Как признался Джанбурчин, прошедший год стал особенным для органов финансового контроля стал особенным, потому что основные показатели работы были превышены в разы по сравнению с годом 2014-м. В частности, объем выявленных финансовых нарушений, при охвате 2,8 трлн тенге, составил 1,3 млрд тенге против 427,4 млрд тенге (в 2014 году – V). То есть рост произошел в три раза.
«На один объект контроля выявлено 4,3 млрд тенге нарушений, рост тоже в три раза. Восстановлено или возмещено 87,2 млрд тенге, из них в доход республиканского бюджета возмещено два млрд тенге. Это в пять раз больше, чем было возмещено в 2014 году», - заявил глава счетного комитета.
Более чем в два раза возросло количество процедурных нарушений – с 1569 до 3 693. При этом, почти половину всех нарушений (600 млрд тенге) составили именно нарушения бюджетного законодательства.
«Достаточно часто нарушался закон «Об архитектурной, градостроительной, строительной деятельности» - 234 млрд тенге, в общем объеме составляет 18%, рост в три раза, ну и закон «О госзакупках», это традиционно – 76,6 млрд тенге, рост в три раза», - пояснил Джанбурчин.
Глава счетного комитета также объяснил, за счет чего произошел подобный рост. Во-первых, очень много финансовых нарушений допускается еще на этапе бюджетного планирования.
«Если взять 1,3 млрд тенге за 100%, то из этой суммы почти 400 млрд тенге приходится на нарушения во время бюджетного планирования. Разумеется, нарушения, допускаемые на этапе планирования, потом отражаются в процессе реализации и выполнения бюджета», - рассказал он.
Вторая причина, которая послужила росту заключается в том, что ранее классификатор бюджетных нарушений включал в себе очень много процедурных нарушений, которые не обосновано были отнесены к финансовым нарушениям. При этом, никакого ущерба бюджету они не наносили. В текущем году, по словам Джанбурчина, в классификатор внесены изменения и скорректировали его.
«Мы сейчас классификатор почистили, и я думаю, что по итогам этого года объем действительных финансовых нарушений будет серьезно скорректирован», - считает глава СК.
Еще одним фактором, сыгравшим свою роль на увеличении количества нарушений, Джанбурчин назвал «фактор четвертого квартала».
«Если за год было выявлено 1,3 млрд тенге нарушений, то за четвертый квартал было выявлено нарушений на 900 млрд тенге, то есть почти 70% нарушений. Это говорит о том, что в четвертом квартале наступает период завершения инвестиционных проектов, выполнения договорных обязательств. Есть факты, когда идет лихорадочное освоение бюджетных средств. И все недостатки и упущения, которые допущены на этапе планирования, реализации бюджета, в четвертом квартале начинают вылезать», - объяснил он.
Кроме того, именно в четвертом квартале счетный комитет провел контрольные мероприятия на двух «очень высокобюджетных объектах – это министерство обороны и город Алматы».
«Тем более, мы проверяли их не за год, а за три года – 2013-2015 годы. Там охват был очень большой, поэтому и нарушения составили значительную сумму», - добавил глава комитета.
Очень серьезной причиной роста, по его словам, является и низкий уровень подготовленности работников госорганов, которые занимаются реализацией бюджета. Глава СК подчеркнул, что зачастую происходит «халатное отношение к своим обязанностям, незнание законов, недостаточно эффективная работа служб внутреннего аудита в самих госорганах».
«Как показал наш анализ 50-60% нарушений удалось бы избежать, если бы службы внутреннего аудита в самих госучреждениях работали так, как надо. Никто не мешает им включаться в процесс бюджетного планирования, сопровождать госзакупки. Очень много нарушений, которые носят процедурный характер, и которые можно было бы устранить силами внутреннего аудита. Но этого не происходит», - констатировал он.
В целом, рассказал Джанбурчин, в 2015 году счетным комитетом в 2015 году проведено 29 контрольных мероприятий, которые охватили контролем более 300 объектов в 12 госорганах и их ведомствах. Комплексные проверки были проведены в пяти регионах.
По итогам проверок за нарушение бюджетного законодательства к административной ответственности привлечено 75 юридических и 62 должностных лица, к дисциплинарной – 271 должностное лицо, и в правоохранительные органы передано 40 материалов.