В частности, счетный комитет проверил комитет транспорта министерства по инвестициям и развитию, где и были выявлены финансовые нарушения на 2,1 миллиард тенге. Процедурные нарушения бюджетного законодательства составили 27,7 млрд тенге, а факты неэффективного использования средств республиканского бюджета - более 19 млрд тенге.
«Была охвачена общая сумма средств республиканского бюджета 153 млрд тенге. Из них большую часть средств - это 51 млрд тенге мы охватили по 15-й программе - субсидирование железнодорожных перевозок», пояснил он.
Из 7 перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по социальным сообщениям, основную долю или 80% занимают АО «Пассажирские перевозки», финансово-хозяйственная деятельность которых по итогам 2014-2015 года являлась убыточной.
«В 2014 году убытки составили 1,2 млрд тенге, а в 2015 году увеличились на 9 миллиардов тенге или в 9 раз», - сообщил он. - Действующий механизм субсидирования убытков перевозчиков, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по социально-значимым направлениям не стимулирует их к увеличению количества и повышению качества пассажирских сообщений, и не направлен на достижение конечного результата по перевозке пассажиров, как предусмотрено законом о железнодорожном транспорте и бюджетном кодексе», - подчеркнул член счетного комитета.
В то же время, в стоимость аренды вагонов у АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания», включены затраты на приобретение новых вагонов – это 17,5 млрд тенге, что привело к увеличению арендной платы более чем в два раза. При этом АО «Пассажирские перевозки» арендует вагоны у своей дочерней организации - АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания», которой ранее эти вагоны переданы в счет пополнения уставного капитала.
«Таким образом, за счет средств республиканского бюджета приобретаются активы, в тоже время государственный пакет акций не увеличивается», - продолжил перечислять Горяинов.
Нашли нарушения представители счетного комитета и в договорах на субсидирование между комитетом и перевозчиками. В частности, документами предусмотрено «удержание комитетом суммы субсидирования в случае выявления их нецелевого использования пропорциональное выявленной сумме. При этом не определены цели, на которые перевозчики должны использовать полученные средства, и не предусмотрена мера ответственности исполнителя в случае не выполнения объемов пассажирооборота».
В свою очередь вице-министр министерства по инвестициям и развитию Берик Камалиев заверил, что по выявленным нарушениям будет проведена соответствующая работа, в том числе, и на законодательном уровне.
«Ряд нарушений выявлено по вопросам субсидирования «Пассажирских перевозок» железнодорожным транспортом. Хотелось бы отметить, что с 1 января 2017 года мы вообще планируем отойти от субсидирования убытков, и перейти на субсидирование регулируемых государством расходов перевозчика. В частности будут субсидироваться расходы перевозчика: услуги магистральные железнодорожных сетей, локомотивные тяги и аренда содержание вагона. Это нам даст прозрачность процесса путем сокращения расходов перевозчиков», - рассказал о планах вице-министр.
Конечной целью, по его словам должно стать повышение доходов от перевозок.
«После этого совещания мы в министерстве с участием руководства, компании «Казахстан темир жолы», куда входят «Пассажирские перевозки», акиматом города Астаны проведем совещание. Виновные лица будут привлечены к ответственности, все замечания будут учтены», - пообещал Камалиев.