По данным ведомства, в настоящее время налог составляет порядка 2-3 тиын с 1 литра добытой воды, повысить его планируется на 10% до 3 тенге за 1 литр. При этом продажная, в том числе и оптовая цена не бывает ниже 30 тенге за литр. До конечного потребителя цена становится еще выше с учетом интересов многочисленных посредников.

С конца 2014 года по настоящее время органами налоговой службы проводился камеральный контроль правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод за период с 2009 года по настоящее время. В ходе контроля установлено, что налогоплательщики, осуществляющие добычу и дальнейшую реализацию подземной воды, исчисляют налоги исходя не из цены фактической реализации воды, а исходя из себестоимости ее подъема на поверхность, что является нарушением норм налогового законодательства.

Более того, понимая, что уплачивать налог на добычу полезных ископаемых с добытых подземных вод необходимо исходя из средней цены их реализации, некоторые компании после введения в силу кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 10 декабря 2008 года выделили в отдельные предприятия по добыче подземных вод и предприятия по их дальнейшей водоподготовке и расфасовке. 

«Таким образом, выстроена схема, при которой предприятие, осуществляющее добычу подземных вод, реализует ее предприятию, имеющему цех розлива воды по себестоимости либо с небольшой наценкой. Подобные схемы уклонения от уплаты налогов, применяемые отдельными крупными недропользователями осуществляющими добычу подземных вод, исходя из норм существующего законодательства, являются законными, хотя и не приветствуются налоговыми органами», - поясняют в комитете. 

Те же предприятия, которые не оптимизировали свое налогообложение и продолжили добычу и дальнейший розлив воды в рамках одного предприятия выбрали для себя несоответствующий налоговому законодательству метод определения налоговой базы на основе себестоимости добычи воды, а не на основе средней цены реализации, как предписывает закон. «Таким образом, данные предприятия занижают налоговую базу для исчисления налога на добычу полезных ископаемых», - считают в ведомстве. 

Как утверждает налоговый орган, основным доводом, на основании которого производители безалкогольных напитков отказываются применять 10% налог на добычу подземных вод, является уверенность в том, что если добытую воду пропустить через фильтрационное оборудование и разлить в бутылки, то она перестает быть добытой подземной водой и превращается в совершенно другой продукт – бутилированную питьевую воду. 

«При этом в Казахстане отдельные предприниматели применяют непрогрессивные системы водоочистки питьевой воды, которые приводят к огромным  невосстановимым потерям. Так отдельные недропользователи  утверждают, что в ходе очистки воды они сливают в канализацию 50% и более добытой воды. Налоговое законодательство обязывает их уплачивать налог на добычу полезных ископаемых  и за эту потерянную воду. Результатом такого хищнического и безалаберного использования ценнейшего природного ресурса является резкое увеличение себестоимости реализуемой воды», - заявляют в комитете.

Ранее ассоциация производителей безалкогольных напитков заявляла, что комитет госдоходов планирует повысить налог на добычу 1 куб. м. подземной воды для недропользователей до 1 МРП, что увеличит её в 200-500 раз по сравнению с нынешней. В результате, по ожиданиям ассоциации, сумма налога превысит себестоимость добываемой воды в 70-80 раз, увеличит издержки и стоимость конечной продукции, а также вынудит большинство участников рынка закрыть производство.