«Второго октября законопроект был рассмотрен на заседании национальной комиссии по модернизации, на котором было принято решение по изменению срока внедрения рынка электроэнергии. Принятие такого решения связано с существующей кризисной ситуацией в мировой экономике и понижением мирового спроса на экспортную продукцию Казахстана, которые могут негативно повлиять на работу отечественных предприятий и экономику нашей страны», - рассказал на пленарном заседании депутат мажилиса Шавхат Утемисов.

Он отметил, что внесение изменений в рынок электроэнергии именно в такое время «может привести к ухудшению экономического состояния отечественных предприятий». Утемисов напомнил, что внедрение рынка электроэнергии с первого января 2016 года было предусмотрено законом, принятым в 2012 году, а 13 октября текущего года на имя председателей мажилиса и сената поступило письмо от премьер-министра Карима Масимова с просьбой «учесть решение национальной комиссии о переносе срока внедрения рынка электроэнергии с 1 января 2016 года на 1 января 2019 года».

«15 октября сенатом рассмотрен указанный законопроект, и с учетом предложения национальной комиссии было внесено четыре поправки. Данные поправки не меняют предусмотренную в законопроекте модель рынка электроэнергии республики», - резюмировал депутат.

Недовольство разработчиками высказал депутат Рауан Шаекин, который был в составе рабочей группы мажилиса.

«23 сентября мы рассмотрели на пленарном заседании законопроект. Второго числа национальная комиссия вышла с предложением. Да, субъект законодательной инициативы имеет право (вносить поправки - V) на любой стадии, вплоть до отзыва. Но вы когда были у нас в рабочей группе, мы задавали этот вопрос: не повлияет ли текущая ситуация на те нормы, которые вы вносите. Вы говорили – нет, нужно с 2016 года рынок мощности вводить. Что изменилось за неделю, пока законопроект был в сенате», - обратился он к вице-министру энергетики Бахытжану Джаксалиеву.

Вице-министр признал, при обсуждении в рабочей группе у разработчиков не было сомнений, что рынок мощности должен вводиться с первого января.

«Но инициатива, прозвучавшая на нацкомиссии, для нас в определенной степени стала неожиданностью», - признал он.

«Ситуация достаточно быстро менялась. Я хочу сказать, что обратились с соответствующим письмом целый ряд промышленных предприятий, у которых ситуация резко изменилась за последний месяц. Они рассчитывали, что их продукция сможет быть реализована на рынках, в том числе, и в Юго-Восточной Азии. Там изменилась резко ситуация. Рынок мощности – реально действующий механизм. Но сейчас, есть спад экономики, а рынок мощности это механизм, который привлекает инвестиции в расширение увеличение мощностей…. Поэтому необходимости строить на спаде новые мощности экономически неразумно. Поэтому сдвижка, которая была предложена, она разумна», - объяснил в свою очередь министр энергетики Владимир Школьник.

Другой вопрос, который подняли депутаты: как отразится перенос сроков на предельных тарифах для производителей. Представители министерства энергетики заверили, что тарифы останутся на уровне 2015 года.