«Так, на первом этапе в 2017 году предполагается вовлечь в систему декларирования наиболее подготовленную часть населения. Имеются в виду те, на кого в настоящее время уже возложена обязанность представлять декларации в связи с требованиями антикоррупционного законодательства. Это депутаты,  судьи, государственные служащие, а также их супруги. Также на первом этапе в качестве пилота предлагается введение в Систему декларирования административного персонала национальных компаний и работников государственных предприятий». – заявил Султанов.

Второй этап сдачи деклараций, по его словам, предусматривается в 2020 году. Здесь уже будут привлечена остальная часть населения.

«Трехлетний лаг между этапами предполагается использовать для анализа и совершенствования процедур приема и обработки, настраивания систем контроля, а также для проведения широкомасштабной работы через масс-медиа», - пояснил глава минфина.

Сама система декларирования, сообщил Султанов, предусматривает представление двух видов деклараций: первая – декларация об активах обязательствах, так называемая «входная» декларация, которая будет представлена единожды.

« В этой декларации физическое лицо зафиксирует сведения на начало года вхождения о накопленных средствах и имуществе, в том числе за рубежом, а также отразит свои долги другим лицам (кроме банков) и, наоборот, других лиц ему, если они имеются», - пояснил он.

 Вторая декларация называется декларация о доходах и имуществе физического лица  и будет представляться ежегодно. В ней будут отражаться доходы, полученные за год и сведения о приобретении и продаже имущества, подлежащего государственной регистрации. Кроме того, государственные служащие, депутаты, судьи и другие лица, являющиеся субъектами антикоррупционного законодательства в очередной декларации «должны будут указать источники расходов на приобретение вышеназванного имущества».

Что касается лиц, получающих доходы в виде заработной платы или пенсии, то для них законопроектом вводится краткая форма очередной декларации, «которая будет в виде анкеты и без указания каких-либо суммовых сведений».

Кроме того, одной из новелл законопроекта является расширение налоговых вычетов, применяемых по социальным расходам физического лица.

«Так, наряду с действующими налоговыми вычетами предусматриваются дополнительные налоговые вычеты на взносы на обязательное медицинское страхование, оплату добровольного медицинского страхования на случай болезни, обучение декларанта или его детей и на оплату вознаграждения по банковским займам.

«В отношении налоговых проверок по декларациям физических лиц законопроектом предусматривается применение системы управления рисками», - резюмировал Султанов.

Также депутаты в первом чтении одобрили проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон «о выборах в Республике Казахстан», предусматривающий внесение поправок в связи с декларированием доходов. Как уточняется в заключении комитета по финансам и бюджету, в настоящее время в соответствии с Конституционным законом кандидат на выборную должность и его супруга до регистрации предоставляют в органы государственных доходов по месту жительства декларации о доходах и имуществе на первое число месяца начала срока выдвижения, установленного в соответствии с Конституционным законом, в порядке и форме, установленных уполномоченным органом,  осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В соответствии с пунктом 2 статьи 185 налогового кодекса депутаты парламента, судьи, а также физические лица, на которых возложена обязанность по предоставлению декларации в соответствии с Конституционным законом, предоставляют декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.