«Что касается ответных мер – ну зачем нам применять ответные меры? Это решение не в нашей компетенции, это должно быть решение правительства», - сказал в четверг на пресс-конференции в национальной палате предпринимателей «Атамекен» заместитель директора департамента экономический интеграции министерства по инвестициям и развитию Ерлан Абзатов.

По его словам, МИР, совместно с министерством иностранных дел и посольством Казахстана в России принимают все необходимые меры для разрешения ситуации. Однако пока добиться ответа от федеральной таможенной службы РФ не удалось.

«По данному вопросу мы провели совещание у министра. Направили два обращения в адрес федеральной таможенной службы и министерства транспорта России. Вчера состоялся телефонный разговор ответственного секретаря МИР с заместителем руководителя федеральной таможенной службы. Он попросил сутки для прояснения ситуации», - пояснил Абзатов.

Стоит отметить, что 29 мая в Боровом премьер-министры СНГ подписали распоряжение об обеспечении беспрепятственного транзита, поэтому такое поведение таможенных служб России удивляет отечественных чиновников. Тем не менее, основной ответ: МИР продолжает ждать, что скажут представители федеральной таможенной службы России. Единственное предположение, которое они озвучивают – Россия включила систему управления рисками.

«Во всех государствах есть система управления рисками, может быть, где-то сработал профиль, и этот профиль должен исполниться. Думаю, российская таможня даст нам более подробный официальный ответ», - подчеркивает заместитель начальника управления таможенного контроля комитета государственных доходов министерства финансов Ералы Нуралиев.

При этом, данные о количестве машин, застрявших на таможенных постах в России,  разнятся. Называются цифры от 27 до 150. В то же время сами перевозчики не знают, что им делать дальше. Говорят, только в Новокуйбышевске под Самарой собралось около 100-150 машин. Деньги на исходе, а когда их отпустят домой – неизвестно.

«Четвертые сутки все казахстанские машины держат на Новокуйбышевском переходе возле Самары. Всех загнали на полный досмотр. Вынесли списки, подъехал ОМОН, теперь всех гонят за 150 км в город Тольятти. Не справляются таможенные органы, грузчиков нет, машины загнали, у водителей денег нет, а там надо заплатить около 15-20 тысяч только за грузчиков. И все опять же за нас счет. Плюс 5 тысяч рублей за каждые сутки простоя на складе временного хранения. Хотя при въезде из Украины в Россию мы купили гарантию прохождения транзитом по российской территории до Казахстана. Нам ничего не объясняли, говорят, какое-то внутреннее распоряжение», - сказал по телефону на пресс-конференции перевозчик Андрей Узаков.

Как выходить из ситуации, перевозчики не знают. Мало того, что они терпят убытки на границе, так еще и попадают под неустойку. У большинства из них сроки поставки товара поджимают, и доставить его вряд ли успеют.

В министерстве по инвестициям и развитию начала работать горячая линия по приему обращений от перевозчиков по номеру +7(7172) 75-47-75, а также WhatsApp: 8 7080888800, куда можно обращаться круглосуточно.

Фотография с сайта riatec.md