Доказательная всепогодность

При температуре минус 13 градусов и относительной влажности 85% в Москве состоялся первый в России зимний велопарад. Наш автор и убежденный велосипедист Александр Габченко принял участие в этом знаковом событии.

Накануне велопарада в Москве синоптики объявили неблагоприятный прогноз погоды и рекомендовали москвичам 9 января вообще лишний раз не выходить из дома. В России это называется «оранжевый уровень опасности погоды».

Несмотря на такой прогноз, утром за полтора часа до старта на Фрунзенской набережной Москвы-реки я обнаружил заметное оживление. Велолюбители стекались со всех сторон, выныривая из переулков и метрополитена, прикатывая по пустынным субботним проспектам.

Метеорологические условия, по моим ощущениям экстремальными не назвать. Холод переносится терпимо.

С неба лениво падает мелкая снежная крошка. Проезжая часть убрана, ни льда, ни гололеда. Лишь только ветер изредка докучал порывами.

Пока я ожидал подвоза заказанного для себя в прокате велосипеда, разглядывал чужие, общался с владельцами. Москва — огромный рынок сбыта и, наверно, поэтому представлены самые разнообразные типы велосипедов, от простых городских моделей до одноколёсных унициклов и фэтбайков, приспособленных к тяжелому, снежному бездорожью.

Среди владельцев не меньшее разнообразие. Некоторые используют велосипед как транспорт круглый год. Многие решились поехать зимой на велосипеде впервые. Кто-то приехал развлечься на новогодних каникулах, а кто-то всерьёз радеет за развитие велотранспотной инфраструктуры Москвы.
Основная цель первого зимнего велопарада, заявленная организаторами, проектом Let's Bike It — демонстрация возможностей зимнего передвижения на велосипеде и поддержка развития соответствующей инфраструктуры. Добиться разрешения на проведение такого мероприятия в мэрии Москвы удалось с нескольких попыток. Маршрут парада неоднократно менялся и не публиковался до самого последнего момента.
Я сам, как и все участники, узнал о том, что нам предстоит проехать 14 километров по набережным Москвы, мимо Кремля, через Китай-город к Славянской площади и обратно, непосредственно перед стартом. Как раз накануне думал, что неплохо бы найти время посмотреть скандально известный памятник Петру Первому работы Зураба Церетели. А тут оказывается, маршрут велопарада - практически экскурсия по историческому центру с отличными видами на Петра, Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного и собственно Кремль.

Старт назначен на полдень. Ведущий на сцене разогревает собравшихся танцевальным флэшмобом. Я, наконец, получил свой роскошный, воронёный круизёр, настроил под себя сидение и выехал немного раскататься и приноровиться к непривычной системе управления. Людей заметно прибавилось, перед сценой уже откровенно тесно.

Ведущий вновь повторяет правила парада: не обгонять, не подрезать, ехать со скоростью не более 12-14 км/ч. Это не велогонка, здесь не нужно торопиться и показывать мастерство. Затем на сцену поднимается лидер оргкомитета Владимир Кумов и, напомнив цели парада, даёт старт!


Участники Первого Московского зимнего велопарада неспешно трогаются в путь и среди длинной вереницы велолюбителей, я выезжаю из поворота на Фрунзенскую набережную. По левую руку давит монументальностью здание Министерства обороны СССР, по правую — льды Москва-реки крошит речной ледокол. Впереди вздымается Крымский мост, за ним маячит церетелевский Пётр.

Прислушиваясь к разговорам, плавно маневрирую, объёзжая одних, других, а заинтересовавшись беседой «присаживаюсь» на линию к двум москвичам на стильных великах. У одного с фиксированной передачей, у второго ретро, пригляделся, марки Schwinn. Мой круизер этой же фирмы. Нашлась общая тема для дискуссии, потом вторая, третья. Мы разговаривали больше половины маршрута. Москвичи оказались весьма вовлечёнными в тему городской велосипедизации. Оба иногда передвигаются на велосипеде зимой, оба хотели бы делать это чаще, при наличии подходящей вело инфраструктуры. Основной объект критики - жидкая грязь на московских улицах. Она есть здесь в любой мороз, потому что и тротуары и проезжую часть обильно посыпают реагентами...

Когда мы проезжали мимо Кремля в направлении финиша, мне пришла в голову мысль, - интересно, каковы шансы проехаться велопарадом вокруг Ак-Орды?! Вопрос, понятно, риторический. Ответа не требует.



Завершились 14 километров зимнего велопарада, у той же сцены в точке старта. Колонну сопровождала карета скорой помощи. Я уточнил, с обморожениями к ним не обращались.

По оценкам российских телеканалов ехало от 3 до 5 тысяч человек. Это меньше чем в теплое время. Сентябрьский парад собрал более 20 тысяч участников. Однако, по мнению велолюбителей, с которыми я пообщался после финиша, независимо от количества пришедших, важен сам факт проведения зимнего велопарада.
Сергей Смирнов: «Первый зимний велопарад удался, нас было очень много - я скептически относился и не думал, что так много велосипедистов будет участвовать зимой. И это хорошее достижение организаторов. Ну, молодцы и те, кто не побоялся морозов и приехал на велопарад».

Николай Миляев: «Я считаю, что Москва - очень большой город, в котором не хватает пространства и свежего воздуха, поэтому ездить на машине без надобности, занимая эти крайне дефицитные ресурсы, должно быть невыгодно. Но наземный общественный транспорт тоже имеет кучу недостатков (стоит дорого, время ожидания часто непредсказуемо, подвержен пробкам). Поэтому, по-моему, очень перспективным решением является портативный личный транспорт, в качестве которого может быть и велосипед, особенно складной, на котором можно добраться до метро или электрички. Получается сравнительно быстро, дёшево и не подвержено пробкам».

Многие считают, что велосипед сугубо летний вид транспорта, а зима в Москве долгая, поэтому велосипеды - плохое решение для Москвы. Этот велопарад послужил борьбе с этим вредным предрассудком. Спасибо организаторам и людям, помогавшим в проведении велопарада!

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые