Начиная с середины 30-х годов XX века советское правительство резко изменило культурную идеологию, и на смену авангарду пришел социалистически реализм. В архитектуре смена курса означала переход от конструктивизма к неоклассицизму в различных его проявлениях. Скромные, лишенные деталей фасады конструктивизма, сменил богатый декор, иногда с использованием орнаментов. На колонны вернулись различные ордера и сами они перестали выполнять исключительно функциональные задачи, став основой для такого характерного элемента неоклассики как портик, часто использовавшийся в архитектуре общественных зданий.

С небольшим запозданием эти перемены добрались и до Алма-Аты. За два десятилетия господства неоклассицизма застраивается большая часть центра города и создается множество знаковых зданий. Наиболее активно работы над созданием неоклассического облика новой столицы КазССР велись с середины 30-х годов до 41-го года, но неоклассические проекты продолжали разрабатываться и реализовываться вплоть до середины 50-х. В это время спроектировано множество крупных объектов, но некоторые из них в силу разных причин, а в дальнейшем из-за начавшейся войны, не были реализованы.

Важной чертой изменений в искусстве и архитектуре стали перемены в городском планировании. Проект сталинской реконструкции Москвы предусматривал полное изменение исторического центра, создание множества широких проспектов и площадей, а также строительство действительно гигантских зданий, например, Дворца Советов высотой 400 метров. Но Сталин не ограничивался переделкой одной только столицы СССР. Проекты реконструкций были созданы для множества советских городов и, в особенности для столиц союзных республик. Так для Алма-Аты в 1934 году была начата разработка генерального плана, завершенного к 1936 году специалистами из Московской архитектурно-планировочной мастерской №1 (архитекторы А. И. Репкин и И. С. Гуревич).

Согласно плану, население города к концу 60-х должно было вырасти с 71 тысячи (данные за 1929г.) до 400 тысяч человек, которые будут жить в одном из самых живописных и благоустроенных городов СССР. Но фактически в 1969 году в Алма-Ате уже было 684 тыс. человек. При планировании учитывались естественные факторы, такие как подъем рельефа с севера на юг, использование его для создания системы орошения, а также обеспечение наилучшего обзора на горы Заилийского Алатау. Московские специалисты уделили внимание и сейсмологической обстановке в городе, они допускали строительство кирпичных и железобетонных зданий высотой до четырех этажей, а вдоль магистралей возведение 6-7 этажных построек. Кроме того, опасность землетрясений потребовала создать широкие проспекты и зеленые зоны для быстрой разгрузки зданий в случае катаклизма. Обширным зеленым поясам также отводилась важная роль в селезащите города, — вдоль рек должны были появиться широкие зеленые пояса. Планом сохранялась прямоугольная сетка улиц, существовавшая еще в Верном, делившая город на кварталы площадью в 8-9 гектаров.  

По генплану основной массив города ограничивался рекой Малой Алматинкой на востоке, Большой Алматинкой на западе, Ташкентской улицей (пр. Райымбек батыра) на севере, а на юге граница города проходила около нынешней улицы Тимирязева. Внутри этих границ предусматривалось разделение на жилые районы в южной части города и промышленные зоны на севере. Это было продиктовано природными и транспортными условиями. Южные территории считались наиболее пригодными для жилья из-за наилучшей сейсмической обстановки, а также господствующих ветров. Размещению основных промышленных предприятий на севере способствовала близость к железной дороге.

Правила застройки жилых кварталов были детально проработаны и рассчитаны на создание максимально комфортных условий для жизни. Под застройку отводилось не более одной пятой площади квартала, в то время как озеленение должно было занимать не менее половины. Кроме того, на первых этажах предусматривалось размещение магазинов, кафе, ресторанов и пр. Средняя этажность жилой застройки должна была составить 3-4 этажа, обеспечивая плотность населения около 300-320 человек на гектар.

Наиболее яркой чертой городского планирования той эпохи было акцентирование на градостроительных осях. Главной из осей был проспект Сталина (нынешний Абылай хана), начинавшийся с площади перед новым вокзалом и тянувшийся на юг до площади туристического городка. Вдоль этого проспекта должны были располагаться основные административные здания. В центре города его пересекала Комсомольская улица (ул. Толе би), формируя центральную городскую площадь, на которой располагался Дворец Советов. Далее улица тянулась на запад, где вокруг нее планировались расположить общественные здания и учебные заведения. За рекой Весновкой Комсомольская улица пересекалась с западной магистралью, шедшей из промышленной зоны к новому юго-западному парку Культуры и отдыха.

В начале проспекта Сталина находилась новая вокзальная площадь. Она имела прямоугольную форму, на ней находилось два сквера, в которых размещались бы павильоны трамвайных и автобусных остановок, а с трех сторон по плану площадь окружали бы сам вокзал, гостиница с восточной стороны и универсальный магазин с западной. Оба здания должны были быть достаточно высокими и в итоге формировали бы своеобразные ворота города.


Строительство здания вокзала по проекту А. Галкина и М. Кудрявцева началось в 1937 году. Его входная группа акцентирована четырьмя парными колоннами и полукруглым окном над главным входом. Над ним находится аттик с несколькими скульптурами. По сторонам от него два асимметричных крыла. Восточное предполагалось одноэтажным, в нем должен был быть зал ожидания, по фасаду шли пилястры, а вершину корпуса украшал аттик. Далее он переходил в небольшой одноэтажный полукруглый объем. Западный корпус предполагался двухэтажным, с похожим оформлением, но на нем отсутствовал аттик. До войны строители успели завершить только западное крыло вокзала. Восточное достроили только в 1976 году и его фасад стал симметричен фасаду восточного крыла. 

Проект площади в дальнейшем претерпел изменения. Послевоенный вариант КазГорСтройПроекта предлагал более симметричную композицию, в которой на теперь уже полукруглую привокзальную площадь выходило два симметричных корпуса с башенками у створа проспекта Сталина.  

Этим планам не суждено было сбыться и ни один из вариантов комплекса так и не был реализован. В наши дни на этом месте находятся несколько панельных жилых домов и административных зданий. Непосредственно у вокзальной площади с западной стороны в 2010 году все-таки появился универсальный магазин, а точнее торговый центр «Алтын Тараз», но он не имеет ничего общего с изначально задуманным ансамблем 1930-х.

Южнее по проспекту, в нескольких кварталах от вокзала, находится главное здание города и всей республики — Дом Правительства, расположенный на восточной стороне проспекта Сталина, севернее улицы Комсомольской. Сооружение имело огромное значение не только в политическом, но и в архитектурном смысле, будучи главным, образующим, элементом для застройки центральной части города.

В конкурсе на разработку проекта Дома Правительства принимала участие бригада архитектора М. Д. Шугал, представившая исключительно неоклассическое здание высотой в 6 этажей. Акцент делался на центральную часть сооружения, увенчанную украшенным барельефами, аттиком. 

Первый утвержденный вариант Дома Правительства авторства Рубаненко и Симонова представлял собой четырехэтажное здание высотой 29 метров, выходившее главным фасадом на улицу Комсомольскую. Наиболее заметен на этом фасаде портик из десяти колонн, увенчанный фризом и гербом КазССР. Стилистически оформление здания было ближе к арт-деко, нежели к неоклассицизму. От площади к Дворцу Советов с самого начала поднималась гранитная лестница. Интересно, что согласно первому проекту здание должно было быть отделано светлой штукатуркой.

Основная идея в целом осталась неизменной, но по углам здания появились массивные башни с барельефами и изображениями серпа и молота на вершине. Работы над реализацией проекта шли медленно и к 1941-му году был готов только котлован. 

Главное отличие послевоенного варианта заключается в башне, появившейся над главным залом. Кроме того, фасад был переоформлен в неоклассической манере с использованием национальных мотивов. Этот вариант и был принят к реализации. 

Строительство Дома Правительства было завершено только в 1957 году, после выхода постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В результате башня в центре была сильно урезана и теперь представляет собой невысокий световой фонарь. В остальном же фасад остался очень близок к задуманному.

В 1972 году к северной стороне пристроили два небольших корпуса, полностью копирующих оформление здания. Проект подготовили специалисты Казгорстройпроекта.

С середины 1998-го до октября 2001-го года здесь располагался акимат Алматинской области. Сегодня в стенах бывшего Дома Правительства находится Казахстанско-Британский технический университет.

Вместе с различными предложениями для Дома Правительства, появлялись и разнообразные варианты центральной площади, растянувшейся между проспектом Сталина и улицей Красноармейской (современная ул. Панфилова), и ограниченной с юга улицей Кирова (Богенбай батыра).

Архитектор Круглов в 30-х годах видел площадь как огромный прямоугольный плац с внушительной колоннадой на ее южном крае. Перед колоннадой располагались бы трибуны, сохранившееся и в следующем проекте. Со стороны проспекта Сталина и Красноармейской улицы проходили бы узкие полосы клумб и озеленения, на южной оконечности которых появились бы колонны, увенчанные статуями. 

Послевоенное предложение М. Д. Шугал, А. П. Сумарокова и известного ленинградского архитектора Е. А. Левинсона сохраняло идею плаца, но несколько изменило форму трибун. В этом проекте они образовывали полукруглый амфитеатр, к южным углам площади протянулись два здания-кулисы с колоннадами. Между ними сохранялся интервал, через который на площадь выходила современная улица Байсеитовой, которая затем продолжалась севернее Дома Правительства, проходя между двух симметричных зданий.

Уже в начале 50-х идея плаца была законсервирована и начались работы по обустройству на его месте сквера. В нем сохранена ось улицы Байсеитовой, на которой установлен памятник М. Маметовой и А. Молдагуловой. В восточной части сквера появился пруд, в котором в 2016 году вновь появились лебеди.

Разработка проекта первого здания Политпросвета, расположенного на западной стороне проспекта Сталина, напротив северного сквера Дома Правительства, началась только после войны в начале 50-х годов. Развитие неоклассицизма отмечалось в то время активным привнесением в архитектуру национальных мотивов. Архитекторы А. А. Леппик и Г. П. Симонов в полной мере реализовали их в своем проекте Казахконцерта. Здание поделено на три объема, соединенных переходами со стрельчатыми арками. Главный объем выделяется колоннадой перед основным входом.

Существовало альтернативное предложение архитекторов В. Бычкова и А. Я. Коссова. Их вариант отличается несколько более классическим видом, национальные мотивы пусть и сохранены, но используются не так активно. Боковые объемы стали заметно массивнее, превратившись в многоэтажные здания. Переходы между ними и центральным корпусом утратили стрельчатые арки. Центральный корпус изменился только в деталях оформления.

Здание завершили строить в 1957 году. За это время проект претерпел заметные изменения. Так же, как и Дом Правительства, Дом Политпросвещения пострадал от постановления 1955 года. Многие детали, такие как колоннада главного корпуса, были урезаны. Вместо колонн главный фасад теперь украшают пилястры. Кроме того, не построили боковые корпуса. Сегодня в здании располагается Казахконцерт. 

В тот же период в соседнем квартале между улицами Советская (Казыбек би) и Комсомольская планировалось возвести сооружение филиала ВАСХНИЛ. Авторы проекта архитекторы И.Н. Сумарокова и А.А. Леппик хотели создать здание за счет пристройки новых корпусов к уже существующему дому Министерства финансов 1938-го года. Архитектура здания строилась на трехосевой композиции, где по сторонам от главного корпуса с широким портиком из 12 колонн располагались два зеркальных относительно друг друга боковых корпуса. Для того, чтобы объединить здание Минфина с новой композицией, архитекторы планировали его частично реконструировать. 

Строительству помешало постановление «О борьбе с излишествами» и в 60-е годы в этом квартале построили модернистский республиканский дом министерств.

Выше по проспекту Сталина, между улицами Кирова (Богенбай батыра) и Виноградова (Карасай батыра), планировалось сооружение Центральной государственной библиотеки Казахстана. Опубликованный в 1938 году проект архитектора М. Б. Левинсона — один из четырех, участвовавших в закрытом конкурсе. Его предложение было выполнено в исключительно неоклассической манере. Фасад, выходивший на проспект Сталина, разделен на три горизонтальных пояса, по которым тянулись длинные ряды арок. Читальные залы выходили на внутреннюю сторону участка и имели доступ на террасу, с которой открывался бы вид на парк, разбитый позади библиотеки. Книгохранилище библиотеки вмещало бы 1,2 миллиона книг, а сама библиотека могла бы одновременно обслуживать тысячу читателей.   

В 50-е существовало предложение архитектора В. И. Бычкова. Здание сохранило основные мотивы прежнего проекта, но видение Бычкова включало в себя мотивы национального стиля, который выражался в виде стрельчатых сводов арок и различных декоративных элементов. 

В конечном счете капитальное здание Центральной библиотеки появилось в нашем городе только к 1970 году. Это уже модернистское здание по проекту В. П. Ищенко, расположенное по проспекту Абая, замыкает собой бывший проспект Сталина.

Здание старого кинотеатра «Алатау» на улице Калинина, которое на время займет ТЮЗ, пусть и был построен, но уже полностью утрачен и является таким же призраком, как и другие нереализованные проекты из этой статьи.

Здание архитекторов Л. Руднева и В. Твердохлебова 1935 года постройки имело изначально конструктивистскую логику. Изначально в композиции задумывался контраст прямоугольного портика со скругленным объемом правого крыла, но изменения в проекте не позволили ему появиться. Сам портик выделялся рядом квадратных колонн.

В 1944 году здание поменяло назначение и стало ТЮЗом. Реконструкцией сооружения занимался архитектор Н. Простаков. Он заметно изменил фасад здания, добавив множество разнообразных декоративных элементов. Колонны обрели необычную форму и украшенные узорами и скульптурами капители. По сторонам от входа появились статуи Пушкина и Джамбула. 

Из-за низкого качества использовавшихся материалов, уже в 60-х возникла необходимость в очередной реконструкции здания. Реконструкция практически вернула строению его первоначальный вид. Количество декоративных элементов свелось к минимуму. Остались только маски на углах здания. Колонны портика вновь стали квадратными, но в отличие от оригинальных они все-таки имели капители. 

В 1987 году здание сгорело. Долгое время участок пустовал. В 2006 году на территории бывшего ТЮЗа возвели жилой комплекс «Столичный центр», а непосредственно на месте театра находится букмекерская контора.

Выше Арычной улицы (проспект Абая) проспект Сталина по плану должен был переходить в площадь туристического городка, которую окружали бы гостиницы, театр и кинотеатр. Площадь и туристический городок не были реализованы, вместо них в 70-х построили комплекс Новой Площади, а проспект Сталина перекрыло новое здание библиотеки. Интересно, что южнее библиотеки находятся несколько домов, возведенных в начале 50-х с учетом дальнейшего продления проспекта выше Абая.

Конечно же развитие города в этот период не ограничивалось главным проспектом и множество разнообразных проектов, созданных в течении всего этого этапа должны были быть построены в разных частях Алма-Аты. Некоторые их них, такие как опера или Академия Наук, претерпели огромные изменения на пути к реализации. Другие, подобно первому проекту алматинского цирка, останутся на бумаге. 

Продолжение следует 

Статья написана в рамках Archcode Almaty - это проект, посвященный сохранению архитектурной идентичности города. Проект осуществляется при поддержке Фонд Сорос - Казахстан.

Источники: 

1. Газета Социалистическая Алма-Ата 1936-1938 гг.

2. Сарумов М.Н. Алма-Ата планировка и реконструкция А-А, 1937 г.

3. Мендикулов М. Архитектура города Алма-Ата, А-А, 1953 г.

4. Капанов А.К., Баймагамбетов С.К Алматы архитектура и градостроительство. А, 1998 г.

5. Свод памятников истории и культуры города Алматы , А 2007 г.

6. Алматы. Архитектурные хроники. А. 2012 г.

7. Алма-Ата, энциклопедия А-А , 1983 г.