Гостями форума стали не только алматинцы, но и гости из Европы, архитекторы Филипп Мойзер, Питер Оборн (Великобритания), Сэм Галлэм и Майк Оудс. Все они прибыли в Алматы, чтобы поделиться своим опытом и видением города в будущем. Был здесь и главный архитектор Алматы Габит Садырбаев. В качестве казахстанских спикеров были приглашены архитекторы, общественные деятели, социологи и исследователи.

Первой на сцену по приглашению Асель Есжановой вышла заместитель акима Асель Жунусова, чьей миссией стал рассказ о программе развития Алматы на 2016-2020 годы. Она повторила программу развития, с которой прогрессивная часть горожан смогла ознакомиться еще неделю назад. Упомянув семь приоритетных пунктов развития мегаполиса, Жунусова предупредила:

— Но вообще это до 2050 года, в целом, но к 2020 году мы должны видеть современный город международного уровня, комфортный для жизни горожан.

На этих словах между рядами пробежал смешок. Следующей частью пленарного заседания стал показ видео эссе с улиц Алматы, в котором людям задавали вопросы о городе. Аналогичные вопросы были отражены и в исследовании, проведенном Азиатским фондом системных исследований. Представитель фонда Артык Кузьмин свое выступление начал с интересного случая:

— Года 3-4 назад мне нужно было перевезти груз домой, я нанимал газели с грузчиками где-то на Ташкентской. В процессе переговоров мы начали торговаться по цене. Водитель так искренне удивлялся: «Что это вы торгуетесь за такие копейки? Вы же живете выше Ташкентской!» Для меня было удивительно, что есть люди, которые разделяют город и людей на тех, кто живет выше Ташкентской и ниже Ташкентской.

Во время подготовки исследования социологи поставили цель – изучить мнение людей, живущих в разных районах Алматы. Результаты исследования показали, что большая часть людей идентифицировала себя по семейному признаку – мать/отец (36,7%).

Среди символов Алматы лидирует высокогорный каток «Медео» (34,3%), далее следуют яблоки (21% ), горы (99,3%) и Кок-Тобе (8,7%).

Общий рейтинг образцовых алматинцев был сгруппирован из наиболее популярных сфер: певцы, политики, писатели, спортсмены. Его возглавила Роза Рымбаева (44%), далее на втором месте Динмухамед Кунаев (40%), Мухтар Ауэзов и Олжас Сулейменов разделили третье место, набрав по 26%.

Интересовались социологами и рекомендациями горожан.

— Вопрос задавался таким образом: «За что вы рекомендовали Алматы для проживания?» Мы хотели узнать, за что люди выбирают Алматы, почему они здесь живут, что здесь хорошего. Через все вопросы скользит такая мысль, что Алматы – город возможностей, – объяснил Кузмин.

Помимо наличия работы и образования, в Алматы опрошенные считают привлекательным и климат. Ответы алматинцев на другой вопрос: «Почему бы вы не рекомендовали Алматы для проживания?» должны стать сигналом для властей. Между тем, ничего нового в них не оказалось: все те же пробки и экология. Именно эти факторы беспокоят и доставляют дискомфорт жителям Алматы.

Кроме того, исследование показало, что алматинцы неравнодушны по отношению к городу, в котором они живут: 79% опрошенных думают о том, что нужно развивать мегаполис; 9% пытаются реализовать свои идеи и предложения собственными силами; и только 0,3% опрошенных обращаются с идеями и проблемами в акимат.

— С одной стороны можно подумать, что они не активные, но я думаю, что они просто не видят возможности повлиять на ситуацию, не видят механизмов, как они могут сотрудничать с властями. Обсуждают между собой, что-то делают, грудью защищают дома, которые хотят разрушить. Пока диалог почему-то не состоялся, – подвел итог Кузьмин. 

Далее организаторы пригласили гостей на панельные дискуссии, на одной из них обсуждался вопрос – город граждан или город пассажиров. Пассажиры — это не те, кто пользуются общественным транспортом, а те, кто просто пользуется благами города: живет, работает, отводит детей в детский сад. И наоборот – граждане и горожане — активные участники городской жизни, радеющие за развитие своего города. Однако в ходе обсуждения акцент с алматинцев переместился на работу акимата.

Основным докладчиком этой дискуссии выступила Шолпан Айтенова – исполнительный директор Zertteu Research Institute:

— По результатам индекса открытости за 2014 год, Алматы получил самый низкий бал – 22 из 100 возможных. Это тоже является показателем готовности городского акимата выставлять бюджетную информацию и вовлекать горожан в бюджетный процесс. Что есть диалог и участие горожан? Участие означает участие всех. Это коллективная ответственность за происходящее, – объяснила она. 

По мнению Шолпан Айтеновой, решения будут качественными, если вовлекать горожан в дискуссии на начальном этапе формирования и проектирования решений. Это называется «парадокс общественного участия»:

— Практика показывает другое – граждане не хотят участвовать на ранних этапах. Они предпочитают участвовать на этапе внедрения, то есть когда уже принято решение строить дорогу, – отметила эксперт.

Публикация проекта развития Алматы 2020, встреча акима с блогерами, вопросы акиму, страница акимата в Instagram – все это неплохие шаги, однако они не достаточно эффективны, если рассматривать их в первую очередь как инструменты диалога:

— На сегодняшний день в аккаунте Instagram акимата 33 тысячи подписчиков, по хэштегу около 700 постов. Если сравнить с разделом «народный контроль» на сайте акимата Алматы, то нужно обратить внимание, что это выкладывается в социальные сети, которые являются увеселительными. Всегда есть риск, что невозможно будет отреагировать в ту же минуту на эту жалобу и решить ее. Есть риск, что сотни решенных проблем могут получить негативный отклик из-за одной нерешенной.

Кроме того, нашумевшую встречу акима с блогерами эксперт считает не очень эффективной:

— Встреча акима с блогерами – иллюзия диалога, потому что блогеры не являются представителями интересов тех или иных групп населения или жителей города. В то же время это больше работа на популяризацию имиджа открытого чиновника, чем реальный диалог.

Эффективнее будет работа не одного человека, а всего акимата – всех управлений, всех районных акимов. Вместо этого у нас аккаунты в социальных сетях и Перископ, стоит отметить, что не каждый алматинец может позволить себе выход в Интернет. Традиционные инструменты связи с руководством города не популяризируются, вместо этого приходит SMM:

— Существующие механизмы диалога есть, но они не носят системный характер. Есть активные горожане, есть спрос и потребность на участие, с другой стороны, есть готовность акимата к диалогу. Компетентное участие горожан – это долгий процесс, нельзя сразу получить жителя Алматы, готового участвовать в жизни города. Эту культуру нужно формировать и эта инициатива должна принадлежать акимату, – заключила Шолпан Айтенова.

Было заявлено о том, что «Фонд Сорос-Казахстан» выделяет 36 миллионов тенге и объявляет конкурс на реализацию социально-значимых проектов, направленных на развитие города. Заявки по проектам на тему четырех панельных дискуссий в рамках Urban Forum Almaty принимаются до 6 января.