"Главным итогом (...) станет переход с 1 января 2017 года на рыночное ценообразование в регулируемых секторах экономики (выведение регулируемых рынков из-под государственного ценового регулирования) с внедрением инструментов антимонопольного регулирования - пресечение нарушений, связанных со злоупотреблением доминирующим положением, в том числе в виде установления монопольно высоких и монопольно низких цен, ужесточение борьбы с картелями, пресечение вертикальных соглашений", - пояснил вице-министр национальной экономики Айдар Арифханов.
При этом он подчеркнул, что наряду с такой либерализацией "будет ужесточаться антимонопольное регулирование". "То есть, все эти вопросы по анализу рынка, по необоснованному ограничению конкуренции - весь упор будет делаться на это именно. Суть в том, что чем больше будет конкуренции, тем, по рыночной экономике, ниже цены должны быть. То есть, участники на рынке, конкурируя между собой за потребителя, будут стараться снижать цены. В этом и суть, основа регулирования", - уточнил вице-министр.
По его словам, вносимыми поправками предлагается четко регламентировать статус и порядок работы антимонопольного органа. Для этого в Предпринимательский кодекс предложено ввести отдельную главу "Антимонопольный орган и его полномочия", в которой расписана система органа, его задачи и полномочия. Отдельно устанавливается порядок назначения и отставки главы антимонопольного органа, который "для повышения статуса и преемственности проводимой политики" должен проработать на этом посту не менее 4 лет.
аконопроектом предлагается увеличить сроки проведения расследования по фактам нарушений антимонопольного законодательства, что, по словам Арифханова, "позволит проводить более качественные расследования, и будет способствовать достижению значимых результатов по сложным делам в отношении картелей-монополистов".
Изменяются подходы к согласованным действиям субъектов рынка. "В целях повышения качества проводимых расследований и предоставления должных гарантий субъектам рынка, кроме единовременности, выгодности и отсутствия объективных предпосылок включен дополнительный признак - ограничение конкуренции", - объяснил вице-министр.
Меняются подходы к государственному контролю экономической концентрации: предлагается двухэтапное рассмотрение ходатайств о даче согласия на экономическую концентрацию. На первом этапе со сроком рассмотрения в течение одного месяца для большинства случаев предусмотрено проведение анализа в упрощенном порядке; на втором этапе со сроком не более одного года, в определенных случаях (при угрозе монополизации) проводится полноценный анализ. Таким образом, предполагается "предотвратить увеличение рыночной силы на высококонцентрированных рынках, поддержать рынки открытыми и обеспечить возможность конкуренции".
Также предлагается изменить подходы к признанию доминирующего положения субъекта рынка по принципам rule of reasons. "Доминирующим положением признается субъект рынка с долей доминирования на рынке более 35%, но не более 50%. При обладании субъектом рынка долей 50% и более он признается доминантом", - уточнил Арифханов.
"В результате принятия поправок упор будет сделан на анализе не столько количественных показателей, а поведенческих действий (качественных показателей) или положения субъекта на рынке. Доминирующее положение будет определяться антимонопольным органом, главным образом, исходя из наличия рыночной власти и барьеров входа на рынок", - подчеркнул он.