Алатауский район был образован в Алма-Ате 17 октября 1980 года в результате разукрупнения Калининского и Ауэзовского районов города. Спустя 13 лет ситуация изменилась - обретенная независимость потребовала оптимизации - и Алатауский район канул в лету, став частью Ауэзовского. В 2008 году историческое название дали вновь образованному седьмому городскому району, в состав которого вошли областные территории. Таким образом, «новый» Алатауский район ни географически, ни юридически никакого отношения к «старому» не имеет, и является вторым по площади городским районом после Медеуского. Сегодня в Алатауском районе - 23 микрорайона, в которых проживает больше 220 тыс человек. С момента образования района население здесь выросло на 60 тыс человек.

Обстоятельства появления в Алматы Алатауского района и спустя 9 лет многими не забыты - в 2006 году в микрорайоне Шанырак при попытке властей снести незаконные постройки начались массовые беспорядки, в ходе которых один полицейский погиб, десятки получили ранения. Спустя восемь месяцев 20 местных жителей были приговорены к условному наказанию, четверо - к длительным срокам лишения свободы. Сегодня «земельный» вопрос перед районным акиматом не стоит - более 6 тыс домов были узаконены, остается решить юридические вопросы еще с 250 участками. К слову, узаконение самостроев и возникновение Алатауского района считается одним из бесспорных позитивных итогов работы Ахметжана Есимова на посту градоначальника. Бывший аким считал, что новый район должен стать «импульсом для развития» Алматы. Вероятно, поэтому в 2009 году именно в Шаныраке торжественно открыли первый детский сад, возведенный в Алматы после обретения страной независимости.

Между тем, с «импульсом» возникли некоторые сложности. Иначе чем объяснить, что в Программе развития Алматы до 2020 года, принятой в конце 2015 года, авторы поставили перед собой цель «значительного» повышения стандартов жизни присоединенных территорий? Разработчики недвусмысленно указывают на необходимость «выравнивания социально-экономических условий» посредством строительства первоочередных социальных объектов (1) и создания «новых точек экономического роста» (2). Целевой индикатор здесь, как ни странно, всего один - «охват территорий градостроительной документацией». К 2018 году акимат оптимистично надеется, что 40% присоединенных территорий будут задокументированы надлежащим образом. Перечень путей достижения цели венчает любопытный пункт - «ограничение роста селитебных (жилых) территорий». И это несмотря на то, что территорию города до 2030 года будет необходимо расширять - в том числе, в сторону Алатауского района.

В основе программы - идея полицентричности. Иными словами, акимат видит Алатауский район (впрочем, как и все другие) самостоятельным городским центром, который может обеспечить своих жителей всеми благами цивилизации таким образом, что отпадет необходимость и вовсе выезжать из него. И пока в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы констатируют снижение потока людей из Алатауского района в центр, более 70% опрошенных командой Urban Forum Almaty жителей Шанырака в 2016 году утверждали, что ежедневно добираются до работы больше получаса. По сути, эту проблему можно решить двумя путями. Один из них - развитие транспортной инфраструктуры

В 2010 году был разработан первый проект строительства легкорельсового транспорта, который был призван соединить Алатауский район (его индустриальную зону) с центром Алматы. Там же - в Алатауском районе - должно было расположиться новое депо для ЛРТ, однако пока для реализации этого проекта нет средств. 123 млрд тенге оказались для города неподъемной суммой, которая вынудила акимат искать возможности для государственно-частного партнерства. Аким города Бауыржан Байбек в феврале этого года пообещал, что в 2017 году «будет объявлен конкурс на определение подрядчиков и начнется проведение инфраструктурных работ».

Кроме этого, акимат ищет инвесторов для строительства автовокзала «Западный» в Алатауском районе с автостоянками до 5 тыс машиномест - ТЭО проекта уже разработано, заключение госэкспертизы получено. Пока же жителям района имеет смысл надеяться лишь на появление нового автобусного парка. Договоренность о его строительстве уже достигнута между городским акиматом и компанией Green bus. Автобусы, к слову, являются большой проблемой для жителей района: то ширина дорог не позволяет пустить по ним общественный транспорт, то автобусы внезапно меняют свои маршруты «из-за убытков». В 2016 году в Алатауском районе был открыт всего один новый маршрут, призванный обслуживать жителей микрорайонов «Саялы» и «Алгабас-6». В целом по району курсируют 26 городских маршрутов.

Пожалуй, только у автовладельцев в Алатауском районе не должно быть особых проблем - для них тут функционируют целых два специализированных центра обслуживания населения. Единственный недостаток - треть дорог (больше 200 километров) в районе по-прежнему не асфальтирована. В 2016 году администрации района удалось построить почти 3 километра дороги до объектов Универсиады, в 2017 году городской акимат обещает заасфальтировать еще 11 км дорог в микрорайонах «Акбулак» и «Алгабас».

В целом же делать дороги руководству района мешает нерешенная проблема с водопроводом и канализацией. В 2014 году районное управление энергетики разработало проектно-сметную документацию для 14 микрорайонов и подсчитало, что для работ понадобится 26 млрд тенге. Городской акимат выдает средства Алатаускому району поэтапно, а уж там надеются, что «если мы ежегодно по три-четыре микрорайона будем делать, то в течение пяти лет полностью закончим». В 2016 году счастливчиками себя почувствовали жители микрорайонов «Карасу» и «Айгерим-1,2» - там провели почти 25 км водопровода и 19 км канализации. Работы, надо полагать, идут медленнее, чем рассчитывали в акимате - в минувшем году по этой линии освоено лишь 1,5 млрд тенге.

И пока жители Алатауского района ждут питьевую воду, они же вынуждены бороться с водой, регулярно затопляющей их дома и дворы. Только в прошлом году из-за проливных дождей и отсутствия функционирующей системы водоотведения было затоплено 14 частных жилых домов и 27 дворов в микрорайоне «Алгабас». Традиционно во время ливней экстренные службы города фиксируют наибольшее количество звонков именно из Алатауского района. Между тем, в городском акимате уже лежит заявка от районных властей - жители нуждаются в 278,3 километрах арычных сетей и ливневых канализаций. В прошлом году районная администрация смогла установить только 6 км арыков в «Алгабасе» и «Шаныраке-1,2». Жители вынуждены рыть арыки возле собственных домов самостоятельно: «Собрали подворно деньги, но денег хватило только на экскаватор и трактор. Сейчас самодельный арык обваливается по краям, и мы с ужасом ждем следующий сезон», - пишут жители улицы Жубанова микрорайона «Алгабас» на сайте акимата. Ни пожарные, ни скорые, ни мусоровоз не могут проехать к домам, безнадежно добавляют они.

Кроме этого, оказалось, что жители Алатауского района испытывают проблемы с доступом к телефонной связи и интернету. 20% опрошенных в рамках исследования Urban Forum Almaty жителей Шанырака указали именно на это, рассказывая урбанистам о своих приоритетах. Еще один вопрос - газификация. Районные власти уже не первый год рапортуют о чуть ли не 100%-м доступе местных жителей к газопроводам. Между тем, не секрет, что далеко не у всех из них хватает средств, чтобы подключиться к этим трубам. Сколько именно домохозяйств Алатауского района пользуются газом, достоверно неизвестно. Такие данные, если и есть, в открытом доступе отсутствуют. Вместе с этим, газификация района иногда становится поводом для недовольства местных жителей. Например, один из детских садов был построен как раз рядом с газопроводом, из которого якобы «периодически» происходят выбросы газа. «Этот газ заполняет здание и территорию детсада, а также весь микрорайон, дышать невозможно, дети травятся», - обращается возмущенная женщина к акиму района с просьбой перенести газопровод подальше от дошкольного учреждения.

Однако кроме инженерной инфраструктуры жители Алатауского района испытывают трудности с социальной. Во-первых, на 220 тыс жителей приходится всего 311 врачей (больше чем по 700 человек на каждого). В районе работает пять государственных поликлиник, две частные клиники и ни одной больницы. Районный аким рассчитывает, что вопрос с больницей каким-то образом решится до 2018 года. Пока же местным властям не остается ничего иного кроме как увеличивать мощность действующих поликлиник - например, за счет реконструкции поликлиники №14 в 2016 году количество посещений в смену увеличилось с 1520 до 1700 человек. Во-вторых, дефицит ученических мест в школах района составляет 15 866 мест. 27 школ района не справляются со всё возрастающими потоками первоклассников, и это при том, что с 2008 года здесь было построено 9 новых школ. Но аким района, видимо, не считает ситуацию критической, заявляя, что «на сегодняшний день только чуть-чуть норму превышает количество учащихся в школах». Высшее образование в районе предлагает только Казахская Автомобильно-Дорожная Академия им. Гончарова, среднее специальное - медколледж и интернат-колледж олимпийского резерва. 

Работу молодым выпускникам (да и немолодым, надо полагать) в родном районе найти трудно. На сайте акимата указано, что безработных в районе всего 176 человек, однако эта цифра не выдерживает никакой критики в сравнении с данными независимых социологических опросов. Активисты Urban Forum Almaty, поговорившие с жителями Шанырака, выяснили, что 21% респондентов - безработные, которые едва ли могут позволить себе приобрести продукты питания. 80% опрошенных местных жителей считают, что в районе остро не хватает рабочих мест - и особенно в них нуждаются представители рабочих профессий. Похоже, на самом деле, лишь создание рабочих мест способно снизить количество людей, ежедневно совершающих 30-минутную поездку на работу в центр города.

В 2013 году - в том числе, и для этих целей - разработали ТЭО и ПСД строительства индустриальной зоны в Алатауском районе. Предполагалось, что она разместит в себе 110 предприятий и создаст 20 тысяч рабочих мест. Сейчас, спустя пять лет, в индустриальной зоне реализуются 13 проектов (всего утверждено 33), создано 5 тыс рабочих мест. По иронии самый крупный и известный из проектов на сегодня - тепличный комплекс по выращиваю огурцов и помидоров. Полное завершение строительства инженерных коммуникаций индустриальной зоны запланировано на конец 2017-го - начало 2018 года.

Кроме индустриальной зоны районные власти гордятся взятыми темпами строительства жилья. С 2008 года в Алатауском районе - преимущественно по госпрограмме - возведено около 400 многоэтажных домов, о качестве которых красноречиво говорят новостные сводки последних лет. Ровно год назад, например, жилой дом в микрорайоне «Алгабас-6» был полностью эвакуирован - в связи с нарушениями условий строительства произошел крен здания и просадка грунта у основания на 37 сантиметров. Комиссия порекомендовала снести дом, возведенный в 2014 году для очередников программы «Доступное жилье-2020». На сайте акимата также немало обращений от местных жителей на злободневную тему: вот, к примеру, жильцы частного дома жалуются на трещины и обвал потолка после того, как по соседству стали строить девятиэтажный дом по программе сноса ветхого жилья.

Зато цены на аренду жилья и покупку земельных участков в Алатауском районе приятно радуют желающих жить вдалеке от суеты городского центра. Около трети жилья в микрорайонах сдается - минимальная стоимость аренды однокомнатной квартиры здесь начинается от 50 тыс тенге. Земельные участки по цене от 250 до 500 тыс тенге за сотку можно приобрести в микрорайонах «Коккайнар», «Акжар», «Улан», «Таусамалы».

Однако едва ли алматинцев порадует, выражаясь языком урбанистов, «физическое пространство» алатауских микрорайонов. Здесь, пишут они, дома отделены друг от друга заборами, дворы многоквартирных домов не обустроены, освещение улиц неоднородно, повсюду стихийные парковки, общественных мест для отдыха катастрофически не хватает, деревьев мало. Что уж говорить о доступности среды для людей с инвалидностью? Вдобавок ко всему на многих улицах попросту отсутствуют таблички с их наименованием. В районном акимате быстро нашли, что на это ответить: «каждый житель сам может заказать и повесить таблички, потому что это им нужны скорая и почта». В городском акимате проблемы Алатауского района знают, сносят рынки и даже задумываются об озеленении района. В управлении природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы хотят использовать территорию сакских курганов, располагающуюся в Алатауском районе, для создания по опыту Астаны «зеленого пояса», но пока эти планы существуют лишь на бумаге. Однако местные жители не теряют надежды на светлое будущее: 71% опрошенных жителей Шанырака уверены в этом, а здание районного акимата, как ни странно, только укрепляет их уверенность. 
«Потенциально эти жители могут быть пассионариями, изменяющими жизнь спальных районов в лучшую сторону», - говорят авторы исследования Urban Forum Almaty. После анализа опроса жителей Шанырака они пришли к удивительному выводу - у этих людей отмечается высокий уровень закрытого социального капитала. Другими словами, их тесное взаимодействие друг с другом фактически помогает им выживать. 85% опрошенных заявили исследователям, что предпочитают не обращаться со своими проблемами к представителям власти. Вместо этого 35% респондентов выразили желание участвовать в работе какой-либо волонтерской или общественной организации. К слову, НПО в районе всего две - районная организация ветеранов и союз общественных организаций, нацеленный воспитывать молодежь в «патриотическом настрое».


Фото Жанары Каримовой, графика Асылхана Назира