«В действующем земельном законодательном акте предусматривается изъятие земель в течении 5 лет если 2 года не используется, но там в основном касается пашни, а что касается для пастбищ, это слишком длительный срок. Для того, чтобы эффективно использовать эти пастбища мы предусматриваем и делаем изменения на 2 года. Если 2 года пастбище пользователь не использует по назначению, то оно (пастбище - V) изымается», - сообщил депутат мажилиса, один из разработчиков законопроекта, Жексенбай Дуйсебаев.
По его словам, сегодня из принадлежащего сельскому хозяйству земельного ресурса, доля пастбищ составляет 70%, то есть условно на одно поголовье скота приходится по 20 га земли.
«Это значит, что в будущем у нас есть все возможности стать индустриально-инновационно развитым, передовым аграрным государством. Фактически только 43% или 80 млн га необъятной земли принадлежат к используемым пастбищам. В среднем на одно поголовье скота приходится не более 2-3 га земли, а в некоторых регионах итого меньше. Согласно норме должно быть не менее 5 га, в результате 27 млн га земли подвергается деградации и данный объем увеличивается ежегодно», - констатировал мажилисмен.
Как он отметил, основными причинами сложившейся ситуации является тот факт, что 100 млн га до сих пор не используются под пастбища - основная масса сельхозживотных или 70% сосредоточена в близлежащих к населенным пунктам землях, а, кроме того, не полностью решен вопрос обводнения отдаленных пастбищ, неразвиты объекты инфраструктуры.
В новом же законопроекте определен ряд главных направлений развития пастбищ. В частности, определены полномочия правительства, уполномоченного органа, акиматов областей, районов, сельских округов и районного представительного органа маслихата, системы местного самоуправления. В проекте закона предусмотрены разработка нормативов содержания поголовья скота с учетом климатических особенностей регионов и права утверждения этих нормативов за уполномоченным органов. Районные сельские исполнительные органы совместно с системой местного самоуправления проводят мониторинг по пастбищах каждого района, сельского органа и разрабатываются планы. С помощью планов определяются объем пастбищ, их производительность количество поголовья выпасаемого скота, объем неиспользованных пастбищ, определяется, на каких земельных участках большое поголовье скота образуется система регулирования и управления пастбищами. Основной план утверждает районный представительный орган - маслихата, после этого этот план является нормативно-правовым актом. Для реализации мероприятий, указанных в утвержденном плане, предусматривается соглашение об использовании пастбищ, которому посвящается отдельная статья, в которой предусматривается заключение четырехстороннего соглашения с акимом сельского округа, собственниками земучастка, пользователями пастбищ и местными органами самоуправления.
Кроме этого, в проекте закона предусмотрены специальные статьи, определяющие объекты пастбищных инфраструктуры и регулирующие рациональное использование отгонных пастбищ. Также отдельной статье определены принципы законодательства о пастбищах. Предусматриваются права предоставления пастбищ, права и обязанности пастбищепользователей и нормы об объединении пастбищепользователей.
«Законопроект предоставит возможность эффективно использовать 187 млн га пастбищных земель нашей страны, создаст условия для развития сферы животноводства и призван стать стимулирующим фактором для создания кооперативов и существующих хозяйственных субъектов», - уверен Дуйсебаев.