Асанов рассказал, ежегодно органы прокуратуры принимают около 300 молодых сотрудников. ВУЗы выпускают 30 тысяч юристов каждый год. И опросы показывают - около 60% из них хотят работать в надзорных органах, то есть 60 человек на 1 место.
«Судя по цифрам, к нам должны попадать только лучшие из лучших. Однако в реальности это не так. Конечно, большинство у нас профессионалы. Но бывает, приходят люди неподготовленные, корыстные, выбравшие профессию прокурора «потому что так папа сказал». Такие не становятся настоящими прокурорами и их служба у нас коротка», - отметил генеральный прокурор.
По его статистике, с 2013 по 2015 год по отрицательным мотивам уволено 10 молодых сотрудников, проработавших менее трех лет.
«В Караганде сотрудница села пьяной за руль –это раз, совершила ДТП – два, хотела скрыться – три, протаранила людей, сопротивлялась полиции, - привел он пример. - Как только узнали, что она прокурорская, это вмиг облетело весь Интернет. Сотни негативных комментариев. Конечно, она уволена. Но из-за неё шквал негатива обрушился на всю прокуратуру».
В целом, за последние три года ушли из прокуратуры 67 молодых специалистов, 57 из них сами.
«Но, скажу откровенно – просто так, по своей воле, от нас мало кто уходит. Работа то престижная. Поэтому многие из тех, кто ушёл сам, либо безграмотные, либо наломали дров. Я привел лишь один пример. А сколько их на самом деле – никто не знает. Представьте, насколько опасно, когда такие решают судьбу человека – ведут уголовное дело, отвечают на жалобы, обвиняют в суде. Ведь могут засудить невинного на многие годы тюрьмы. Или довести до крайности того, кто обратился к ним с жалобой, с просьбой о помощи. Или сами совершают преступления, пользуясь властью, чувствуя вседозволенность и безнаказанность. Только уже когда они переходят все границы, от них тихо избавляются», - признался он.
По мнению Асанова, возникает резонный вопрос – кто, как и почему принимает их на работу?
«Значит, блат. Как обычно, за него попросили «важные» люди. Получается, наши даже не удосужились разузнать о человеке, кто он такой, как себя ведёт, чем дышит. Мы разберёмся с этим вопросом отдельно. Особенно по тем, кто уволился якобы по «собственному». Выясним, почему прокуроры областей сделали свой выбор именно на них, хотя желающих сотни», - заверил он.
Генеральный прокурор также сообщил, что неделю назад в интернете сделали опрос «Можно ли устроиться в прокуратуру без связей?», и результат оказался неутешительным: «Из 7,5 тысяч 7 тысяч ответили «Нет, невозможно». Это 93%. Только 500 сказали «Да, можно без связей». Похожий опрос провели в трёх ВУЗах. Среди 480 студентов лишь 45, то есть, менее 10% считают, что устроиться в прокуратуру можно самому. Остальные говорят: только через связи», - рассказал он, заверив, что это «старая, устоявшаяся парадигма».
В то же время, по мнению Асанова, сегодня в прокуратуре не могут «адекватно оценить профессиональные и личные качества кандидата», так как нет четких критериев и механизмов для этого. Соответственно, необходимо выстроить систему, которая позволит выбрать «самых лучших и достойных».
Фото http://prokuror.gov.kz