«Решение принято на госкомиссии совсем недавно о том, что субсидирования (социального хлеба - V) с первого января не будет. Цену определит рынок», - сказал пресс-секретарь министерства сельского хозяйства Сакен Калкаманов в среду на встрече с журналистами.
Он напомнил, что в сентябре глава государства на совещании с представителями агропромышленного комплекса трех областей говорил о необходимости прекратить субсидирование затрат на изготовление хлеба первого сорта и переходить к адресной социальной помощи.
«Ответы по поводу механизма можете получить в министерстве здравоохраненя и социального развития. Я знаю, что дано конкретное поручение, этот вопрос там прорабатывается. На сколько повысится цена, тоже пока неизвестно. Это будет регулировать рынок. Цена единая по Казахстану никем не устанавливается. Мы 25 лет находимся в условиях рыночной экономики», - резюмировал Калкаманов.
В свою очередь ответственный секретарь Минсельхоза Арман Евниев заметил, что «когда на хлеб не растет цена, кто будет в этот бизнес приходить? Кто будет там модернизировать оборудование хлебокомбинатов?»
«Казахстан занимает 6-7 место по экспорту продовольственной пшеницы, а какой у нас ассортимент хлеба? Стыдно же нам. Хотя мы же можем бренд делать нашего хлеба. Но для этого нужно, чтобы в эту отрасль пошли инвестиции. Инвестиции идут туда, где им комфортно. А комфортно там, где есть рыночные условия понятные. А не такие… Человек не знает: куплю я пекарню, а придет акимат и скажет: продавайте хлеб по такой цене», - сказал он.
Поэтому, по мнению Евниева, необходимо скоординировать различные подходы по адресной помощи, чтобы «люди с недостатком средств к жизнеобеспечению получили эту помощь». На вопрос, сколько таких людей в Казахстане, Евниев отметил, что данный вопрос находится в компетенции министерства здравоохранения и социального развития и они сейчас разрабатывают механизм реализации этих услуг.
Относительно возможной стоимости хлеба в Минсельхозе говорить не стали.
«Стоимость муки (пшеницы в одной булке хлеба – V) составляет не более 30%. Остальное – это ГСМ, электроэнергия на выпечку, зарплата на комбинатах, торговая наценка, транспортные расходы. Мы все время это решали либо за счет фермеров, либо, с 2009 года – через бюджетную субсидию. Поэтому здесь опять же сказать, на сколько процентов (повысится цена - трудно - V). Скорее всего, это будут действительно рыночные условия и в разных городах будет цена разная. Я думаю там, где больше конкуренции, там цена минимально вырастет, может, даже снизится. Когда бизнес поймет, что вмешательства не будет, кто на рынке выигрывает? Выигрывает тот, кто лучше и дешевле. Поэтому наше спасение в этой сфере – это конкуренция», - подчеркнул Евниев.
«И как бы цинично ни звучало, мы - министерство сельского хозяйства - должны заботиться о благосостоянии фермеров на производстве», - добавил Калкаманов.
«Мы отвечаем за развитие сельхозпроизводства, то есть, за этих фермеров. А их интерес – это продать как можно дороже. Мы отвечаем за то, чтобы они продавали больше и дороже и зарабатывали больше денег, лучше жили и лучше обеспечивали продовольственную безопасность страны. А обеспечивать население - это уже функция другого министерства», - резюмировал ответственный секретарь.
Фото m.lnrnews.net