"Работа парламента была направлена на своевременное и эффективное законодательное обеспечение мер по недопущению негативного воздействия внешних факторов на экономику, безопасность и благосостояние народа Казахстана и созданию условий для вхождения в тридцатку самых развитых государств мира", - подчеркнул спикер мажилиса Кабибулла Джакупов, выступая на совместном заседании.
Он проинформировал, что за период сессии было проведено три совместных заседания палат парламента, 41 пленарное заседание мажилиса, на которых было рассмотрено 335 вопросов и 33 пленарных заседания сената, на которых был рассмотрен 161 вопрос. На рассмотрении в обеих палатах находились 190 законопроектов, из которых принято 113.
"На этой сессии было принято на 17 законов больше, чем во второй, и на 9 больше, чем в третьей, - подчеркнул спикер. - В рамках работы над проектами законов в мажилисе было проведено более одной тысячи заседаний рабочих групп и свыше двухсот расширенных заседаний комитетов, на которых были рассмотрены более 10 тысяч поправок депутатов к законопроектам".
Джакупов подчеркнул, что "все принятые в течение сессии законы – это результат хорошо налаженного взаимодействия палат парламента в законодательном процессе".
"Каждая из палат внесла свой вклад в повышение качества принятых законов.
О продуктивной работе мажилиса и сената также свидетельствует рассмотрение в течение всего 24-х дней обеими палатами двух срочных законопроектов. Это законы о внесении изменений в Конституционный закон о Правительстве и по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления, - напомнил спикер и пошутил, - Как сказали мне переводчики-синхронисты, в те дни, многие депутаты не только работать, а даже говорить стали гораздо быстрее".
Говоря о проблемных моментах, Джакупов вновь обратил внимание на качество вносимых правительством законопроектов: "Мы из года в год говорим о необходимости повышения качества вносимых правительством законопроектов. Вынужден отметить, что правительство не до конца проработало предложения по совершенствованию законотворческой работы, о которых я от имени депутатов говорил на закрытии третьей сессии".
По его словам, в ходе четвертой сессии более 70% законопроектов, поступивших в мажилис из правительства, дорабатывались в рабочем порядке до регистрации. Кроме того, нарушаются сроки внесения правительством законопроектов в мажилис, даже если это касается реализации поручений главы государства.
При этом, по мнению спикера, "важнейшей причиной невысокого качества вносимых законопроектов является недостаточное внимание отраслевых министерств-разработчиков к глубокому системному анализу сложившейся ситуации в их сферах, прогнозированию эффективности на стадии планирования и подготовки закона, оценке возможных социальных рисков, привлечению потенциала профессионального сообщества и учету общественного мнения". Он перечислил: в ходе четвертой сессии в двести шесть законов вносились изменения и дополнения. Только в ходе текущей сессии по инициативе правительства в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях 12 раз вносились изменения и дополнения, в Налоговый кодекс – 10, в Трудовой кодекс – 9 и так далее.
"Очевидно, что слишком частое обновление законодательства приводит к его нарушениям, непреднамеренным ошибкам в правоприменении, наконец, способствует выработке в обществе правового нигилизма", - констатировал он.
При этом нередко "причина этих форс-мажорных изменений кроется вовсе не в приведении закона в соответствие с изменившимися реалиями жизни, а в изначально низком качестве вносимых в парламент проектов законов, неясности механизмов реализации и, как следствие, - возникающих пробелах и коллизиях в процессе правоприменения, которые нужно постоянно устранять". В качестве примера Джакупов привел проект закона «О сельскохозяйственных кооперативах»,редакцию которого депутаты изменили практически полностью, "поскольку представленный правительством законопроект не решал задач, поставленных президентом".
Спикер особо акцентировал внимание на том, что в правительстве "ответственность за принятие необоснованных решений никто не несет, а просьбы депутатов публично обосновать мотивы отрицательных заключений, не всегда принимаются во внимание".
"Инициатива депутатов законодательно решить ту или иную актуальную проблему, не всегда может найти свою реализацию. В частности, депутаты считают, что пункт 108 Регламента Правительства запрещает вносить поправки, даже не противоречащие концепции законопроекта. Нам представляется, что этот пункт противоречит статье 61 Конституции, которая предусматривает только в одном случае заключение правительства, а именно, когда требуется сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов. Поскольку законодательная функция по Конституции возложена на парламент, то, в конечном итоге, за качество законов перед народом, главой государства отвечает высший законодательный орган", - отметил он.
Говоря о планах на предстоящую сессию, спикер напомнил, что на первом плане для депутатов будет находиться законодательное обеспечение пяти институциональных реформ, объявленных главой государства. "Очевидно, что в этой связи правовую систему страны ожидают большие преобразования", - заметил он.
"К началу 5-ой сессии пятого созыва, должен поступить большой пакет законопроектов, предложенных Национальной комиссией по реализации Плана нации «100 шагов», который, конечно, будет рассматриваться в приоритетном порядке и потребует от нас политической ответственности и высокого профессионализма", - подытожил председатель мажилиса.