на 25 процентов – это около ста тысяч тенге. В прошлом году из-за этого здесь была забастовка учителей в августе, после этого нам на три года оставили премиальные».
В самом поселке Даулет, говорит Жанат, проблем достаточно: газ вроде подведен, но по факту его пока нет, а электричество часто отключается, при этом за него жители платят частной компании по тарифу вдвое выше государственного.
«Проблема с землей, проблема с водой – нам не хватает воды из центральной канализации, мы из колодцев берем», – делится она.
Из-за того, что село вошло в состав Алатау, по словам женщины, жителям приходится самим менять все документы:
«Вообще, в базе должны были поменять все. Но ничего не поменялось, мы все ходим, меняем. В районе не работает администрация – мы сюда едем, чтобы сделать. Там отправляют сюда, тут отправляют туда, единая база не открывается».
О сложностях из-за смены названия и адреса нам также рассказывает 21-летняя жительница Жетыгена, Салима.
«В 2024 году мы получили статус города, но на самом деле до сих пор путаница, – говорит девушка. – Когда я устраивалась на работу, там потребовали прописать адрес проживания, и я, честно говоря, до сих пор затрудняюсь назвать место своего жительства».
О том, что Жетынген стал микрорайоном нового города Алатау, девушка узнала от знакомых. Она говорит, что никаких официальных объявлений об этом или разъяснений для жителей не было.
Салима также не увидела больших перемен в Жетыгене после смены статуса.
«Я бы сказала, что от статуса города за все это время только одно название. Каких-то значительных изменений я не видела, кроме того, что сразу же практически нам поставили камеры – Сергеки, фиксирующие все. А все остальное изменений не претерпело. Дороги так и остались плохими, вывоз мусора тоже плохой».
Салима также упоминает Жетыгенскую больницу – она, по словам девушки, в плачевном состоянии, поэтому жители либо пользуются частными клиниками, либо ездят в Отеген Батыр.
«Хотя у того же самого Отеген Батыра нет статуса города, но если ты хочешь получить какие-то определенные услуги, тебе нужно поехать туда. Это тоже большая сложность, мне кажется, как минимум в городе должны предоставлять такие базовые услуги человеку», – считает девушка.
Салима также отмечает, что при ухудшении погоды в Жетыгене сразу отключают электричество и воду, кроме того, здесь очень плохой интернет.
Мама Салимы каждый день ездит из Жетыгена на работу в Алматы, а брат – в Отеген Батыр. По ее словам, большинство жителей ездят в Алматы, Конаев или другие поселки.
«Моя подруга училась на гранте по сельской квоте и она должна была отработать грант в селе в течение трех лет, – рассказывает девушка. – Она искала себе работу в школах, садиках, но нигде работы не было. Единственный вариант был ехать в какие-то соседние поселения и там отрабатывать, но туда добираться очень сложно».
Сама Салима сейчас живет и работает в Алматы, но раньше ездила каждый день туда из Жетыгена на учебу. Каждый раз ее маршрут пролегал мимо мусорного полигона у поселка Али, пожар на котором тушили целую неделю в сентябре – во всем Алатау тогда объявили чрезвычайную ситуацию местного масштаба.
«Там все время воняет, летают птицы и мусор везде. Не нужно, чтобы происходил пожар или что-то еще, чтобы мы понимали, что на самом деле это экологическая катастрофа», – говорит Салима. Но, по словам девушки, жители области привыкли к тому, что свалка периодически горит.
Салима говорит, что видела макет будущего города Алатау: «Хочется верить в лучшее, потому что в некоторых местах на окраинах Жетыгена до сих пор нет воды, интернета, дорог нет – это элементарные вещи, какой-то базовый минимум, который еще не достигнут».
Однако вместе с надеждой многие испытывают тревогу из-за того, что неизвестно, как конкретно будут реализованы все эти большие планы.
Чтобы спросить, как будут решаться проблемы города, мы идем в акимат Алатау. Но там мы узнаем, что в нем расположено всего лишь несколько управлений, а сам аким города находится в другом акимате, в поселке Коянкус. Мы выезжаем туда и сразу находим акимат, пока похожий скорее на современное складское помещение, но договориться об интервью с акимом не удается.
По пути в Алматы мы останавливаемся у жилых комплексов Gate City. ЖК образуют несколько закрытых дворов с сетчатыми заборами, куда просто так не пройти.
32-летний Дастан живет здесь с семьей уже два года. Мужчина рассказывает, что детского сада в районе пока нет, поэтому маленькую дочь приходится возить в садик в Алматы. Дастан сам прописан в Алматы – туда же его семья ездит, если нужно в поликлинику или больницу.
«А если нужно ехать в ЦОН, куда вы едете?», – спрашиваю.
«Никуда не ездил. Но он находится в Жетыгене…», – отвечает мужчина.
По словам Дастана, однокомнатную квартиру здесь он купил за 18 млн тенге.
Другие жители, с которыми нам удается поговорить, жалуются на коммунальные проблемы.
«То нет света, то воды, а если есть свет и вода, то пахнет канализацией», – говорит продавщица самого популярного в районе магазина Beybarys. Магазины в Gate City в основном расположены в подвальных помещениях без окон, и при частых отключениях света они погружаются в полную темноту.
В сентябре жители Gate City вышли на стихийное собрание из-за того, что в жилых комплексах уже месяц не было горячей воды, и с приближением холодов было неясно, подключат ли отопление. Акимат тогда сообщил, что застройщик должен был подключить дома к постоянным внешним инженерным сетям, но не сделал этого, а затем сам принял решение остановить работу котельной.
Отдел ЖКХ города Алатау предложил застройщику подключить дома к государственной котельной, которая уже есть, но компания отказалась взять на себя эти расходы. Тогда в акимате рекомендовали жителями требовать горячую воду у застройщика и самим обратиться в суд, если компания откажется.
Большие планы для узкой общественности
В середине августа и начале октября в школе в микрорайоне Ынтымак презентовали проекты детальной планировки некоторых участков будущего Алатау.
В августе на презентацию пришло только семь человек – объявление опубликовали вечером за день. Немногочисленные жители жаловались на то, что когда в Ынтымаке начали строить завод Pepsico, электричество и воду стали часто отключать.
«Сейчас эти Pepsi, Lays строят [завод] и новостройки – по нашей дороге ездят. Мы сколько к акимату обращались, нам дорогу сделали какую-то? Нашу дорогу уже убили они. В день сколько раз машины ездят», – говорила жительница Ынтымака.
Пожилой мужчина, также жаловавшийся на коммунальные проблемы, вскоре ушел – он думал, что здесь будут обсуждать проблемы поселка с администрацией.
Одна из учителей сказала, что жителей не известили о собрании должным образом, поэтому почти никто не пришел: «По этим вопросам надо [предупреждать] хотя бы за день. А то нам в восемь часов вечера сказали. Нужно заново провести собрание, так нельзя».
Еще двое школьных учителей хотели уйти, потому что зашли по ошибке, думая, что это школьное собрание, но Ренат Хайрулин, представитель компании, проектировавшей планы – ТОО Almaty Region Master Plan – попросил их остаться.
Хайрулин рассказал, что покажет «первоочередные территории развития» Алатау – они свободны от застройки и на них не предполагается сноса. Он представил семь участков.
Первые два расположены практически на побережье Капшагайского водохранилища, один участок включает песчаную косу, где уже существует центр автомобильного отдыха. Этот участок, по словам Хайрулина, станет будущим туристическим центром города Алатау. «На побережье данной территории будут размещены крупные отели», – также рассказал он, добавив, что тут планируются и жилые комплексы, и торговые центры.
Участок между селом Косозен и Капчагайской трассой планируется обустроить в индустриальную зону. «Сразу скажу, что крупных заводов с дымящими трубами негативно влияющих на экологию города, здесь не предусматривается, здесь больше предусматриваются крупные складские, логистические центры, различные цеха для малого и среднего бизнеса», – уточнил Хайрулин.
Кроме того, проектировщики представили план будущего университетского городка. Здесь уже расположен действующий центр космической связи, в будущем кроме университетов тут планируется больница и пищевые производства. «Мы постарались, и авторы генплана также постарались, чтобы предприятия были с самым низким классом вредности для населения, поэтому санитарно-защитные зоны здесь минимальные, выбросы тоже в будущем должны быть минимальные», – заверил Хайрулин.
Еще одна индустриальная зона площадью около 400 гектаров расположится на участке к юго-западу от Байсерке, здесь разместят логистические центры и производственные предприятия. Большой частью участков на этой территории уже владеет частная компания Integrity Logistics – ее учредителями выступают девелопер Юрий Цхай, компания бывшего вице-министра торговли и интеграции Азамата Аскарулы – Advanced Business Solutions LTD., а также компания Андрея Кима Core Industries Limited и Lancaster Holding, среди учредителей которого – Гульнара Досаева, супруга замглавы администрации президента Ерболата Досаева. Также индустриальная зона планируется севернее Косозена, и еще одна – в районе микрорайона Даулет.
В октябре на такую же презентацию пришло почти вдвое больше людей, некоторые – жители поселков, которых должны коснуться изменения. Несколько человек ушло, услышав планы, касающиеся только своих поселков.
На этой встрече Ренат Хайрулин показал планы еще четырех районов. Первым презентовали план индустриальной зоны вокруг поселка Жанаарна, которая не затрагивает его территорию – здесь расположатся автосборочные заводы и предприятия, связанные с беспилотной авиатехникой. Мимо этой зоны, по генеральному плану, должен будет проходить легкорельсовый транспорт. Центральный спортивный стадион города Алатау планируют расположить на юге от села Коктерек. Здесь также появятся больницы, университетские городки и общежития.
Хайрулин также показал, как будет выглядеть деловая часть Gate City, где разместят бизнес-центры, административные здания, финансово-деловой центр, жилой район, конференц-залы, галерейный центр и аллеи. Затем он презентовал планы дальнейшей застройки жилых кварталов Gate City, часть из которых уже построена – на пустующем сейчас участке появится торговый центр со станцией ЛРТ, детская школа искусств, библиотека, пожарное депо, семь школ, пункт полиции и новые кварталы жилой застройки со зданиями до 16 этажей. Между Gate City и Ынтымаком появится большая парковая зона, а мимо трассы Алматы-Конаев проложат дорогу-дублера, чтобы жители могли передвигаться по району, не выезжая на трассу.
У жителей, тем не менее, возникали вопросы о территориях, на которых уже есть строения. Председатель садоводческого общества из дачного массива «Механизатор» попросил детально рассказать, что по генеральному плану будет на месте их домов.
По его словам, сейчас жителям отказывают в оформлении документов, ссылаясь на генеральный план города Алатау, но при этом проектов детальной планировки этой местности еще нет.
«Сейчас ни АПЗ (архитектурно-планировочное задание – В.) не выдается, не узакониваются дома. Мне интересно, что в водоохранной зоне будет происходить в строительстве?, – спросил он. – Угрожают сносами, расширением улиц. Но там просто так никто не даст расширить улицы. А тем более строить, если пол штыка и вода».
«Здесь я вам, к сожалению, не могу сейчас ничего сказать. Вы, наверное, лучше в управление архитектуры обратитесь в Алматинской области», – ответил Хайрулин.
«По генплану вас здесь быть не должно»
Подробнее о проблеме дачных массивов нам рассказывает юрист Ариндия Исхакова. По ее словам, изначально «Механизатор» и несколько других соседних кооперативов взаимодействовали с акиматом Байсерке, хоть и не принадлежали к населенному пункту юридически, да и сам акимат не особо вмешивался в дела кооператива.
«То есть, электричество мы себе сами проводили, дороги сами ровняли, воду сами проводили. Все документы мы делали в Илийском районе», – рассказывает Исхакова.
В январе 2024 года, одновременно с созданием Алатау, дачи присоединили к населенным пунктам.
«В этот момент происходит какой-то сбой, и наша часть массивов – не только «Механизатор», но и другие кооперативы рядом – оказываются одновременно и в генплане Алатау, и в генплане Байсерке», – рассказывает Исхакова.
В это время в Илийском районе перестают принимать документы жителей массивов, их начинают отправлять в Алатау, где еще даже нет ЦОНа, и на несколько месяцев все вопросы с документами для них остановились.
«И это при том, что за вот эти два-три месяца население нашего массива еще умудряется поучаствовать в выборах акима Байсерке», – добавляет Исхакова.
В июле прошлого года жителям сообщили, что они все же относятся к Байсерке.
«Люди, которые не могли оформить участки и дома, подключить газ, идут в Илийский ЦОН, успешно решают свои вопросы, земельная комиссия согласовывает архитектурные и земельные проекты», – говорит юрист. Но в середине октября прошлого года жителям неожиданно начали приходить пуш-уведомления с eGov о том, что изменился адрес недвижимости – теперь они в составе города Алатау.
«И произошла такая проблема, что у людей зависли все земпроекты, заключения земельных комиссий, все документы, которые выдавались Илийским районом. У этих документов срок действия ограниченный, и сделать все это заново в Алатау тоже невозможно, потому что ПДП (планов детальной планировки) большей части до сих пор нет, а генплан пока абстрактный, никто не ходил, до координатов, границ не замерял, и режим оформления земель в городе существенно отличается», – говорит Исхакова.
По ее словам, дачный массив существует с 80-х годов, сейчас в нем постоянно проживают около 700 человек.
«И не все люди при приватизации узаконили, кто-то дом построил и не узаконил, есть люди, которые в третьем-четвертом поколении могут жить по дачным книжкам 80-го года», – говорит она.
Когда жители обращаются в акимат Алатау, чтобы оформить нужные документы, они получают отказы.
«Но не потому что у акимата нет полномочий выдавать землю, а потому что это не соответствует генплану. А проверить мы это никак не можем, потому что качественного генплана нет, всё, что есть в открытом доступе, при увеличении расплывается, прочитать, что там планируется, никак невозможно», – поясняет Исхакова.
Устно жителям говорят, что на этом месте по генплану должна быть рекреационная зона. На тех фрагментах генплана, которые жителям удалось разглядеть, «Механизатор» и следующий за ним кооператив действительно отсутствуют.
Кроме того, людям отказывают из-за того, что они получили заключение комиссии в тот период, когда было не до конца понятно, относится ли дачный массив к Байсерке или Алатау.
«И люди сейчас боятся, что таким образом можно признать незаконным все, что узаконилось в тот момент, это огромное количество участков и домов. И если это признают незаконным и будет какой-то снос, то понятно, что ничего не заплатят, либо заплатят как за стройматериал. И люди в такой пассивной панике», – говорит Исхакова.
По ее словам, сейчас двое жителей пробуют узаконить свои дома и участки через суд, но пока неизвестно, каким будет исход. При этом на последней встрече в акимате им сказали, что кооператива на этом месте не должно быть из-за того, что он расположен под чашей озера, и это создает опасность для людей, но речи о сносе в ближайшее время не шло.
«Легче жить в степи, чем на границе»
На выходе после обсуждения проектов детальной планировки мы знакомимся с Айгуль и Марией (имена изменены по просьбе героев – В.), жительницами Коянкуса – микрорайона города Алатау, граничащего с Алматы.
«Наша улица Сералина – ее верхняя часть – это город Алматы, а нижняя – это город Алатау – поселок посёлком. Легче жить где-то там в степи, чем на границе, потому что когда ты бежишь к городскому акимату, он тебе говорит: это область. Ты бежишь в область, тебе говорят: это город. Новый акимат у нас в Коянкусе, но тем не менее в основном все делается в Жетыгене, а у нас в Коянкусе ничего не делается», – говорит Айгуль.
Айгуль и Мария рассказывают, что на весь Коянкус сейчас работает всего две школы – одна старая, двухэтажная и маленькая, где дети учатся в три смены, и большая на 900 мест, которую построили около десяти лет назад, но в ней проблемы с отоплением.
«Мы, если честно, очень все удивлены тому, что школа в зимний период не отапливается. Она топилась углем, но уголь такое большое здание не тянет. И уже много раз возмущались по этому поводу, один раз приехала комиссия, и именно в эти дни закупили солярку, протопили ее хорошо, а потом у них пошло по-старому», – говорит Айгуль. Сама женщина возит детей учиться в Алматы.
Айгуль переехала в Коянкус в 2012 году, и уже тогда ей говорили, что тут будет строиться Gate City.
«Конечно, с одной стороны это радость, что мы будем городом, что наконец-то у нас сделают дороги, не будет выключаться свет, появится питьевая вода, – говорит она. – Но мы немного испытываем страх – что будет застраиваться и как, не повлияет ли это на нашу эко-зону, не нарушится у нас роза ветров?».
Мы проезжаем по дороге, на которой нет пешеходных переходов, а по краям – нет тротуаров и освещения, а затем сворачиваем на проселочную дорогу, которую жители общими усилиями засыпали, сами закупая для этого материалы. Идет дождь, и дорога размывается под колесами машины, которая то и дело проваливается в ямы. Эту дорогу власти не могут отремонтировать из-за того, что сначала нужно провести водопровод. Пока его нет, жители вынуждены брать воду из скважин.
В нижней части, рассказывает Айгуль, дороги, остановки и арыки делал акимат Жетысуского района Алматы, несмотря на то, что это уже не его территория, а город Алатау – жители очень просили.
Мы выезжаем на пустырь, где по планам должны вырасти жилые кварталы, парковые зоны и больницы. Мария рассказывает, что сейчас в Коянкусе нет ничего для детей – ни детских площадок, ни секций. Из административных зданий на обратном пути мы проезжаем только акимат и школу. Здесь мы прощаемся, и Айгуль уезжает, чтобы отвезти сына на спортивную секцию в Алматы.
***
В октябре аким Алматинской области Мурат Султангазиев встретился с жителями Алатау. На этой встрече они говорили о тех же проблемах, которые не решаются годами: плохие и небезопасные дороги, нехватка врачей, отсутствие пожарных служб и банков, невозможность узаконить землю. В конце встречи аким констатировал, что несмотря на статус города, старые проблемы остались, а специальные сельские программы, позволяющие привлекать недостающих специалистов, уже не действуют. Тем не менее, аким обещал, что со сменой статуса и созданием специального фонда финансирование для Алатау будет выделяться быстрее.
Поддержите журналистику, которой доверяют.