Море
В проекте «Море» Vласть рассказывает о фильме, его создании, о том, кто еще обращался к этой теме в культуре и искусстве, а также о том, почему так важно спасти Арал.

Завтра «Завтра море»

Тимур Нусимбеков

Фото автора

В начале августа на международном кинофестивале в Локарно состоялась мировая премьера документального фильма «Завтра море». В начале ноября в тех местах, где когда-то располагался крупнейший порт Аральского моря и где сейчас функционирует населенный пункт Аральск, состоялся открытый кинопоказ фильма о героях этих мест и об этом пространстве из пустынь, соли, верблюдов, обглоданных кораблей и призраков исчезнувшего моря.

В четверг, 17 ноября, в кинотеатре «Арман» в программе фестиваля авторского кино Clique Fest состоится казахстанская премьера документальной картины «Завтра море».

Этот год был богат на важные проекты в культуре и актуальном искусстве Казахстана - спектакль «Ұят» Галины Пьяновой и эко-проект AUA Аси Тулесовой, арт-проекты Саида Атабекова и Куаныша «Кубы» Базаргалиева, концептуальные паблик-арт работы Паши Каса и Асхата Ахмедиарова, кинокартины «Раненый ангел» Эмира Байгазина и «Чума в ауле Каратас» Адильхана Ержанова, новые композиции южанина Галымжана Молданазара и музыкальный прорыв северянина Адиля Жалелова (больше известный как Scriptonite). То, что наконец завтра вечером произойдет в кинотеатре «Арман» - не просто важное, а беспрецедентное событие для культуры нашей благословенной страны. Эта картина в концентрированной форме свидетельствует не только об одной из главных антропогенных экологических катастроф в истории homo sapiens, но также прольет свет на многие процессы как в далеком Аральске, так и в обществе и в современной культуре Казахстана.


Мне кажется, для историографов, антропологов и культурологов будущего - как вышеобозначенные явления (от «Ұят» до Скриптонита), так и документальный фильм «Завтра море» - станут одними из важнейших и ключевых кейсов для осмысления конкретных героев, конкретного пространства и во всех смыслах конкретного времени. Со всеми его ранеными ангелами и уятмэнами, с районами и каратасовской чумой, с митингами и разгонами, с Таразом и Аральским морем под саундтрек из мешанины звуков и ритмов - павлодарского хип-хопа, песни «Өзің ғана» и завываниями колючего ветра который поднимается с такырного дна, где позавчера еще плескались бирюзовые волны и еще вчера Виктор Цой поднимался на палубу пустынного ржавого корабля.

Завтра впервые на казахстанском киноэкране будет демонстрироваться документальный фильм сделанный не в традиции советской кинохроникальной школы или «пост-советской» казахстанской, а под значительным влиянием европейской и американской школ документального кино. И дело не только в том, что в группе Суворовой помимо казахстанских кинематографистов, присутствовали европейские специалисты (оператор - Евгений Шлегель, продюсеры - Штефан Гробэ, Анна Вильгельми; со-автор идеи проекта - Йоханнес Вальстром). Сама Катерины Суворова неоднократно говорила в своих интервью и частных беседах о влиянии и харизме режиссера Вернера Херцога, культовом германо-американском режиссере и monstre sacré западного документального кинематографа. В 2015 году Суворова познакомилась с ним и прошла программу авторского воркшопа Вернера Херцога. До погружения в европейски-американские культурные пласты, Катерина Суворова успела отучиться в алматинской Академии искусств и на Высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве. Комбинация из отечественных наработок в кинодокументалистике, пост-советской и западной киношкол, сформировали у режиссера стиль, который она закрепила в своей самой масштабной, длительной и многослойной картине в своей творческой карьере.

Пересказывать сюжет кинокартины - преступление перед режиссером и кинотеатром. Поэтому, я могу вам сказать только то, что если вы обменяете 1200 единиц нашей многострадальной валюты на билет на фильм «Завтра море» в «Армане» - вы увидите не только то как выглядит пространство пережившее и переживающее одну из самых чудовищных экологических катастроф в истории человечества. Вы увидите истории людей, наших сограждан, умудряющихся не только выживать в этих суровых обезвоженных землях. Эти люди имеют энергию и веру для того, чтобы биться за каждый клочок земли и отвоевывать у этого постапокалиптического пустынного ландшафта землю для цветов и деревьев, как это делает один из героев картины - ветхий аксакал с библейскими морщинами и стальным характером. Или каждое утро собирать несколько пригоршень Н2О для того, чтобы изучить и понять динамику изменений состава воды, самого дефицитного элемента этих мест - как это делает хрупкая девочка-гидробиолог, еще одна героиня этой истории. Или в перерывах между распиливанием цоевских кораблей, пофилософствовать о природе и причинах развала Советского Союза - как это делает пират Аральского моря, еще один герой фильма. Посмотрев этот фильм, возможно, вы в буквальном и фигуральном смыслах поймете, как трансформируется метафора о «соли земли» со времен Нагорной проповеди до наших дней. С завтрашнего дня мы, алматинские кинозрители, получим возможность лицезреть с экрана - не только рыбаков без рыбы, и корабли без матросов и моря, но и людей, которые все еще верят, что однажды море все-таки вернется. Завтра «Завтра море».

С 17 ноября начинается отечественный показ документальной картины «Завтра море» в кинотеатре «Арман»

За помощь в подготовке материала и поездку к Аральскому морю автор благодарит киногруппу Катерины Суворовой, команду Etage + Stil, а также киноцентр «Арман», единственный кинотеатр в Республике Казахстан предоставивший время и место для показа документальной картины «Завтра море»