«Основными новеллами законопроекта являются создание одноуровневой системы регистрации объектов интеллектуальной собственности. Полномочия по регистрации прав на объекты интеллектуальной собственности передаются в экспертную организацию (РГП «Национальный институт интеллектуальной собственности»), - сообщил депутатам министр юстиции Марат Бекетаев.

В данное время в Казахстане прием заявок и экспертиза осуществляется в экспертной организации, а регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности - в министерстве юстиции.

«Передача указанных полномочий в экспертную организацию предполагает сокращение бюджетных поступлений. А именно, вместо сбора за регистрацию и государственной пошлины, экспертной организацией будет взиматься оплата. Размер такой оплаты не будет превышать действующих ставок. Ожидается ежегодное сокращение поступлений в бюджет на 58 миллионов тенге», - рассказал он.

Кроме того, документом предусматривается расширение возможности досудебного рассмотрения споров по регистрации. Как сообщил министр, в соответствии с Гражданским кодексом, споры в отношении регистрации объектов промышленной собственности подлежат обязательному досудебному рассмотрению.

«Согласно статистике, апелляционный совет при министерстве юстиции является эффективным инструментом досудебного урегулирования споров. В среднем этим советом в досудебном порядке разрешается 97% споров, - привел пример Бекетаев. - В этой связи, предлагается наделить апелляционный совет полномочиями по рассмотрению споров касательно сходства фирменных наименований и товарных знаков».

Законопроектом также предусмотрены нормы, направленные на обеспечение прав правообладателей, на получение компенсации за незаконное использование товарного знака. Например, в гражданский кодекс вносятся дополнения, устанавливающие соответствующее право владельца товарного знака.

«Согласно этим поправкам, нарушитель будет обязан выплатить компенсацию в конкретно установленном размере», - подчеркнул глава минюста.

Исключить административные барьеры должны поправки, направленные на упрощение порядка регистрации лицензионных договоров на объекты промышленной собственности. В этом вопросе больше не потребуется представления на регистрацию подлинника договора.