Улан Бигожин родился на севере Казахстана, в Целинограде, в семье целинников. Папа по первому образованию был инженером, но очень любил историю. В детстве семья часто переезжала — например, жила в Степногорске, где Улану в библиотеке случайно попалась книга Булата Джандарбекова «Томирис» — так появилась мечта стать археологом и исследовать Иссыкские курганы. В 1991 году семья переехала на юг, в город Чу, так Улан попал в среду, где преобладал казахский язык и казахско-советская культура. Он убедился в том, что Казахстан — разноликий и мультикультурный. Это одна из основных задач антропологов: исследовать разнообразность и сложность человеческой культуры, показывать разные краски и смыслы одного и того же понятия, рассматривать его в разных местных контекстах. Опираясь на свои исследования, антрополог может показать и объяснить, почему у каждого свой «Казахстан».
Сейчас Улан Бигожин преподает в Назарбаев университете, исследует сакральные места и суфистскую культуру, в том числе на севере Казахстана, в Павлодарской области — в регионе, который у большинства ассоциируется больше с советской и меньше с мусульманской культурой.
Рассказываем в нашем материале о том, почему Amazon и Google нанимают на работу социальных антропологов, зачем ехать в Университет Индианы в США, чтобы изучать культуру Центральной Азии, как через мазары можно исследовать не только вопросы религии и нации, но и капитализм и государственную политику, и к чему приводят гендерные стереотипы в обществе.
Поступил на исторический, но не стал археологом
Я окончил среднюю школу имени Гани Муратбаева в городе Чу, где были прекрасные учителя истории. На республиканской олимпиаде по истории занял второе место, а это автоматом гарантировало поступление на грант без экзаменов. И, конечно, КазГУ для меня тогда был «казахстанским Гарвардом».
В 1997 году я поступил на исторический факультет КазГУ — на спецотделение, где дополнительно изучались иностранные языки. Я до сих пор благодарен ныне покойному Камалу Низамовичу Бурханову. Когда я сдавал документы, он сказал: «Поступайте на спецотделение, отучитесь пять лет, и у вас будет хороший английский». Выпускники спецотделений, кстати, часто уходили преподавать на факультет иностранных языков — настолько хороший у них был английский. У нас были отличные преподаватели: Сара Абунасыровна Касабулатова, Сабира Фаридоновна Кульсариева, Владимир Сергеевич Осколков, Валерий Николаевич Вдовин и многие другие. Они раскрыли интерес к науке, можно сказать, были для меня ролевыми моделями.
Хотя я и поступил на исторический, но археологом не стал — перегорел. Когда я учился, то ощутил, что меня все меньше тянет в архивы или на полевые раскопки, а интереснее читать этнографические материалы. Выпустился в 2002 году и год-полтора преподавал в частных университетах в Алматы, учился в аспирантуре востоковедения, но так её и не окончил — решил получить степень за рубежом.
Дорога в PhD
Про PhD я услышал впервые, когда мне было 20 лет, в КазГУ на уроках английского языка. Я готовился к TOEFL самостоятельно, но не оставлял науку, публиковался в казахстанских журналах.
Меня всегда интересовал ислам в Центральной Азии, в Казахстане. Все мои дипломные работы в КазГУ были связаны с этой темой. Получилось так, что в 2004 году я прочитал работу Девина Деуиса из университета Индианы «Суфизм в Центральной Азии». Я тогда проходил собеседование на программу стажировки в американских университетах, и ещё не знал, что вскоре Девин Деуис станет соруководителем моей диссертации в Индиане. Он — один из крупнейших специалистов по истории средневекового ислама и ислама нового времени в Центральной Азии. Он владеет несколькими центральноазиатскими языками, читает документы на фарси, чагатайском. Также там работал Уиллиам Фиерман, специалист по языковой политике в Центральной Азии. Получилось так, что я прошел два семестра стажировки у этих специалистов. Это была стипендиальная программа от Open Society института, затем по программе «Болашак» я поступил на магистратуру в Индиане. В 2007 году получил магистерскую степень по программе Eurasian Studies. Но это региональные науки, то, что мы называем регионоведением. А я хотел поступить на антропологию, так как в отличие от регионоведения она является классической дисциплиной.
Работа в менеджменте и возвращение в академию
После магистратуры я работал около года в Евразийском университете. Впервые попробовал себя в административной работе, был начальником небольшого отдела международных программ. Затем в 2010-11 году стал менеджером в Назарбаев университете, где положил свой маленький кирпичик в построение SSH (School of Sciences and Humanities). Мы встречали первых профессоров, которые только приехали к нам. Это был очень насыщенный и интересный проект. Была возможность увидеть как университет функционирует и строится.
Но я всегда хотел вернуться в академию — преподавать и заниматься наукой. В конце 2011 года я уехал повторно по «Болашаку» уже на PhD программу по антропологии. Моим первым руководителем был Назиф Шахрани, известный антрополог, эксперт по исламу в Центральной Азии, основным руководителем затем была профессор Беверли Столже, одна из классиков в американской антропологии. Кроме них, там работала плеяда специалистов, таких, как Девин Деуис, Рон Селла, Мариан Кэмп. Таким образом, я оказался в одном из лидирующих университетов в области культурной антропологии и изучении Центральной Азии.
В университете Индианы в городе Блумингтоне находится департамент, которому уже больше 60 лет — Inner Asian and Uralic Studies, он был основан после Холодной войны ведущими учеными по истории Центральной Азии – Денисом Синором и Юрием Брегелем, выходцем из Советского Союза. Брегель изучал чагатайские источники по Кашгару, территорию современного Синьцзяна. Это люди, которые заложили основы, и я учился у их студентов. Я считаю, что у меня две альма-матер: КазГУ и университет Индианы.
Нельзя сказать, что я оставил историю. Анализируя определенные современные традиции в обществе, антрополог задается вопросами: когда они появились, насколько эта традиция действительно является исторической, и насколько она продукт современности. Ищет истоки, сравнивает исторические и нынешние значения этих традиций.
Что такое антропология и что она изучает?
Антропологию у нас называют этнографией. Я сторонник американского понимания этой дисциплины, где антропология — это наука о человеческой культуре и человеческом поведении. Она включает в себя четыре направления: археологию, социо-культурную антропологию, биоантропологию и лингвистическую антропологию. Археологи занимаются материальной культурой, то есть, следами умерших людей. Биоантропология — изучение эволюции человека. Лингвистические антропологи исследуют языки, — нынешние и умершие, исчезающие. Мы, социально-культурные антропологи, изучаем современную человеческую культуру во всех ее проявлениях. Современный антрополог охватывает огромное количество тем, начиная с современной культуры потребления и заканчивая обрядовой практикой коренных жителей дельты Амазонки. Мы изучаем, как и почему человек реагирует, какие механизмы реагируют на культурные феномены: религию, национализм, субкультуры, и т.д. Когда ты антрополог, ты постоянно смотришь на поведение людей. Например, заходишь в магазин с детьми, а там игрушки казахских батыров. Антрополог говорит: «интересное символическое значение этой игрушки». Он анализирует как производители изображают батыров: маскулинными, в казахских доспехах, одетыми в определенном, так называемом национальном стиле, и понимает, что это есть проявление принадлежности, это есть национализм. Тут национализм надо понимать не в негативном смысле, национализм означает выражение человеком своей принадлежности к определенной культуре через какие-то символы.
Зачем нужны антропологи?
Антропологи могут работать в национальных программах по защите культурного наследия, в Google и Amazon. Эти компании часто обращаются к специалистам перед выпуском какого-нибудь продукта в определенных странах. Антропологи скажут, например, какие символы нежелательно использовать, потому что они могут быть оскорбительными для какой-то страны или народа.
Есть нефтяные компании, консультирующиеся с антропологами перед тем как построить трубопроводы. Есть антропологи, которые борются за права местного населения — например, пытаются донести до тех, кто принимает решения, что какая-то программа, допустим, по изменению ландшафта, или стройки в степи, или в джунглях может нанести вред. Задача антрополога – показать, какой на самом деле сложный мир, как местный народ взаимосвязан с окружающей средой, что это часть местной экономики, и мировосприятия, и что просто так вторгаться нельзя.
Я думаю, что государственным органам и частным компаниям будет полезно обращаться к антропологам. Антрополог подскажет как, условно говоря, программы «Таза су» или «Ақжайлау», или археологические раскопки должны работать. Eсть понятие «культурный ландшафт», — оно включает в себя людей, животных, сакральные объекты, топонимические вещи. Это «поле», в котором человек и его сообщество живет и с которым оно связано. Проведение инфраструктуры без учета местной специфики может нанести непоправимый вред: может исчезнуть не только материальное, но и нематериальное наследие, которое специфично для определенной местности. Очень важно все это сохранять и записывать. Даже если антрополог не успеет обработать это огромное количество материала, то он оставит этнографические архивы после себя.
Почему в Казахстане социокультурная антропология не развита?
В советское время в целом к социально-гуманитарным наукам отношение было «так себе», тогда царил культ точных наук. Политологию вообще считали буржуазной ересью. Этнография была больше описательной. У нас в Назарбаев университете есть единственный в стране департамент «Социологии и Антропологии», не так много людей его окончили. Процент историков и антропологов, получивших западные степени, небольшой. Если на западе большая конкуренция за рабочее место, то у нас про антропологию в целом не знают, и получается, что работы мало.
Выбор темы исследования
Перед выбором темы докторской диссертации мне попалась статья Аллена Франка о степных суфях и ишанах. Там был упомянут некий Исабек-ишан. Затем я от своего друга услышал, что он в детстве посещал мазар Исабек-ишана в Павлодарской области и встречал его потомка Кожа-ата. Я заинтересовался этим, так как северный Казахстан у нас в большей степени ассоциируется с советизацией и в меньшей — с мусульманской культурой. В ходе своего исследования я выяснил, что это место в 19 веке было центром активного паломничества. В 20 веке семейство ходжи сохранило свой символический капитал.
Как «живут» мазары?
Для написания своей диссертации я провел в ауле больше семи месяцев. Я писал работу о комплексе Исабек-ишана, жил в доме шыракшы (хранитель), чувствовал жизнь этого села, косил с местными сено, ездил на тракторе, встречался с акимом, замакимом и участковым. Я проводил включенное наблюдение и разговаривал с местными и посетителями, чтобы находить ответы на свои вопросы. Я хотел понять, что такое мазар и кто такие аулия-святые в современном Казахстане. Эта тема мало исследована в Казахстане.
Мазар зачастую находится в невзрачной части степи, и если он не прошел современную реконструкцию, то выглядит как комплекс из нескольких саманных кирпичей. Там обычно есть оградка, люди приезжают, прикручивают какие-то тряпочки, уезжают. В лучшем случае там стоит дом шыракшы. Я понял, что это не просто мазар Исабек-ишана, его кыстау (зимовка) и джайляу. Там был еще мазар Турти аулия и других святых и батыров. Плюс находился сакральный камень, который поднял местный батыр, было озеро, где происходила битва с джунгарами, где-то находился и священный родник.
Для посторонних это всё может выглядеть бессмысленным и пустым. Но я понимаю, что для местных жителей это часть их существования, культурного внутреннего ландшафта. Перед государственными экзаменами школьники идут в мазар Исабек-ишана, команда по кокпару перед соревнованием идет туда же и там делают делают бата. Если в ауле происходит событие, приглашаются потомки Исабек-ишана, путешественники и туристы посещают его мазар. Это словно живой организм, пронизанный невидимыми нервами.
О чём исследователю может рассказать мазар?
Там можно увидеть как политика, которая пишется в столице, принимает свою местную форму и интерпретируется местной властью. В мазар приходит аким и привозит государственные газеты. Этот мазар вливается в программу «Рухани жангыру», «Сакральную географию», на доме шыракшы с тыльной стороны вывешиваются изречения Назарбаева, там висит его портрет или какие-то постеры. Так мазар начинает функционировать не только как религиозное место, он становится частью национально-образующей государственной политики.
Интересно наблюдать как нарративы (повествования и сообщения) про строительство светского секулярного государства после провозглашения независимости смешиваются с досоветскими и советскими идеями. Границы между святым и светским вообще стираются. С одной стороны, идет казахизация. Ауыл переименовали — теперь он носит имя Исабек-ишана, открыли музей памяти Исабек- ишана, улицы носят его имя, строится мечеть. Казалось бы, ландшафт, который был советским, проходит некую деколонизацию, детерриториализацию. В то же время в устах местных жителей до сих пор используются советские названия.
В мазарах можно увидеть экономические процессы и капиталистическое влияние. Если какой-то мазар реконструируют, это влечет за собой и ремонт дороги, следом люди начинают открывать придорожные кафе, продавать местные продукты, оказывать какие-то услуги, строить маленькие гостиницы. Зачастую бывает так, что сакральное место внезапно становится местным экономическим двигателем. Если взять западный Казахстан, то наличие таких святынь, как Бекет-ата привлекает сотни туристов. Это дает работу местным водителям, они покупают продукты в местных магазинах. То есть развивается религиозный туризм, который оказывает серьезное экономическое влияние на данный регион и на потребительские привычки его жителей.
Мазар — это некая линза, которая помогает увидеть все эти процессы. Находясь там, вы видите, что туда приходят все слои общества: начиная от фермеров до бизнесменов. Можно заметить, что среди паломников преобладают женщины. Это в основном связано с желанием зачать ребенка.
Для многих это не только паломничество, а воссоздание прошлого. Я увидел, что комплекс прошел реновацию. В этом большую роль сыграли местная элита и зажиточные семьи, они вложили туда деньги, построили дом для шыракшы, поставили солнечные батареи. Для них поддержка этого места — морально-символическая обязанность.
Построение гендерного образа казахского мужчины
Одна из моих первых статьей касалась темы гендерных проблем и религии в Казахстане. Для части (не всей — прим. Улана Бигожина) казахского, так скажем мужского мусульманского населения, спорт и ислам часто связаны. Для них спорт — часть сунны, и особенно это касается борьбы (martial arts).
Я проводил исследование в столичном клубе джиу-джитсу. Туда ходили разные группы мужчин: и те, кто читают намаз, и те, кто не читает, то есть, и секулярные и религиозные люди. Многие из них говорят об идеальном образе казахского мужчины: это морально крепкий и физически сильный батыр, заботящийся о семье, следующий по пути предков («ата-бабалардың жолын жалғаушы» — прим. автора). Есть тенденция построения некого гендерного образа казахского мужчины. Про мужскую маскулинность у нас написано немного. Пишут про её кризис, но у нас в целом происходит переосмысление и переформирование понятия маскулинности, то есть содержание того, «каким должен быть настоящий мужчина» дополняется смыслами. В целом я хочу сказать, что гендерные стереотипы, которые навязываются мужчинам, такие как «зарабатывать много денег», «заботиться о родителях, о братьях и сестренках», «покупать дорогие подарки», приводят к тому, что часть из них может стать трудовыми мигрантами, заниматься криминалом. В целом они проходят через психологическое давление, приводящее к чувству неполноценности из-за того, что недостаточно успешны. При этом не стоит забывать, что стереотипы одинаково влияют на оба пола.
Казахстанская наука: пациент скорее жив или мертв?
Я считаю, что пациент пока находится в коме, скорее всего, у него полукоматозное состояние, пальцами он еще как-то «шевелит». Нельзя сказать, что наша наука ничего не производит. Я знаю прекрасных социологов, историков, археологов, антропологов в Казахстане, которые работают, несмотря на огромную нагрузку, несмотря на низкие зарплаты. Можно сколько угодно говорить про финансирование науки, про миллиарды тенге, но нужно понять, что базовая зарплата преподавателя в государственном вузе — 300-400 долларов в месяц.
Пациент тяжело болен, выздоровеет ли? Честно, трудно ответить на этот вопрос. Я вижу, что старшее поколение научных сотрудников зачастую воспринимает нас как продукт запада, идет отторжение нас во многом. Вижу что проекты, выигрывающие гранты, это та же «каша», что ели в 1997 и 2005-2010 годах. Это бесконечное клише, избитые темы, зачастую там нет ничего нового, и люди занимаются плагиатом, когда есть огромное количество новых тем.
Данная публикация стала возможной благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID) в период с 05.03.2021 по 04.07.2021, и был подготовлен в рамках «Центральноазиатской программы MediaCAMP», реализуемой Internews при финансовой поддержке USAID. Проект «Gylym Faces» несёт ответственность за её содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID, Правительства США или Internews.
Поддержите журналистику, которой доверяют.