Егор Соболев, глава Люстрационного комитета Украины: «Снайпер в Киеве хотел, чтобы люди по обе стороны баррикад озверели»

Зарина Ахматова, Vласть

Вчера маховик глобальной информационной войны вокруг Украины, совершил еще один виток: произошла «утечка» записи телефонного разговора между главой МИД Эстонии Урмасом Паэтом и верховным представителем ЕС по внешней политике — Кэтрин Эштон, в беседе Паэт говорит о снайпере в Киеве, стрелявшем в обе стороны.

Позже версии некоторых СМИ о том, что этот разговор — «доказательство» того, что снайперы были наняты «новой коалицией» были опровергнуты. Паэт, пояснил на экстренном брифинге, что лишь пересказывал одну из версий случившегося. Вчера вечером в телефонном интервью Vласти Егор Соболев, несколько дней назад избранный на пост главы Люстрационного комитета в новом правительстве Украины прокомментировал события, к которым в последние месяцы приковано внимание во всем мире.

V: Егор, несколько часов назад на YouTube попала запись дипломатического разговора и тут же стала хэдлайном всех мировых СМИ. Можешь ли ты прокомментировать версию о снайпере, нанятом оппозицией, и то, почему она сейчас зазвучала?

Егор Соболев: Скажу так — я уверен, что во время противостояния между гражданами Украины и бывшим президентом все время была третья сторона, которая пыталась разжечь этот конфликт, это было не только в те дни, когда убивали людей. Это было и до этого. Как только создавалась ситуация, когда были возможны переговоры и договоренности, обязательно случалось что-то, что срывало мирный процесс и переводило все это в режим противостояния. Я скажу больше, мне кажется, снайпер, который по очень многим наблюдениям, действительно был и стрелял в обе стороны — имел вполне конкретную цель: разжечь противостояние и сделать так, чтобы и мы, и бойцы «Беркута» озверели. Вопрос теперь в том, чей это был снайпер? Кому выгодно, чтобы в Украине лилась кровь между активистами Майдана и сотрудниками милиции, защищавшими в тот момент президента?

Есть очень важная другая история, которая может пролить свет на этот вопрос и привести к большему пониманию. Телеканалы зафиксировали двух женщин, которые все время перемещаются по областям Украины и играют роль то беженцев в Крыму, то харьковских любителей России, то жителей Донецка, которые выступают за союз с Россией. Эти же самые женщины найдены на видео, на котором запечатлено, что несколько недель назад они приходили, как коренные киевлянки, разбирать баррикады. К чему я веду — я уверен, что этой третьей стороной, которая пыталась усилить противостояние, сделать его кровавым, могла быть спецслужба РФ, по очень простой причине — именно России было выгодно сделать конфликт кровавым, показать, что мирные демократические революции невозможны, что любое противостояние всегда приведет к смертям. С их точки зрения, это должно было перейти в простое противостояние Восточной и Западной Украины, что они, собственно говоря, и пытаются сейчас сделать в Крыму и Донецке, в Харькове. Другое дело, что это не срабатывает, как и не сработало это на Евромайдане. Что случилось 20 февраля, когда снайпер убил особенно много беркутовцев — это был первый день, когда снайпер начал в них стрелять — за одно утро у них было 20 людей раненными и трое погибшими. Они просто убежали.

V.: Тем не менее, тобой озвученная риторика все время звучала почти во всех западных СМИ, а теперь — такой поворот, ты ожидаешь очередного информационного «боя» и эскалации напряженности?

Е.С.: Оговорюсь еще раз — по моему мнению, за противостоянием в Украине все время стояла российская спецслужба и то, что мы сейчас наблюдаем в Крыму, и то, что мы видим по российским каналам, это иначе как войной нельзя назвать, в том числе информационной войной. Я хорошо понимаю, почему российские спецслужбы это делают. Перемены в Украине подрывают основную идею, на которой существует много уже лет Российская Империя, идея проста — граждане государства — несмышлёные, капризные, опасные дети, которым нельзя быть самостоятельными, у них должен быть строгий отец — государство, он должен все за них решать. Государство может быть несправедливым, может их обижать, бить, обкрадывать, но без государства — будет еще хуже. Они не смогут сами жить — передерутся, перестреляют друг друга, сожгут дом, и так далее. То, что произошло у нас — подрыв этой идеи, поглядите — граждане могут сами собраться, жить по-другому, по-новому. Более того, если государство начинает их угнетать, запугивать расстреливать, сажать в тюрьму, они могут противостоять этому и победить. В этом смысле Кремль борется не за Крым, не за Донецк и точно не за Януковича, они борются за себя.

V.: Эта опасность — она реальная?

Е.С.: Посмотрите, сейчас в России началось много разговоров, особенно среди просвещенной интеллигенции, в которых они говорят, какие украинцы молодцы, как они хорошо самоорганизовались, как они управляются с политиками, как они дают отпор тирании. Хуже того, это переместилось в другие социальные группы. Я думаю, самая большая угроза Кремля случилась на хоккейном матче Спартак-ЦСКА, где болельщики начали скандировать: «Слава Украине! Героям слава!». И когда российские националисты начинают восхищаться демократической революцией в Украине, то это ставит вопрос: как долго российская власть продержится? Вот с чем борется ФСБ и Владимир Путин. И, конечно, разговоров будет много, информационных провокаций будет много — они будут показывать, что мы поедаем друг друга живьем, стреляем на звук русской речи. Какие только ужасы не придумает Первый канал, на самом деле рекомендую каждому приехать на Майдан и посмотреть, что это такое.

V.: Ты возглавил Люстрационный комитет, созданный несколько дней назад. Я сейчас вижу, что ведется работа, приглашаются общественные деятели для обсуждения соответствующих законопроектов, вырабатываются правила. Начат ли процесс? Определены ли принципы, по которым будет работать люстрационная комиссия?

Е.С.: Я расскажу о трех принципах, которые мы считаем базовыми. Первое — люстрация должна быть по закону, нужны законодательные акты о люстрациях, это не должно быть так, что какой-то комитет составляет списки и решает, кого «миловать», а кого — нет. Во-вторых, люстрация должна быть прозрачной — все должны понимать, почему и за что этим людям запретили занимать государственные должности или баллотироваться на выборные посты. В-третьих, люстрация должна начаться с тех людей, которые организовали террор в последние месяцы — с Виктора Януковича и его окружения, а также судей, которые бросали людей за решетку, понимая, что это обычные люди, а не какие-то преступники с гранатометами и танками.

V.: Люстрировать планируется только чиновников? А что с милицией? С теми, кто стоял в оцеплении?

Е.С.: Люстрация в первую очередь должна концентрироваться на высших должностных лицах и правоохранительных органах. В том числе, и на вершителях правосудия.

V.: Поскольку у тебя очень загруженный график, и этот разговор с трудом удалось осуществить, задам последний вопрос, но больше личного характера. В прошлом году, ты ушел из журналистики, оставив пост главы агентства журналистских расследований, сказал, что разочаровался в «теории малых дел», активно стал заниматься общественной и политической деятельностью. Не жалеешь?

Е.С.: Я желаю каждому поколению пережить то, что мы пережили. Мы очутились в удивительном времени, когда обычные люди за считанные недели превратились в граждан с большой буквы, очень ответственных, очень любящих друг друга, очень патриотичных, готовых умереть за свою страну. И самое главное — мы побеждаем, у нас получается отстаивать наши принципы, наши идеалы, ведь как это ни пафосно звучит — Майдан стоял за идеалы. Люди вышли, боролись, отдавали свою жизнь за принципы. Я повторюсь — дай Бог каждому очутиться в таком времени и участвовать в таких событиях.

Справка Vласти:

Егор Соболевжурналист, общественный деятель, глава Люстрационного комитета Украины (с февраля 2014 года), комендант Евромайдана

Родился 26 февраля 1977 года в г. Краснодаре Российской Федерации. В 1995 г. Окончил факультет Истории и социологии Южно-Сахалинского педагогического института. В 1995 году переезжает на постоянное место жительства — в Украину.

В 1996 г. — корреспондент газеты «Фемида-пресс» (Донецк). С 1997по 1998 гг. — корреспондент газеты «Киевские Ведомости». 1998-2002 год — шеф-корреспондент информационного агентства «Українські Новини». 2002 гг. -. 2004 г. — лидер Киевского независимого медиа-профсоюза. 2003-2005 — политический консультант Международного центра политических исследований (МЦПИ). С 2005 года работает модератором главной новостной программы на «5 канале». С февраля 2005 г. — редактор отдела журнала «Корреспондент».

С февраля 2006 — лидер общественной организации «За профессиональную журналистику». В августе 2008 г. создает независимое бюро журналистских расследований «Свідомо»

С 2006 по 2008 гг. Егор Соболев преподает авторский специализированный курс про давление на медиа в шести Университетах Украины. С ноября 2007-2008 гг. — участник кампании «Не продаемся» против коррупции на телевидении. В 2005 году Е.Соболев номинировался на звание лучшего журналиста национальной премии «Человек года», а в 2006 году стал выдвиженцем на телевизионную премию «Триумф».

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики